Гражданином быть обязан!

Методический портал

Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Смоленская крепостная стена – часть истории нашего города»



Воробьёва Н. В.,
МОУ СОШ №9 г.Смоленска

Конспект урока.

Тема урока: «Смоленская крепостная стена – часть истории нашего города».

Цель урока: патриотическое воспитание учащихся на краеведческом    материале.

Задачи урока:  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о Смоленской крепостной стене.
                    2. Научить пользоваться справочной литературой.
                  3. Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся.
                  4. Воспитывать любовь к родному городу и его историческому прошлому.


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, демонстрационный.
Оборудование: Плакаты с изображением герба и флага города Смоленска, гимн города, проектор, мультимедийная презентация «Смоленская крепостная стена», видеоклип «Мой любимый город». 

Подготовка к уроку: 
  1. Учащиеся готовят дома сообщения о башнях Смоленской крепостной стены.
  2. Создание презентации «Смоленская крепостная стена».
  3. Экскурсия по историческому комплексу «Смоленская крепостная стена».
 
Ход урока.
I.        Актуализация знаний учащихся.
На доске записаны пословицы о Родине:

Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.

–  Прочитайте пословицы.
–  О чем они?
–  Что вы представляете, когда мы произносим слово Родина?
    (Ответы учащихся)
Обобщение ответов учащихся.
–  Для каждого человека Родина – это то место, где он родился, где прошло его детство, где он живет и трудится. Что для вас является Родиной?
    (Ответы учащихся)
–  Это наш любимый город Смоленск.
–  У нашего города, так же как и у всех городов есть свой герб, свой флаг и свой гимн. Наш урок мы начнем с гимна города Смоленска. Гимн слушают молча и стоя.
    (Звучит гимн Смоленска)

II.        Сообщение темы урока.
–  Тема нашего сегодняшнего урока: «Смоленская крепостная  стена – часть истории нашего города».
–  С глубокой древности за Смоленском утвердилось название города-воина, а за смоленскими землями – «западные ворота в Москву». Смоленск был пограничным городом, и первые удары врага приходились на него. Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. 
–  В 1596 году русский царь Федор Иванович приказал укрепить город Смоленск и построить вокруг него каменную крепостную стену. Первый камень уложил князь Борис Годунов. Он писал царю: «Положили мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: одних башен на стене 38 и по верху ея свободно проезжай на тройке. Как на важной боярыне лежит многоценное ожерелье всея Руси православной. На зависть врагам и на гордость Московского государства».

III.        Обобщение знаний учащихся.
–  К сегодняшнему уроку вы должны были ответить на вопросы: 
      - Кто руководил строительством крепости?
      - Сколько лет продолжалось строительство крепости? 
      - Как выглядела Смоленская крепостная стена раньше и как        выглядит теперь?
      - Как называют Смоленскую крепостную стену?
–  Также вы должны были подготовить сообщения о башнях Смоленской крепостной стены.
(Выступления детей, показ презентации)

1 ученик.
       Строительством Смоленской крепостной стены руководил зодчий Федор Савельевич Конь. Строительство крепости было завершено в 1600 году, оно продолжалось 4 года. В состав крепости входило 38 башен. Башни были трехъярусные и сделаны для верхнего, среднего и подошвенного боя. Из окон-бойниц можно было стрелять из ружей и пушек. 
Высота стен была от 13 до 19 метров. Ширина до 6 метров, протяженность крепости 6,5 километров. Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранились порох и ядра. В крепости было 9 въездных ворот. Ворота были с подъемными мостами, которые перекидывались через рвы, устроенные вдоль стен. Башни отличались друг от друга по форме, величине и отделке. 

2 ученик.
       400 лет во всей красоте стоит Смоленская крепостная стена. За этот период не один раз сдерживала она наступления врагов и подвергалась разрушениям. 9 её башен было взорвано при отступлении Наполеона из России в 1812 году.
К настоящему времени от прежней стены в 6,5 километров осталось меньше половины, а из 38 башен существуют только 17. Но всё то, что сохранилось, придает городу неповторимость. Особую привлекательность крепостной стене придают её башни. Они – живая история русского оружия и русского народа. У каждой башни своё название.

3 ученик.
       Еленевская башня имела прямой выход на Ельнинскую дорогу. По-другому эта башня называется Никольская, так как рядом с ней стоял храм святого Николая, сгоревший в 1812 году. Над воротами висела икона этого святого. Башня находится рядом с культурно-развлекательным центром «Губернский».

4 ученик.
       Башня Веселуха (Лучинская), по одной из версий краеведов, называлась так потому, что была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам. Одна из самых красивых многогранных башен, стоящих по углам крепости. Поставленная на высоком холме, эта многогранная (круглая) башня царила над окружающей местностью. Подземные ходы прорытые от фундамента башни во все стороны, обеспечивали слышимость ночью. Есть мнение, что строительством башни руководил сам Федор Конь. 

5 ученик.        
Шембелева башня, или Долгочевская, берет свое название от генерала Шембеля, который после изгнания французов из Смоленска передал горожанам надвратную икону Богоматери.

6 ученик.
       «Орёл» – это современное имя многогранной башни, прежде она называлась Городецкой. Название это пошло от городка - земляного укрепления расположенного на склоне у её подножья в XVII веке. Этот городок назывался «орловским укреплением». Некогда из башни к Рачевскому озеру вёл подземный ход, в котором при Екатерине, скрывались грабители и фальшивомонетчики. Башня Орёл считается самой величественной башней смоленской крепости. 
       Словно парит она над крутыми склонами оврагов, раскинув крылья – прясла стены. От белокаменного цоколя уходят ввысь широкие грани, прорезанные отверстиями арок поярусного боя. С боевой площадки на самой вершине открываются бескрайние холмистые дали и уходящая к горизонту долина Днепра.
       Как убелённый сединами старый воин, хранит башня свои боевые отметины: следы от ядер и пуль, змеящиеся шрамами трещины. Башня находится в конце улицы Исаковского.

7 ученик.
       Через боковые ворота большой четырехугольной башни, Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил выгоняемый ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот.
Башня украшена круглыми сквозными с ложными бойницами. Завершена шатром со смотровой вышкой. Ворота, не предназначавшиеся для торжественных выездов,  заделаны во времена Екатерины. Башня сохранилась в первоначальном виде. Находится в сквере имени А.С.Пушкина.

8 ученик.
       Авраамиевская башня получила название монастыря,  находящегося рядом с нею. Во времена Фёдора Коня Авраамиевские ворота выводили на Московскую дорогу, т.е. были обращены к столице. Это и послужило причиной украшения этой башни более пышным убранством. До Фёдора Коня на Руси не проектировалось декоративное оформление проездных ворот. В XIX в. в башне находился губернский архив. Сохранилась до наших дней.
Одна из самых крупных башен. Башня находится в конце улицы Исаковского.

9 ученик. 
       Некоторые башни использовались, как сигнальные опорные точки. Бублейка получила своё название от того, что при приближении врага, с неё подавались сигналы. Били в бубны, т.е. барабанили.
В минуты опасности на башне Маховой тоже подавались различные сигналы: днем махали, какими либо хорошо видимыми предметами, в ночное время сигнальными огнями.

10 ученик.
       Башня Громовая – многогранная. В прежние времена звалась, Тупинской. Башня Громовая – угрожающе выдвинутая впереди стены и позволяющая вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобной, чем и заслужила своё название.
Единственная башня с тремя сводчатыми перекрытиями. Была первой из отреставрированных башен Смоленской крепости. В настоящее время восстановлена в первоначальном виде. В XIX веке здесь размещался губернский архив, бойницы были превращены в широкие окна. А в середине XX веке башня использовалась под жилье в разоренном второй мировой войной Смоленске. Сегодня в здании башни размещается музей «Смоленск - щит России». Расположена на улице Октябрьской революции.

11 ученик.
       Башня Донец служила местом расположения стрельцов, которые были выходцами из донских казаков. 
Донец – малая, глухая, четырехгранная башня, сохранившаяся в первоначальном виде. В год столетнего юбилея Отечественной войны, на участках, примыкающих к башне Донец, были укреплены Памятные доски с наименованиями полков русской армии, защищавших Смоленск в августе 1812 года. В XIX веке это здание использовалось под архив. В 1943-1944 годах мемориальная зона пополнилась могилами советских воинов, погибших при освобождении Смоленщины от оккупантов. В настоящее время напротив башни находится Вечный Огонь, знаменитый памятник «с орлами» и аллея героев. Располагается башня в сквере Памяти героев. 

12 ученик.
       В настоящее время далеко не все башни и участки стен крепости сохранились. Тем не менее даже и сейчас Смоленская крепость производит необычайно сильной впечатление.

       От каждого камня здесь мужеством веет
       Дней наших и дней старины.
       И если ты хочешь быть духом сильнее,
       Побудь у Смоленской стены.

IV.        Физминутка.
       Упражнения на внимание.
       «Пушки» - руку вверх.
       «Атака» - топаем ногами.
       «Победа» - кричим «Ура!».

V.        Обобщение ответов учащихся.
–  Молодцы ребята. Вы рассказали о большинстве сохранившихся башен Смоленской крепостной стены.
    А сейчас определите, о какой башне крепостной стены идет речь. 

Игра.
       Глаза, холм, птица                 Копытенская
       Дон, казак, стрелец                Бублейка
       Сигнал, бубен ,враг                Маховая
       Пастбище, скот, копыта          Донская
       Сигнал, взмах, огонь              Орел

VI.        Рефлексия

Давайте еще раз полюбуемся красотой нашего любимого города и посмотрим видеоклип «Мой любимый город».
(Смотрят видеоклип).
Спасибо всем за работу на уроке. 
(Выставление отметок).



   
       
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................