Гражданином быть обязан!

Методический портал

Целевая комплексная программа
«Я и мир»
(социальное: гражданское, правовое, патриотическое воспитание)

       
г.Томск

       
         Анализ проблемной ситуации. Последнее десятилетие XX и начало XXI вв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стала организация эффективного гражданского образования. Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т.д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. 
       Гражданское воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, являющийся частным случаем гражданского образования. Кроме воспитания, гражданское образование должно быть представлено предметной, межпредметной, проектной и институциональной (организация лицейского сообщества, в котором реализуется гражданское образование) формами.
       Для социализации личности ребенка важную роль играет витагенный опыт, т.к. 1) разрыв связей, потеря традиций, опыта жизни предшествующих поколений пагубно сказывается на социальном воспитании и, следовательно, данная программа – попытка улучшить ситуацию; 2) витагенный опыт способствует лучшему усвоению знаний, превращает их в компетенции.

       Основные элементы содержания гражданского воспитания:
       Первичным элементом выступают мотивы, ориентирующие деятельность воспитуемого на освоение тех ценностей и образцов поведения, которые задаются целью гражданско-патриотического воспитания.
       Контексту патриотического воспитания более всего соответствуют мотивы морального самоуважения и слияния собственных интересов с интересами других людей. Гармоничное соотношение этих мотивов определяет альтруистическую направленность формирования личности.
       Развивая альтруистический тип личности, гражданско-патриотическое воспитание широко использует возможности ее самореализации и самоактуализации. Эти процессы создают целый ряд элементов содержания воспитания, в которых и проявляется собственная гражданская и патриотическая направленность формирования личности:
  • интерес к совместной деятельности, коллективистским взаимоотношениям, коллективистскому самоопределению и коллективистской самоидентификации («мне интересно в нашем коллективе»);
  • склонность, устойчивая потребность в проявлении коллективизма, в солидарных действиях, в отождествлении себя с коллективом («мне хорошо в моем коллективе»);
  • убеждения, т.е. осознанная потребность личности действовать в соответствии с ценностными ориентациями, сформированными в процессе воспитания коллективистских качеств (убежденность в необходимости солидарных действий, выполнении своего гражданского долга и т.д.);
  • идеал (социальной солидарности, ответственности и т.д.);
  • мировоззрение гражданина-патриота, проявляющееся в патриотической идентичности.
       Гражданско-патриотические идеалы и ценности требуют воспитания чувства достоинства, самоуважения и ответственности. Для формирования общероссийской (патриотической) идентичности особое значение имеют также:
       чувство принадлежности к семье, друзьям, лицею, коллективу единомышленников, к Томску как к малой родине, России;
       осознание своей жизненной цели, миссии, призвания – знание того, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каковы мое предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, Родиной;
       чувство уверенности и защищенности – опора на себя, свои знания и опыт, на поддержку коллектива;
       чувство индивидуальности – понимание самого себя, уверенность в своих возможностях и значимости, знание своих прав и свобод, адекватная оценка восприятия себя другими.

       Цели: Формирование у обучающихся правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни лицея, местных сообществ. Следовательно, гражданское образование должно быть направлено на формирование гражданских компетенций личности.
       
       Основные гражданские компетенции личности:
       учебно-познавательная компетенция – самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить;
       общественно-политическая и правовая компетенция – реализация прав и обязанностей гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью;
       морально-нравственная компетенция – личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;
       социально-экономическая компетенция – совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики.
       
       Задачи:
  1. Способствовать формированию диалектического мировоззрения обучающихся;
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности за свои поступки;
  3. Стремиться к формированию у учащихся позитивного правосознания;
  4. Способствовать реализации потенциала личности ребенка, помочь ему стать полноценным участником экономической, социальной, политической, духовной жизни общества;
  5. Формировать у обучающихся отношение к праву как к базовому условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод;
  6. Способствовать тому, чтобы с помощью витагенного опыта обучающиеся превращали свои знания в поступки.

       Принципы гражданского воспитания:
       Принцип непрерывности. Программа является продолжением работы по воспитанию дошкольника – гражданина своей страны. Она носит непрерывный характер на протяжении всего обучения ребенка в лицее.
       Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности гражданского образования.
       Принцип жизненной реализации. Об эффективности гражданского воспитания судят по тому, насколько успешными и социально состоятельными будут жизненные планы обучающихся и первые активные шаги по их реализации. 

       Основные содержательные линии гражданско-патриотического воспитания:
  1. социально-патриотическая линия – формирование в процессе деятельности гражданских качеств;
  2. гражданско-правовая линия – права человека и гражданина, устройство российского государства, значение российского гражданства;
  3. историко-культурологическая линия – традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России;
  4. нравственная линия – нравственные законы социальной жизни, гражданские идеалы и ценности.

Программное содержание




















































       Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания:
       • практическая деятельность;
       • учебно-воспитательная деятельность;
       • организационно-воспитательная работа с педагогическим коллективом.

Пути реализации программы
       1. Рекомендуемые формы работы. 
       Классные часы, беседы, конкурсы, КВН, экскурсии, встречи, деловые игры, ролевые игры, проекты, соревнования, организация ученического самоуправления, диспуты, диалоги, тренинги, гражданские форумы, создание лицейских средств массовой информации, операции и др.
       
       2. Методы воспитания.
       Репродуктивный, эвристический, проблемный, деятельностный, словесный, наглядный и др. 
       
       3. Формы работы с педагогами и родителями.
       Непременным условием гражданского образования и воспитания является создание в лицее демократического уклада жизни. Для этого необходимо использовать активные формы группового обучения, как учителей, так и родителей. Особое место в организации изучения уровня компетентности педагогов и родителей отводится диагностико-исследовательской работе, которая выступает как средство обратной связи.

       4. Процедуры и критерии оценки эффективности программы.
               4.1. Наличие проектной деятельности (наблюдение, количественный анализ участников);
               4.2. Создание новых объединений (наблюдение, качественный анализ);
           4.3. Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников лицея (тестирование, социальный опрос);
               4.4. Продуктивные методы обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта);
               4.5. Участие детей, родителей и учителей в отслеживании результатов (наблюдение, вовлечение, анализ);
               4.6. Установление партнерских отношений, формирование навыков гражданского поведения (наблюдение);
               4.7. Проведение незапланированных мероприятий, акций, инициатив (наблюдение, анализ).

Ожидаемые результаты
       На первой ступени (начальная школа) начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Ребенок умеет оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, брать ответственность на себя и разделять ее с другими.
       На второй ступени (подростковая школа) подросток имеет навыки самостоятельной работы, включая организацию и контроль своей деятельности, оценку ее результатов, может исследовать и обсуждать сущность общественных проблем, анализировать информацию. Ученик осознает мир как глобальное сообщество, место России в мире и Европе, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина.
       На третьей ступени (старшая школа) выпускник принимает активное и осознанное участие в жизни класса и лицея, знает и умеет применять свои знания об основных нормах права, о деятельности органов власти и управления в РФ, о функционировании экономики, о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира. Обучающийся самостоятельно исследует актуальные политические, экономические, социальные и моральные проблемы, формулирует собственные нормы и ценности, оценивает собственный вклад в различные виды деятельности.
       Главный результат гражданского образования – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики.

       5. Необходимые ресурсы.
       Лицейские кружки и клубы (дискуссионный клуб «Лидер», гражданский клуб, клуб праздников и традиций, кружок декоративно-прикладного творчества), органы самоуправления (гражданский форум), общественные организации детей (отряд «Альтруист»), лицейский журнал «Голоса», городские целевые программы (ЮИД, «Учимся жить вместе», «Люби и знай свой город и край»), спортивные секции, уроки лицейской программы.

       6. Управление реализацией программы.
Заместитель директора по воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, ПСИРО, руководители ученического самоуправления, руководители кружков и клубов, библиотекари.

Целевая программа «Я и мир»
Основные ключевые мероприятия

Первый год реализации программы (2008 – 2009 уч. год)





































Второй год реализации программы (2009 – 2010 уч. год)








































Третий год реализации программы (2010 – 2011 уч. год)




































Четвертый год реализации программы (2011 – 2012 уч. год)



































Список литературы
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»
  • О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 6
  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
  • Алоева М.А. Классные часы в 5 – 7 классах / М.А. Алоева. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  • Аникеев А.С., Болотина Т.В., Пахомов В.П., Симоненко П.П., Суворова Н.Г., Элиасберг Н.И. О развитии гражданского образования в России. Концепция. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 7, 8
  • Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкина Л.Н., Петрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 9
  • Гамаль Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации для учителей средних классов и специалистов по воспитательной работе в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  • Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права (о новых подходах в правовом обучении) // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 8
  • Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. – изд. 2-е, испр./ авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2006
  • Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006
  • Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе, 2007, № 7


.
Ступень
Классы
Содержательные линии
Начальная школа
1 класс
Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья.
2 класс
Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История лицея. Моя семья –мое богатство.
3 класс
Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Томской области. Родной язык. Обычаи и традиции жителей Томской области. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.
4 класс
Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Патриотизм. Семейное древо. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.
Подростковая школа
5 класс
День как часть истории человека. Понятие Родины и патриотизм. Предвидение последствий своих поступков. Защищенность человека в семье. Карьера
человека. Роль активности и воли в достижении успеха. Достоинство человека.
6 класс
Многообразие мира, культур и религий. Гордость за Отечество. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Созидательность человека в ходе жизни.
Дети – основная ценность семьи. Поиск дела жизни. Конституция России. Права и обязанности граждан. Человек в общении с другими людьми.
7 класс
Ход истории человека как смена поколений. Подвиг как ежедневное содействие благу России. Необходимость человека для других людей. Родословная.
Корни семьи. Традиции. Устройство нашего государства. Права детей. Семейная экономика.
8 класс
Хрупкость мира. Государство как система органов управления и регулирования. Связь поколений. Коллективность как принцип общественного устройства.
Выбор профессии. Бережное отношение к общественному имуществу.
9 класс
Перспективы мировой цивилизации. Общественные идеалы. Политическая ориентация и культура политического диалога. Труд на благо Родины. Твои права и права других людей. Символы государства. Человек в экономике.
Старшая школа
10 класс
Потребность в общественной деятельности. Отношения людей разных национальностей. Взаимоотношения между людьми. Мера свободы человека.
Свобода и закон. Семейные ценности. Толерантность и формы ее проявления. Достоинство человека. Вера и знание. Потребительская культура. Основы международного гуманитарного права.
11 класс
Общество как социальная среда и фактор развития человека. Основные ценности общественной жизни. Роль личности в развитии общества. Долг человека по отношению к обществу. Правовой статус человека и гражданина. Долг общества по отношению к отдельной личности. Семья как общественная ценность. Правовая культура. Атрибуты государственной власти. Способы взаимоотношений государства и граждан. Свобода как ценность. Бережное отношение ко всем видам собственности. Человек в системе  рыночных отношений.
Образовательная ступень
Примерные мероприятия
Примерные сроки
Начальная школа
«Богатырская наша сила» (по русским былинам)
«Символы России»
Конкурс рисунков, плакатов, графических работ «Права человека глазами ребенка»
Истории из жизни моей семьи
Конкурс военно-строевой песни
«Слава о вас никогда не умрет»
Социальный проект «Живите долго»
октябрь
ноябрь
декабрь

январь
февраль
май
в течение года
Подростковая школа
Сочинения «Когда вы были молодыми»
«С думой о России»
«Город мира» (деловая игра, 7-8 классы)
«900 дней, 900 ночей»
Дети-герои
Конкурс военно-строевой песни
Правовой статус несовершеннолетних. Беседа
«Письмо солдату». Творческий конкурс
Городские целевые программы:
- Люби и знай свой город и край»
- «Учимся жить вместе»
- Клуб юных инспекторов движения
Социальный проект «Живите долго»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
февраль
март
май

в течение года


в течение года
Старшая школа
Сентябревка
Социологический опрос по определению уровня правовой культуры и гражданского самосознания старшеклассников.
«Политический климат и погода в доме» (ролевая игра)
Военно-патриотическая игра «Рубеж»
Конкурс военно-строевой песни
День самоуправления
«Во имя жизни на земле»
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
ноябрь

декабрь
декабрь-январь
февраль
март
май
в течение года
Образовательная ступень
Примерные мероприятия
Примерные сроки
Начальная школа
«Имя на карте и в истории России», исследование

Путешествие в страну Законию
Конкурс рисунков «Мир детства»
Встреча с ветеранами
«Любимый сердцу уголок». Сочинения о Томске
Конкурс военной песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь-
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
май

в течение года
Подростковая школа
«Город моего детства»
«Добро пожаловать на ярмарку» (о россий-
ских промыслах и традициях)
Классные часы «Я - гражданин»
«Осколки в сердце» (о детях Сталинграда)
Проект «Моя семья»
Конкурс военной песни «Кто сказал, что надо
бросить песни на войне?»
Городские целевые программы:
- Люби и знай свой город и край»
- «Учимся жить вместе»
- Клуб юных инспекторов движения
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь

октябрь
декабрь
февраль
апрель
май

в течение года


в течение года
Старшая школа
Сентябревка
«Как много, мама, мы тебе должны». Диспут
Социологический опрос по определению
уровня правовой культуры и гражданского самосознания старшеклассников.
Социальный проект «Я – гражданин России»
Военно-патриотическая игра «Рубеж»
«Шурави» – герои афганской войны
День самоуправления
Конкурс военной песни «Кто сказал, что надо
бросить песни на войне?»
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
ноябрь
ноябрь


октябрь-декабрь
декабрь-январь
февраль
март
май

в течение года
Образовательная ступень
Примерные мероприятия
Примерные сроки
Начальная школа
«Цветок для мамы»
«Урок решений» (ролевая игра)
«Как совесть Незнайку мучила»
«Есть такая профессия – Родину защищать»
«История о томских символах»
Выставка работ юных художников «Мы помним»
Социальный проект «Живите долго»
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
май
в течение года
Подростковая школа
«О тех, кто прославил Россию. Дмитрий Донской»
Заочная викторина «Хорошо ли ты знаешь Конституцию?»
«Помни Сталинград»
Летопись «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи»
Конкурс чтецов «Об огнях пожарищах, о друзьях товарищах»
Городские целевые программы:
- Люби и знай свой город и край»
- «Учимся жить вместе»
- Клуб юных инспекторов движения
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
декабрь
февраль
апрель-май

май

в течение года



в течение года
Старшая школа
Сентябревка
«Вокруг тебя – мир» (МГП)
Социологический опрос по определению уровня правовой культуры и гражданского самосознания старшеклассников
Игра-конкурс «Герб школы»
Военно-патриотическая игра «Рубеж»
«Полководцы России». Викторина
День самоуправления
Экскурсии к памятникам боевой и трудовой славы томичей.
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
ноябрь
ноябрь

декабрь
декабрь-январь
февраль
март
май
в течение года
Образовательная ступень
Примерные мероприятия
Примерные сроки
Начальная школа
«День Бородина»
«На всей земле ищу России имена»
Справочное бюро по правам человека
«А, ну-ка, молодцы!»
«С Днем Победы!» (праздник для ветеранов и родителей)
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
октябрь
декабрь
февраль
май
в течение года
Подростковая школа
Классный час «Права человека. Ребенок и его права» (5 класс)
Экскурсии, выставки об армии «Фронтовое братство»
Семейный праздник
«Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет» (860 лет Ледовому побоищу)
«Томичи в боях за Родину»
Городские целевые программы:
- Люби и знай свой город и край»
- «Учимся жить вместе»
- Клуб юных инспекторов движения
Социальный проект «Живите долго»
декабрь

февраль
март
апрель

май
в течение года



в течение года
Старшая школа
Сентябревка
Правовая игра «Дебаты»
Социологический опрос по определению уровня правовой культуры и гражданского самосознания старшеклассников.
Военно-патриотическая игра «Рубеж»
«Кто такой патриот?» Дебаты
День самоуправления
Создание рукописной книги памяти «Дорогою славы отцов»
Социальный проект «Живите долго»
сентябрь
ноябрь
ноябрь

декабрь-январь
февраль
март
май
в течение года
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................