Гражданином быть обязан!

Методический портал

                                      «Современная Россия и гражданское воспитание в дошкольном образовании»

Крупко Ирина Ивановна,
Ярославская область,
МДОУ детский сад № 101, старший воспитатель

       Задачи: 
1.     Обозначить значимость гражданского воспитания в формировании у ребенка активной позиции участника общественной жизни.
2.      Выявить и представить лучший опыт работы воспитателей.
 
                                          Ход педсовета.
I часть - Дискуссия
Ст. воспитатель: В социалистическом обществе главными задачами воспитания были патриотическое и духовно нравственное воспитание дошкольников. Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны в целом в том числе и для дошкольного воспитания и образования страны. На сегодняшнем педсовете перед нами стоит задача определить, почему гражданское воспитание становится приоритетным в воспитании ребенка? Как мы реализуем выполнение этой задачи в нашем дошкольном учреждении. В начале давайте вспомним, что такое духовно – нравственное воспитание. 
(Предполагаемый ответ: Духовно – нравственное воспитание – это активный, целенаправленный процесс, формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни)
Какие черты характера присущи нравственному человеку?
(Запись высказываний на листе)
ВЫВОД: Этот человек знает и выполняет правила поведения в обществе и природе, бережно относится ко всему окружающему, осознает ответственность за совершаемые им действия.
Что такое патриотическое воспитание? (Предполагаемый ответ: Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т.е. определенного отношения к своей стране)
Кто такой на ваш взгляд патриот своей Родины?
(Запись высказываний на листе)
ВЫВОД: Этот человек всегда готов к самопожертвованию во благо Родины, любит ее, выполняет волю государства, никогда его не критикует.
Термин «гражданское воспитание» является новым для современной педагогики хотя слово гражданин нам известно давно. Его значение рассматривалось только как гражданин – человек, член общества.
Что же в это понятие вкладывается теперь в новых социально исторических условиях развития государства? Давайте порассуждаем над эти вместе.
Для этого нам нужно разгадать кроссворд и определить черты характера, которые необходимо сформировать членам гражданского общества.
Работа с кроссвордом.
Вопросы для кроссворда:
1.     Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим.(гуманность)
2.     …………………………………способность принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях (решительность)
3.     …………………………………способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни (активность)
4.     …………………………………хорошие и добрые отношения к членам сообщества (доброжелательность)
5.     ………………………………….человека с личностными особенностями (индивидуальность).
6   …………………………………умения ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы (коммуникативность)
7.    …………………………………..выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей при решении каких-либо проблем (инициативность)
8.     …………………………………к сочувствию, состраданию к окружающим людям; позитивное отношение к народам разных национальностей (эмпатия).
9.     ……………………………………..отвечать за свои действия и действия других членов сообщества (ответственность)
 
                           гуманность
                           решительность
                          активность
                 доброжелательность
               индивидуальность
            коммуникативность
                         инициативность
                 эмпатия
          ответственность
Работа с кроссвордом закончена, предлагаю сравнить черты характера патриота, духовно нравственного человека и современного гражданина России. (работа с записями на листах)
ВЫВОДЫ: 
Черты личности: активность, самостоятельность, решительность, инициативность формируются при воспитании гражданских позиций.
Главная конечная цель гражданского воспитания – подготовка молодежи к ответственному участию в политической жизни страны. Из цели вытекают задачи:
- формирование человека-члена гражданского общества, осознающего личную ответственность за судьбу своей страны
- формирование активного участника ее политического самоопределения
Вопрос: Как по вашему, правильно ли то, что мы в своем детском саду, что мы второй год работаем над проблемой гражданского воспитания и почему?
Выступления педагогов.
ВЫВОД: Да, так как основы человека – гражданина закладываются с дошкольного возраста.
 
IIчасть – Практическая
 
Творческие группы представляют перспективные планы для обсуждения по блокам.
1 группа – «Формирование у детей раннего возраста основ гражданского сознания»
2 группа – «Формирование начальных знаний о человеке, о его жизни в обществе, воспитании позитивного и ответственного отношения к ней»
3 группа – «Формирование начальных знаний о природе родного края и позитивного отношения к ней»
4 группа – «Государство и малая Родина, территории, атрибуты, символы, культура».
Каждая группа в течении 5 -10 минут должна обозначить задачи плана, возраст детей, структуру содержания плана, предполагаемый результат. 
 
Обсуждение плана, где педагоги предлагают свои идеи вносят коррективы.
 
Задание 2. Работа в группах
Воспитателям предлагается проанализировать конспекты итоговых открытых занятий по гражданскому воспитанию по вопросам:
- К какому блоку относится занятие?
- Какие задачи решались на занятии?
- Соответствуют ли они задачам, прописанным в перспективном плане?
- Результативность занятия и способы их достижения.
- Ваши пожелания.
Для обсуждения конспекта каждой группе дается 5 минут. Выступления педагогов по анализу занятия.
 
Выступления педагогов, проводивших открытые просмотры, которые поделились системой своей работы и представили дидактические материалы.
 
Решение педсовета:
1. До 26 апреля оформить в музыкальном зале выставку материалов, сделанных руками родителей, детей, педагогов по теме «Люблю тебя мой край родной»
2.  26-27 апреля провести День открытых дверей для родителей по теме «Воспитываем маленького гражданина»
Оформить в методическом кабинете опыт работы педагогов по данному направлению и использовать его в работе ДОУ.                                        
 
 
                                                   Л И Т Е Р А Т У Р А
 
Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.» Москва, 2005г.
Г.А.Ковалёва «Воспитываем маленького гражданина» Москва, 2003г.
М.Ю. Новицкая « Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.» Москва,2003г.
Патриотическое воспитание . Нормативные правовые документы. Москва, 2005г.
Е.В. Соловьёва « Дети планеты Земля.» Москва,2001г.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................