Гражданином быть обязан!

Методический портал

Урок Гагарина
Сценарий классного часа


Никитина М.Д., 
заместитель директора по воспитательной работе,
Лукашова О.В., 
кл. руководитель 5а класса, 
учитель английского языка
МОУ СОШ №8 г.Смоленска

Тема классного часа:    УРОК ГАГАРИНА
 (По программе «Тропинки Смоленщины» из цикла «Тропинки славы»)

Цели и задачи: 
- включить учащихся в активное познание истории, духовных ценностей и традиций родного края;
- изучить жизнь и деятельность выдающегося представителя Смоленщины Ю.А. Гагарина;
- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;
- сформировать качества активного гражданина;
- сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий;
- помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала;
- способствовать формированию правил самовоспитания личности.

Форма: Тематический устный журнал с элементами рассуждения.

Оборудование: 1. Выставка книг, посвященных Ю.Гагарину и его полету.
                            2. Демонстрационный фильм «Наш Гагарин».
                            3. Доска: а) фотоколлаж (подборка фотографий, вырезок из  
                               различных изданий, связанных с именем Гагарина); 
                               б) эпиграф классного часа: «Люби, знай и береги родную
                               Смоленщину».
                            4. Аудиозапись песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он 
                                парнем был?».
                            5. Компьютерная презентация (слайд шоу) «Знаете, каким он 
                                парнем  был?».

Подготовительный этап: 1. Для проведения классного часа учащиеся получают задание подобрать фотографии, 
                                            вырезки из  периодических изданий, связанные с Ю.А. Гагариным.  
                                          2. Учащиеся готовят сообщения на темы:
                                       •«Знаете, каким он парнем был?»
                                       •«Минуты перед стартом»
                                          3. Оформление кабинета, выставки.
                                          4. Оформление и вручение приглашения гостям кл. часа, лично  знавших Ю. Гагарина

Рекомендации учителю:  Данный классный час направлен на выполнение ориентирующе–просветительской и формирующей функций. Первая направлена на формирование определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. 
Вторая формирует у учеников навыки обдумывания и оценки поступков, помогает формированию навыка рассуждения, объемного высказывания.
В ходе кл. часа, который продолжает знакомить детей со знаменитыми людьми Смоленщины, необходимо помочь учащимся определиться с выбором конкретного жизненного идеала. 

 
Информация к размышлению
                                   В ком нет любви к стране родной, 
те сердцем нищие   калеки.
                                                                                                       Т.Г. Шевченко


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Кл. час начинается со звучания песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?». 
Кл. рук. 1.: Учитель обращается к учащимся с вопросами о том, знакома ли им эта песня, кому она посвящена.

Ответ учащихся – Гагарину.

- Сегодняшняя наша встреча тоже посвящена Ю.А.Гагарину. Почему именно ему?

Возможные ответы учащихся: родился в Смоленской области; наш земляк; первый человек, покоривший космос; 9 марта – день рождения; 12 апреля -день космонавтики …

- Правильно, но это еще не все причины, по которым мы решили поговорить с вами о Гагарине, вспомнить самим, рассказать вам об этом великом, но простом человеке.
Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страницы большого журнала, на которых мы увидим, каким был Юрий Алексеевич, как воспитывался характер будущего космонавта, встретимся с людьми, лично знавшими его, и постараемся для себя определить свод правил, выполнение которых позволит успешно воспитывать свой характер. 

Кл. рук.2:  Идеальный герой нашего времени, он стал символом бесстрашного подвига и неиссякаемой молодости, символом человечества, олицетворением его лучшей части.
 Почему именно он полетел? Потому что именно весь ход событий нашей жизни готовил его к этому подвигу. Тяжелое детство, стремление учиться и не просто учиться, а хорошо учиться, помочь своим родителям – вот цели, к которым поначалу стремился Юрий.
И первая страница нашего журнала так и называется: «Знаете, каким он парнем был?».

Выходят два ученика и рассказывают о жизни Гагарина с презентацией слайдов (компьютерная презентация)

слайд№1. Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934г. в деревне Клушино, Гжатского района,   Смоленской области.

слайд№2. В пятом классе он вместе с ребятами организовал технический кружок, где  ребята сами сделали летающую модель 
                самолета.

слайд№3. Окончив школу в Гжатске, он задумался о профессии и поступил на завод,  закончил сначала ремесленное училище в 
              Люберцах, затем Саратовский  индустриальный техникум по специальности формовщика – литейщика.  Но мечта 
              летать не покидала его.

слайд№4. Одновременно с учебой окончил летные курсы при Саратовском аэроклубе и  летал на ЯК – 18. Получил направление в 
              Оренбургское авиационное училище, окончил в 1960г. и получил  специальность военного летчика – испытателя.

слайд№5. В 1960г. Гагарина включили в отряд по подготовке  космонавтов.

слайд№6. Приближалось время старта… Он занял место в «космическом» кресле, задраили люк… ракета задрожала всем 
               корпусом и оторвалась от земли. В  иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. 

Слайд№7 (читается текст со слайда)

слайд№8. Через 108 минут после старта космический корабль «Восток» благополучно приземлился в заданном районе. Вся 
               страна и весь мир кипел, приветствовал  небывалое достижение науки. 

слайд№9. Дом, в котором жил Гагарин, сейчас музей.

слайд№10. Ю.А. Гагарин после полета со своим отцом Алексеем Ивановичем и матерью  Анной Тимофеевной.

слайд№11. Анна Тимофеевна Гагарина.

слайд№12. Юрий Алексеевич очень любил рыбалку и охоту. Это одна из редких минут отдыха на реке Угре.

слайд№13. Место гибели Ю.А.Гагарина. У этого обелиска всегда живые цветы.

слайд№14. Г. Гжатск сейчас переименован в город Гагарин. Памятник Ю.А.Гагарину  стоит в центре города.

Кл. рук.1: Он многому учился и многое постиг. И чем больше он учился летному делу, тем сильнее ему хотелось полететь далеко к звездам, узнать как можно больше освоить космос. Из многих претендентов быть первым выбор пал на него. Он был лучшим в учебе, во время подготовки к полету, честен и порядочен в общении с коллегами и друзьями, очень смел.
Наша вторая страница посвящена первому полету.

Выходят два ученика и читают наизусть отрывок из дневника Гагарина.
  1. 12 апреля 1961года… В половине шестого врач вошел в спальню и легонько потряс меня за плечо… 
           - Юра, пора вставать, - услышал я
         Я моментально поднялся. Обычная физзарядка., медицинский осмотр, скафандр, специальный автобус… Мы быстро 
         мчались по шоссе.
  1. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебряный корпус ракеты…чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч солнца горел на ее вершине… Нетерпение росло…

(Демонстрация отрывка из фильма «Наш Гагарин» о полете)

Кл. рук.2: О  Гагарине  написано и сказано много, но нет ничего лучше, чем живое общение. 
Мы приглашаем вас на нашу третью страничку. Наши  гости сегодня те, кто был лично знаком с Гагариным и даже принимал его у себя в гостях.
Знакомьтесь, Никитина Л.Е. и Никитин А.А. Лидия Ефимовна и Александр Алексеевич поделятся своими  впечатлениями об этой памятной встрече, покажут вам фотографии из  семейного архива и книги с дарственными надписями, расскажут о том,  каким запомнился Юрий Алексеевич.

(Встреча с гостями и вопросно–ответная беседа) 

Кл. рук.1: Ю. Гагарин горячо любил родную Смоленщину, гордился ее несметными богатствами, стремился показать ее своим друзьям. Гордился тем, что его родина дала миру выдающихся авиаторов, создателя первого крупнейшего воздушного корабля – Слесарева В.А., основоположника вертолетостроения – Лавочкина С.А., крупнейшего авиационного ученого – Макаревского А,И, и многих других. Символично, что Смоленщина стала родиной и первого космонавта, осуществившего мечту человечества о полетах к звездам. 
На сегодняшний день сделано много открытий, даже найдена вода на Марсе и, кто знает, может через каких-то десять лет один из вас ступит на другую планету Солнечной системы и мы, затаив дыхание, будем говорить о вашем подвиге.
Но нам нужно не забывать и учиться у Ю.Гагарина любить свою малую родину, как любил он, отдавать себя, как он, всего себя своей большой стране.

Кл. рук.2: Ю.Гагарин уже при жизни стал легендой, символом того, на что способен человек.
А теперь, анализируя все увиденное и услышанное вами, скажите,
какими чертами характера должен обладать человек, чтобы имя его ровнялось подвигу?

Возможные ответы детей: выдержка, сила воли, гибкость ума…

Сам Гагарин говорил, - «Для первого полета нужен человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств».
- Какие достоинства, на ваш взгляд присущи таким людям?

Возможные ответы детей: доброта, любознательность, простота, целеустремленность…

- Должен ли человек работать над собой, чтобы эти качества развивать?

- Да.
Давайте сейчас вместе попробуем определить основные правила самовоспитания, которые помогут нам добиться успеха  немалых побед и впишем их на последнюю страничку нашего журнала.

(Примерный перечень правил, которые могут быть использованы)

1. Жизнь без цели – гибель души и разума
3. Воспитывая себя, воспитывай и других.
2.Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.
4. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.
5.Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.
6. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.
7. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.
8. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.
9. Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже - «не хочу», «не буду».

Кл. рук. 1: Возможно, именно эти правила дадут толчок к воспитанию всесторонне развитой личности, полноценного гражданина нашей Смоленской земли, умеющего тонко ценить и понимать духовное и культурное наследие.  

Вот и закончились страницы нашего журнала. Мы еще не раз вернемся к рассказам о людях, прославивших наш Смоленский край, но тема сегодняшней встречи будет всегда стоять отдельно, как символ мужества, героизма и целеустремленности, будет всегда служить примером для подражания и стремления достичь своих целей.
По желанию, можно раздать ученикам слова песни «Знаете, каким он парнем был?» и спеть ее вместе с фонограммой.

(Кл. час объявляется законченным)



БИБЛИОГРАФИЯ

1. Газета «Правда» от 23.03.1987г. /  Гибель Гагарина.
2. Гагарин В.А. Мой брат Юрий /  Смоленск: Московский рабочий,1984.
3.  Гагарина А.Т. Память сердца /  М.: АПН, 1987.
4.  Гагарина А.Т. Слово о сыне /  М., Молодая гвардия,1983.
5. Герасимова М.И., Иванов А.И. Звездный путь /  М., Политическая литература,1986.
6. Грачев А.В. Гагарин Фотоальбом / М., Планета, 1976.
7. Голованов Я. Наш Гагарин / М., Прогресс, 1976.
8. Казаков С.Д. Минуты встреч неповторимых / М., Советская Россия,1986. 
9. Казаков С.Д. Недаром был любим / Смоленск: Московский рабочий,1991.
10. Митрошенков В.А. Земля под небом / М., Советская Россия,1981.


Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................