Гражданином быть обязан!

Методический портал

«Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?» 
(дискуссионный клуб)


Коровкина Л. С.,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ №9 г.Смоленска

Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей по нравственным проблемам; формировать нравственную культуру семьи

Форма проведения: дискуссионный клуб

Вопросы для обсуждения:
1.  Нужно ли говорить с ребёнком о патриотизме?
2.  Обычаи и традиции проявления патриотизма в семьях учащихся.
3.  С чем необходимо бороться родителям, воспитывая в ребёнке патриотизм

Подготовительная работа: анкетирование родителей и детей (см. приложение), написание рассказов «История нашей семьи в истории моей Родины», подготовка памятки для родителей (см. приложение)

ХОД  СОБРАНИЯ:

1. Вступительное слово
       Как часто, пьянея средь белого дня, 
       Я шел наугад по весенним протокам, 
       И Родина щедро поила меня 
       Берёзовым соком, берёзовым соком.

       Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, о ней, о Родине, которая не всегда занимает значительное место в нашей жизни тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё то хорошее и даже плохое, что было связано с ней.
Как научить свое дитя беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в нем умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для него этот мир, и эту страну? Как научить быть достойным их праху, их памяти? Об этом сегодня наш разговор.

       Ни для кого не секрет, что эти умения закладываются не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребёнок.
Ребёнок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, как и что говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно. Давайте посмотрим, что думают дети и их родители по этому поводу.

2.  Анализ анкетирования.

3. Анализ ситуаций 
Ситуация 1.
Классный руководитель предлагает учащимся сходить в музей  Великой Отечественной войны, однако учащихся класса это не вызывает никакого энтузиазма. Более того, есть учащиеся, которые не только не хотят идти, но откровенно злобно настроены против посещения музея. Некоторые заявили «Лучше бы мы в Макдональдс сходили».

Ситуация 2
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители не разрешают им в выходной день куда-то идти.

Ситуация 3
На вопрос учащимся о том, какой персонаж художественной литературы им больше всего нравится, дети отвечают : «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры отечественной, художественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают.

Ситуация 4
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Разгневанные родители приходят выяснять ситуацию и возмущаются требованием учителя вести себя пристойно во время исполнения государственного гимна.

4 Проведение конкурсов на лучший рассказ
Учащиеся вместе с родителями пишут рассказы на тему «История нашей семьи в истории моей Родины» и представляют их на собрании. В рассказах они должны сделать упор на то, каким образом каждая семья вносит свою лепту в развитие и процветание Родины. Особое внимание нужно обратить на то, какие возможности создает Родина для максимального развития её представителей.

5. Презентация визиток «Памятными тропами»
В данной презентации каждая семья рассказывает о своих путешествиях по родному краю.

6 Подведение итогов
 
ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся

1. Моя Родина – это_________________________
2.  Я знаю, что моя Родина много_________________________
3.  Самыми трудными событиями моей Родины были_________________________
4.  Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой_________________________
5.  Когда я вырасту, я хочу_________________________
6. Я не хочу, чтобы моя Родина_________________________
7. Я благодарен(а) своей родине за то, что_________________________

Анкета для родителей

1.  Я считаю, что патриотизм - это_________________________
2.  Чтобы воспитывать патриотизм, нужно_________________________
3.  Для воспитания патриотизма мы используем_________________________
4.  В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребёнка_________________________ 
5.  Мы против того, чтобы патриотизм воспитывался с помощью_________________________
6. Мы хотели бы развить в своем ребенке следующие качества, способствующие проявлению патриотизма и гражданственности: _________________________
7. Я предлагаю провести в классе следующие мероприятия, которые будут способствовать проявлению неформального патриотизма_________________________

 
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.  Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2.  Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3.  Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4.  Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5.  Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6.  Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни ( кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них)
7.  Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8.  Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9.  Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

Литература 
Н.К. Дереклеева Новые родительские собрания», Москва «Вако», 2007

Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................