Гражданином быть обязан!

Методический портал


Формирование гражданских качеств на уроках математики



Шрейдер Елена Павловна,
учитель математики МОУ «СОШ № 142»,
г.Омск 



Любят родину не за то,
что она велика, а за то,
       что своя.
Сенека

       Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего  общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края.  Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае.

       Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. 

       Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

       Для реализации цели выдвигаю следующие задачи:

       - разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;
       - реализовать данный материал в системе уроков;
       - систематизировать данный опыт.

       При изучении темы «Диаграммы» в 6-м классе можно использовать следующие задачи:

       1. Составьте столбчатую диаграмму заготовки древесины Омскими леспромхозами: Тевризский – 285 тыс. м2; Усть-Ишимский - 183; Тарский – 230;Атакский – 165; Аксеновский – 72; Мало-Бичинский – 100;

       2. Леса Омской области занимают 3,8 млн. га или 27,1% всей площади области. Составь круговую диаграмму:

       Берёза занимает  половину площади всех лесов; сосна – 30%; осинники – 11%; кедровники – 5%; ельники – 2,5%; Остальная площадь занимается липой, ольхой, ивой, лиственницей.

       Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. 
       
       Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха  70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

       а)  площадь зелёных насаждений вашего города?
       б)  сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»
       
       Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
       На своих уроках я использую такие задачи:

       1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

       2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц,  сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

       Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

       В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города и России. Поэтому  я на своих уроках использую задания, связанные с историей родного города и страны в целом.

       Примером может служить данное задание:

       1. В октябрьском административном округе многим улицам присвоены имена героев омичей: Ивана Пономаренко, Сергея Ермолаева, Василия Товстухо и других. Учащимся предлагается узнать имя одного героя. Для этого необходимо решить примеры, а ответы соответствуют одной букве из фамилии в таблице: (Романенко)






1)        2*1,52             4)  (2 - 1,5)             7)  122/144
2)        2 - 1,52           5)  42 - 22              8)  (4*3/8)2
3)        1202/103         6)  -13 + (-2)3        9)  22 - 52

       Использование регионального компонента  на уроках математики способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач. Формирование гражданских качеств учащихся на уроках математики происходит и благодаря использованию активных методов обучения. 

       К работе по составлению подобных задач привлекаю  самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.





Е
О
К
А
Р
Н
М
О
Н
- 9
- 21
2,25
0,25
4,5
12
14,4
- 0,25
1
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................