Работа в рамках проекта «Поколение NEXT»
направление «Дом без одиночества»
Солдат войны не выбирает Афганский излом.
(заседание исторического кружка)

    В рамках проекта «Поколение NЕХТ»старшеклассники школы провели заседание исторического кружка, посвященного памяти воинов, воевавших в Афганистане. На встречу с ребятами пришел председатель Совета воинов-интернационалистов Смоленской области Терлецкий Алексей Алексеевич. Ведущий.
   После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в светских вузах. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. 
Ведущий.
    На отношения с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 года воинские части, верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых 10 лет. 
Ведущий.
    И вот 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было   единогласно   принято   решение   -  ввести   советские   войска   в Афганистан. 
Ведущий.
    25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В Окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника), так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить! 
Ведущий.
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе. 
Есть великое право: забыть о себе. 
Есть высокое право: пожелать и посметь! 
Стала вечною славой мгновенная смерть. 
Ведущий.
    В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

























Ведущий.
    Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И  их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях. (читают письма на фоне музыки) 
Ведущий.
    Было много медсестер в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы - ко всему они привыкли. Ведущий.
Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненых боль, возвращали к жизни. И не случайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам. (стихи)





























Ведущий.
    Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение - вплоть до ракетных установок. Средневековое по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением. 
Ведущий.
    Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая война, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно.
Ведущий.
    Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении маджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью.
Ведущий.
   История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивались для победителей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует свое ополчение, так называемая лашкара.
    Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна, если речь идет о победе любой ценой. Ведущий.
    15 февраля 1989 года стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они; «Мама, я пришел».
Ведущий.
    Невозможно без душевного волнения, говорить о тысячах наших воинов, прошедших испытания огнем в Афганистане. Они показали себя подлинными интернационалистами, помогая братскому народу отстоять революционные завоевания, защищая безопасность людей южных границ нашей Родины. Одним из таких был наш земляк Андрей Богомазов, который выполняя интернациональный долг, погиб на полях сражений в Афганистане. Он родился 6 марта 1969 года. В мае 1987 был призван в ряды советской армии. 6 июля 1987 года погиб в бою с душманами. Был посмертно награжден боевым орденом. Страшная, тяжелая утрата для родителей, родственников односельчан. Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнении интернационального долга, минутой молчания. (Звучит метроном) 
Ведущий.
    Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда, а если и узнаем, то не скоро! По-разному мы к ней относимся. Но все единодушны в утверждении «не должны гибнуть там наши солдаты - 18-20 летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых может быть, кто-то из нас знал. 
Ведущий.
    К бессмертному подвигу, никак на вершину идут, от ступени к ступени, к ступени к бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам себя целиком отдавая, а не по частицам, (стих) (песня Куликов И. «Афганистан») 
     На заседании исторического кружка было решено создать базу данных о родителях учащихся, принимавших участие в войне в Афганистане и других локальных войнах.
 



    В нашей школе тимуровская работа ведется не первый год. Ведется систематически, а главное - с желанием. Задействованы в ней учащиеся 4 -11-х классов.
    Тимуровцы участвовали различных в операциях и социальных проектах, Но главным. Мы считает помощь ветеранам и сохранение в нашей памяти их подвигов.
   Становясь пятиклассниками, каждый класс начинает шефствовать над ветеранами. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь, ведут записи воспоминаний. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи ветеранам в хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воинов, когда в День Победы ребята поздравляют их и преподносят подарки, изготовленные своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе.     Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.
   В школьном музее «Истоки» ведется картотека, в которую внесены ветераны, закрепленные за школой и проживающие в седьмом микрорайоне Киселевки.



























































































































































Птичья столовая
    Как-то раз мы отдыхали у бабушки в деревне зимой. Сидя у окошка, я увидела маленькие пушистые комочки. Это были воробьи. Глазки-бусинки, смотрят через окно на меня, а на улице сильный мороз. Мне так жаль стало этих птичек, ведь ни крошки вокруг. Тогда я быстро побежала к папе, чтобы вместе сделать кормушку. Потому что если сыт, то и холод не страшен. И вот кормушка готова! Перед тем как повесить кормушку мы насыпали в нее пшено и хлеб. Воробьи с радостью посещали нашу столовую, а на следующий день к воробьям присоединились снегири и синицы. Только не забывай корм подсыпать. И весну мы встретили под дружный щебет птиц.
Сталънова Анна,8 лет

Спасибо всем
    В апреле этого года в нашем доме произошла утечка газа в квартире соседей. Хозяина квартиры не было дома. В нашей квартире днём остаётся только больная бабушка, у неё не ходят ноги. В 13.30 ученики нашей школы заканчивают первую смену. Синицын Саша учуял запах из соседней квартиры , не раздумывая, он побежал сообщить в школу моей маме (она работает в школе учителем). Позвонили соседям на работу. Наш сосед дядя Витя быстро приехал домой и проветрил квартиру. Вовремя подоспела его помощь. Оказывается утром на плите кипел чайник. От сильного огня он быстро закипел и залил пламя горелки. Никто не заметил, что газ включен - пламени - то не было. Взрыва бытового газа удалось избежать. Не зря мы изучаем ОБЖ. Хорошо, что есть внимательные, неравнодушные люди.
Шитиков Дмиртрий,12 лет
 
 Мой двор
    Я хочу рассказать о нашем дворе. Совсем недавно он был ещё пустырём. Тогда, наши родители занялись благоустройством двора. Сначала мы убрали мусор, посадили деревья (сосенки, ёлочки, липы, берёзки). За ними папы ездили в лес. Мой папа хороший сварщик он сварил основу для качелей. А папа моего соседа Димы сделал сидение для качелей и скамейку для отдыха. А ещё в нашем дворе появилась песочница для маленьких. А наши мамы посадили цветы. Теперь наш двор в восьмом микрорайоне самый красивый и лучший! Я так думаю!
Канарский Игорь, 9 лет

Новая жизнь старому дереву
    Около нашего дома растет большой старый тополь. Несколько лет дерево стоит сухое, и на нем совсем не было листьев. Каждую зиму мы с папой мастерили кормушки и развешивали их на балконе и на этом тополе. Но в прошлом году, весной, на нашем сухом и старом тополе появились молоденькие веточки, на которых зеленели листочки! Стали прилетать птицы. А в этом году, весной я уговорила папу и старшего брата сделать скворечники, один из которых закрепили на этом тополе. И вот прилетели скворцы и облюбовали наш скворечник. Теперь каждое утро и вечер старушки радуют нас своим пением.
Терентьев Артем,11 лет

Братья наши меньшие
    В моей семье все очень любят животных, а особенно мама. Она работает в областной больнице. Моя мама медсестра. Однажды, возвращаясь с работы, у магазина мама увидела коробку, в которой что-то пищало. Когда мама заглянула в коробку, то увидела маленьких котят. Котята пищали, они были еще слепые и голодные. Моя мама их пожалела и всех привезла к нам домой. Одного котенка взяла моя бабушка Тоня, еще два остались жить у нас. Теперь у нас две кошки. У каждой кошки свое имя: Санька и Барсик. Мы их очень любим. А еще я хочу рассказать историю, которая тоже произошла с моей семьей. Моя сестра Кристина училась в г. Рославле, а мы ездили к ней в гости. Возвращаясь домой, увидели привязанного к дереву маленького рыжего пса. Он жалобно скулил и дрожал. Папа отвязал собаку. Пес завилял хвостом и побежал за нами. Дома мы его вымыли, напоили и накормили. Так бездомный пес стал нашим членом семьи. А совсем недавно у нас появилась еще одна собака - такса. Нам его подарили. Я люблю ходить с ним гулять. Вот сколько нас в одной семье. И возможно, что это еще не все...
Маслов Станислав, 13 лет

Ягодный пирог
    Однажды во время летних каникул, я с родителями пошел на пикник. По дороге мы встретили бабушку, которая несла ведро с сорняками и приговаривала: "Жаль, что помочь некому". Мы подошли и предложили свою помощь. И так нам предстояло поработать в саду. Нужно было прополоть грядку, вырвать сорняки в клумбах, собрать спелые ягоды. Мы решили разделить обязанности. Время пролетело незаметно. Закончив работу, мы все вместе любовались красотой сада. Придя к бабушке, на столе мы увидели румяный фруктовый пирог. И вместо пикника наш день закончился приятным чаепитием. Оказывается труд может приносить не только пользу, но и удовольствие дарить радость и поднимать настроение!
Диванов Артем, 9 лет

С легким паром!
    Однажды мы с родителями сидели и пили чай. Вдруг папа увидел, что из бани соседей валит дым. Он сразу вызвал пожарных, и мы все побежали тушить огонь. Вместе с соседями, не дожидаясь пожарников, мы заливали баню водой и следили, чтобы порывы ветра не разнесли пожар. Огонь мы победили, а сосед всех благодарил и говорил: как хорошо, что мир не без добрых людей. Я тоже так думаю.
Гагарин Ярослав, 13 лет
 

Любимица кошек
     Моя бабушка Павлова Елена Николаевна очень любит кошек. Она постоянно подкармливает бродячих животных, готовит для них еду специально. Она считает, что животные не виноваты в том, что их выбросили, а мы люди, "должны быть в ответе за тех, кого приручили". Кошки, когда видят мою бабушку, сразу бегут к ней на встречу и начинают ласково урчать и мяукать, наверное, в знак благодарности. Кошки узнают и моего маленького брата, с которым нянчится бабушка. Бабуля у нас самая добрая на свете! Мы все её очень любим. А я горжусь, что я - её внук!
Павлов Александр, 17 лет

3аведи себе друга
    Однажды я пришла в гости к бабушке и дедушке. Сели мы на кухне и вдруг слышим, как под окном кто-то плачет. Бедный подброшенный щенок дрожал, хотя было лето. И дрожал он не от холода, а оттого, что ему просто не хватало материнского тепла. Прохожие равнодушно проходили мимо, а я не смогла не заметить, как эта несчастная дворняжка сидит и с тихой грустью заглядывает в глаза людей. Чёрненькая, с рыжими подпалинами, хвостик крючком, глазки пуговки. Дворняжка? Ну и что! Зато настоящий друг! Даже с моей овчаркой Мартой подружился! Тот подброшенный щенок назван был мною Динка и вот уже 7 лет охраняет наш дом. Ведь собаки - настоящие друзья! Люди, Вы хотите иметь верного друга, который будет преданно Вам служить всю свою жизнь? Только, прежде чем завести четвероногого друга, задумайтесь: не предадите ли его Вы? А я свою собаку люблю, она у меня просто замечательная!
Маслова Марина,13 лет
 
Мой подарок ветерану
    В моем доме живет очень мало стариков. Все они уже ушли из жизни, живут в деревне или на даче. Каждое утро у нашего дома продают молоко, и моя мама его покупает. Вместе с ней в очереди стоит наш сосед, который живет на третьем этаже. Он уже не молодой, у него умерла жена, а дети уехали жить в Москву. Однажды мама заболела, и вместо нее за молоком пошла я. Стоя в очереди, я увидела старого соседа и заговорила с ним. Он ветеран войны. Его зовут Максимов Георгий Прокопьевич. Я предложила поднести до дома его банку молока, он согласился. По утрам мы стали часто встречаться возле подъезда. Вскоре мы подружились и теперь по утрам я ношу ему молоко. Георгий Прокопьевич говорит, что я сделала ему подарок.
Ларченкова Анна, 13 лет


























Моя соседка
    Я хочу рассказать о нашей соседке. Совсем недавно она заболела. Тогда, мои родители начали за ней ухаживать. Сначала моя мама начала делать бабушке Вале уколы, а папа починил на кухне кран. Мой папа хороший сантехник. Когда бабушка Валя поправилась она испекла пирог и мы все вместе пили чай. За чаем я узнала, что наша соседка на просто бабушка Валя, а ветеран войны Валентина Захаровна Катеруш. Она воевала на войне. Была медицинской сестрой. Теперь я знаю, кто живет в соседней квартире.
Калакуцкая Валерия, 11 лет

Новая книга
    Нам на уроке литературы задали выучить стихотворения Лермонтова. Я забыл взять книгу в библиотеке, а дома нужной книги не было. Я решил попросить книгу у соседа Бориса Яковлевича. Он подарил мне книгу со стихами Лермонтова, а я нарисовал ему рисунок. Теперь мы друзья.
Сергеев Иван ,12 лет

Доброе дело
    Мы живем в городе- герое Смоленске - городе с древней историей и замечательной природой. Мы живем на берегу Днепра, ходим по защитным валам, по площадям, которые помнит вторжение Наполеона. Но грустно нам бывает, когда мы видим, как бездумно относятся некоторые - и взрослые, и, по их примеру, дети, к нашему городу: мусорят, ломают деревья, поджигают весной и осенью сухую траву. Мы любим свой город, и хотим, чтобы он был красивым и чистым. Мы дарим подарки своему городу: убираем мусор. Мы учимся в 35 школе, мы находим время, чтобы встречаться не только поболтать, но и сделать что-то полезное. -Мы советуем всем: заботьтесь о нашем городе, любите его, приводите в порядок, дарите ему подарки - совершайте добрые дела: сажайте деревья и цветы, очищайте берега ручейков, речек и озера, не обижайте животных.
                         Дерево, трава, цветок и птица 
                         Не всегда умеют защититься. 
                         Если будут уничтожены они, 
                         На планете мы останемся одни.
Кадилина Ксения ,15 лет

Юные тимуровцы
    Несколько лет назад в нашей школе было решено организовать тимуровское движение. Заинтересовались новой деятельностью ученики разных возрастов.
    На первом общем заседании объединения «ЭМКиД» были выбраны лидеры движения На заседании решили в первую очередь оказать посильную помощь ветеранам ВОВ, учителям, которые долгое время работали в нашей школе, а сейчас на заслуженном отдыхе. Как оказалось, необходима помощь и школьной библиотеке. Работа оказалась разнообразной. Есть дело для мальчиков, есть для девочек, а также есть и совместная работа. Несколько дел уже успешно сделаны. Группа ребят работала в библиотеке: был проведён ремонт книг, складирование списанной литературы, пересадка комнатных растений, уборка территории около библиотеки.
    Наши тимуровцы с учителем изобразительного искусства Шевцовой Г.Г.. оказывают помощь в оформлении школьного цоколя., а также была проведена уборка территории вокруг школы.
    23 сентября под руководством нашей вожатой Божановой Марины Леонидовны, мы ходили на могилу погибших моряков на Братское кладбище., девочки убирали мусор, мальчики носили воду и поливали цветы..
    Также поздравили с Днем учителя учителей, которые всю жизнь проработали в нашей школе. Но не всем ветеранам требуется только физическая помощь, многие хотят просто прийти в школу для общения с детьми и учителями. Мы пригласили ветеранов к нам в гости и попросили его рассказать нам о том, как они жили во время войны, как стали учителями, и какие были раньше ученики. Будем стараться оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.
Костикова Анастасия, 14 лет



























































Вахта памяти
«Памяти павших будьте достойны».

Цели: расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, прививать уважение к людям, защищавшим свободу Родины.
Ведущий 1: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. 
Ученик 1: Родина!
               Пламя ударило в небо -
               Ты помнишь, Родина
               Тихо сказала: "Вставайте на помощь"?
               Родина!
/звучит мелодия " Священная война"./ 
Ученик 2: Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
               Стали тихими наши дворы.
               Наши мальчики головы подняли,
               Повзрослели они до поры.
               На пороге едва помаячили
               И ушли за солдатом солдат.
               До свидания, мальчики, мальчики,
               Постарайтесь вернуться назад. 
Ученик 3: Мы по дорогам пыльным с боем шли.
               От бомб земля дрожала как живая.
               Мы каждый метр своей родной земли
               Отстаивали, кровью поливая. 
Ученик 4: Когда от бомб, казалось, мир оглох
               И друг мой пал из нашей роты первым,
               Я знал: нужны не слезы и не вздох,
               А мой свинец, мой шаг вперед и нервы. 
Ученик 5: Мне смерть страшна, но в битвах не робел,
               В атаку шел - других не гнулся ниже,
               Шел смело в бой не только по тому, что смел,
               А потому, что трусость ненавижу. 
Ученик 6: Свинцовая метелица мела,
               Рвались снаряды, мины завывали.
               И песня нашей спутницей была.
               В бою. В походе. На ночном привале. 
/звучит попурри из военных песен/
 
Ведущий 2: На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль " За оборону Москвы", 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью " За оборону Ленинграда". 
Ведущий 1: Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.
Ведущий 2: В колхозах создавались пионерские звенья для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги ребята вносили в фонд обороны. А когда обстановка требовала от пионеров активных действий в борьбе с врагами, участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях Очень часто дети участвовали в концертах для раненых солдат, они выступали в госпиталях и воинских частях.
Ведущий 1: В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторые их них, наравне с взрослыми, присвоено звание -Герой Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы и другие.
Ученик 7: Земли российской преданные дети, 
               Бессмертными вы стали на планете. 
               Навстречу солнцу чистыми руками 
               Победы нашей вознесли вы знамя. 
/звучит песня "Женька"./
Ведущий 2: Самая тяжелая ноша в войне легла на плечи женщины, женщины матери.
               Нас пули с тобой пока еще минуют,
               Но трижды поверив, что жизнь уже вся,
               Я все-таки горд был за самую милую,
               За горькую землю, где я родился.
               За то, что на ней умереть мне завещано,
               Что русская мать нас на свет родила,
               Что в бой, провожая нас, русская женщина
               По-русски три раза меня обняла.
Ведущий 1: Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.
Ведущий 2: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла. 
Ученик 8: Стоял апрель, взбухали реки,
               Жизнь пробуждалась ото сна.
               Рождалась в каждом человеке
               Одна великая весна. 
Ученик 9: Не перекликом журавлиным 
               Она была для нас близка, 
               Гремел апрель, и шли к Берлину 
               Смертельно храбрые войска.
Ведущий 1: Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.
               Скольким детям возвратили детство,
               Подарили радость и весну
               Рядовые Армии Советской
               Люди, победившие войну! 
Ведущий 2: Люди, победившие войну.
Все меньше в живых остается тех, кто сражался за нашу Родину, тем дороже для нас присутствие на празднике почетных гостей - ветеранов Великой Отечественной Войны.
Ведущий 1: 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной, капитуляции фашистской Германии. 
Ученик 10: В девятый день ликующего мая,
               Когда легла на землю тишина,
               Промчалась весть от края и до края:
               Мир победил! Окончена война! 
Ученик 11: Без малого 4 года
               Гремела грозная война.
               И снова русская природа
               Живого трепета полна. 
Ученик 12: И бог дорогою обратной,
               Непокоряемый навек,
               Идет, свершивший подвиг ратный,
               Великий русский Человек.
Ученик 13: Он сделал все, он тих и скромен, 
               Он мир от черной смерти спас. 
               И мир, прекрасный и огромный,
               Его приветствует сейчас.
 /звучит песня "День Победы "./ 
Ученик 14: Война закончилась,
               Но песней опаленной
               Над каждым домом
               До сих пор она кружит,
               И не забудем мы,
               Что 20 миллионов
               Ушли в бессмертие,
               Чтоб с нами жить.
Ведущий 2: В память о погибших прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. /минута молчания/ 
Ведущий 1: За все, что есть сейчас у нас,
               За каждый наш счастливый час,
               За то, что солнце светит нам,
               Спасибо доблестным солдатам,
               Что отстояли мир когда-то.
 /звучит песня "Детство - это я и ты"./


Вахта памяти 
(Сценарий для учащихся 5-9 классов)

Ведущий 1:  У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и в жестоких войнах, уносивших миллионы жизней,  отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. 
Ведущий 2: Ради жизни людей, за Родину гибли наши предки в войсках Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Георгия Жукова, ради жизни на родной земле несут сегодня службу наши воины- современники. 
Ведущий  1:  Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте. Закончилась война в Афганистане, потом- Чечня.
Ведущий 2: Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память.
Ведущий 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. 
Ведущий 2: Вы помните этот день?
1 ученик: Я не помню, я родился в 1989 году.
2 ученик: Я не помню, я родился в 1990 году.
Ведущий 2: Вы никто не знаете войны, но вы слышали о ней от старших. Вы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая отечественная война постоянно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
1 ученик: От Бреста до Москвы -1000 километров.
2 ученик: От Москвы до Берлина-1600 км.
3 ученик: 2600 км. Поездом -4суток,самолетом 4 часа. А дорогами войны - 4 года.
Песня: «Эх, дороги»
1 ученик: 4 года!
2 ученик: 1418 дней!
3 ученик: 34 000часов.
Ведущий 1: И более 20 миллионов погибших людей. Если бы по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать.. .38 лет.
1 ученик: Прошла война, прошла страда.
                Но боль взывает к людям.
                Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
2 ученик: Знаем мы поименно всех героев бесстрашных 
                И склоняем знамена перед именем павших, 
                Песня, как на поверке, окликает нас снова. 
                Сомкнут строй наш солдатский, губы сжаты сурово
                И ложатся цветы на гранитные плиты.
                Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Песня: «Журавли»
1 ученик: Не забудьте тех, кто воевал за наше мирное будущее.
-Попурри из песен военных лет
1 ведущий:  Победа!   Этого праздника люди ждали   1418 дней.  Именно столько дней
продолжалась Великая Отечественная война.
2 ученик: И как могли помогали Родине все: кто у станка или в поле, кто - на фронте или партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли...
4 ученик: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? 
                Жизнь обещала, 
                Любовь обещала, Родина.
                Разве для смерти рождаются дети, Родина?
                Пламя ударила в небо!-
                Ты помнишь, Родина?
                Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
                Родина, славы никто у тебя не выпрашивал,
                Родина
                Просто был выбор у каждого
Дети (хором): Я или Родина
1 ведущий: Они пали за мир, за жизнь, за нас!
                   Снимите шапки, люди!
2 ведущий: Тихо, ребята, минутой молчания
                   Память героев почтим, 
                   Их голоса тоже когда-то звучали, 
                   По утрам они солнце встречали, 
                   Сверстники наши почти. 
7 ученик читает «Реквием» (под музыку Моцарта «Реквием»)
1 ведущий: Минутой молчания почтим память погибшим на войне. 
1 ученик: Вечная слава
                И вечная память 
                Живущим и
                Павшим
                В жестоком бою.
2 ученик: Слава вам, храбрые! 
                Слава, бесстрашные! 
                Вечную славу поет наш народ. 
                Доблестно жившие, смерть сокрушившие 
                Память о вас никогда не умрет! 
(Возложение венка)
Дети выходят на сцену с рисунками.
- Я нарисую яркое солнце!
- Я нарисую синее небо!
- Я нарисую свет в оконце!
- Я нарисую колосья хлеба!
Все : -Мы нарисуем осенние листья, 
         Школу, ручей, друзей беспокойных 
         И зачеркнем нашей общей кистью
         Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Ведущий: Поднимите рисунки выше, 
Чтобы все их видеть могли, 
Чтобы всем был сегодня слышен 
Голос юных граждан земли.
Песня: «Пусть всегда будет солнце»
 


Литературно- музыкальная композиция
«Наш Гайдар»
Сцена украшена зелеными ветками и цветами. На сцене портрет А. Гайдара.
I.     Учитель сообщает краткие сведения из жизни и творчества писателя. 
II     1 ученик. Стихотворение С. Михалкова «Аркадий Гайдар».
                      Любимых детских книг творец 
                      И верный друг ребят. 
                      Он жил, как должен жить боец 
                      И умер, как солдат
               Ты повесть школьную открой. 
               Гайдар ее писал.
               Правдив той повести герой
               И смел, хоть ростом мал. 
                      Прочти гайдаровский рассказ 
                      И оглянись вокруг. 
                      Живут сегодня среди нас 
                      Тимур, и Гек, и Чук.
               Страницы честных, чистых книг
               Стране оставил в дар.
               Боец, писатель, большевик
               И гражданин Гайдар.
2 ученик.
                      Он дальние страны для нас открывал 
                      Военные тайны он нам доверял. 
                      О горных вершинах он песню любил 
                      И нас эту песню он петь научил.
3 ученик.
               Он был солдатом и вожатым 
               И каждая его строка 
               Осталась как завет ребятам 
               Писателя- большевика.

Вопросы викторины.
1. Как зовут самого маленького героя Гайдара? (Федор «Голубая чашка»).
2. В каких произведениях Гайдара описывается лес? («Р.В. С.», «Голубая чашка», «Дальние страны»)
3. Заглавие какой книги Гайдара состоит только из трех букв? Что они означают?   (Р.В. С.)
4. Какому мальчику принадлежит документ, где написано, что есть он не шантрапа и не шарлатан, что есть, он на деле доказывали свою революционность?» (Жигану. «Р.В.С»)
5. Кто и кому говорит: «Ты о людях всегда думай, и они тебе заплатят тем же»?  (Ольга Тимуру)
6. В какой повести Гайдара Сима Симаков поет эти слова?
                «Мы не шайка и не банда
                Не ватага удальцов
                Мы веселая команда
                Пионеров удальцов
                У- ух! Ты!    {Тимур и его команда»)
7. «С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.» («Горячий камень»)
8. Вспомните, кто из героев написал это письмо. О ком здесь идет речь?
                «Мама! Прощай! Я уезжаю...»? (Борис Рориков «Школа»)
9. Откуда и чьи эти слова?
                 «Не плачь, мальчуган, не бойся. Больше он тебя не Тронет. Ни сейчас, ни после.» («Р.В.С.» Комиссар Сергеев»)
10. В каком рассказе есть эти строки?
              «Анна нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу». («Совесть»)

Аркадий Петрович Гайдар
    Рано пришлось народу проститься с Аркадием Гайдаром, таким еще молодым, полным сил и творческих замыслов.
    Он погиб на тридцать восьмом году жизни в самом начале Великой Отечественной войны.
    Гайдара не стало. Но книги его по-прежнему в строю. Они продолжают сражаться за великие цели нашей страны, за ее будущее, за будущее всего человечества.
    В чем же тайна их покоряющей силы? Почему мы верим в то, что Тимур жил на самом деле? Почему нам кажется, что Ивашка действительно нашел горячий камень?
    Тимур, герой всеми нами любимого произведения, создан мечтой писателя. Аркадий Петрович хотел видеть в молодом поколении самых верных помощников взрослых. И действительно, мечта писателя воплотилась в жизнь. Тимур стал вожаком детского общественного движения. В первое же лето войны подростки- тимуровцы взялись за дело: они приходили в семьи ветеранов фронтовиков помогать; кололи дрова, ухаживали за маленькими детьми, носили воду, работали на огородах. Они навещали в госпиталях раненых солдат и офицеров, приносили им книжки и букеты полевых цветов, писали за них письма. Так помогла книга Гайдара «Тимур и его команда» создать тимуровские команды в городах и деревнях.
    Совсем иная, противоположная картина прослеживается за границей, в 4 капиталистических странах. В частности, в сороковых годах в американских газетах появлялись заметки о том, как школьники, начитавшись детских книжек, убивали своих сверстников. Потому что эти книги учили убивать людей.
    Враги мира - это враги человечества. Враги человечества готовят убийц. А наши книги воспитывают борцов за мир, борцов за правое дело.
    Аркадий Петрович мечтал создать в своих книгах правдивый образ мальчишки - рыцаря, мальчишки, готового сражаться за справедливость. А черты этого образа он нашел в наших людях, которых он знал, которых любил, с которыми плечом к плечу ходил в бой.
    В своих книгах Аркадий Петрович писал о многом: и о радостном, и о грустном, и о веселых и легких делах.
    Но все его творчество было посвящено своей стране, могучему народу, людям, детям. За свою короткую жизнь Аркадий Петрович создал немало произведений. Первым своим значительным произведением он считал рассказ «Р.В.С.» , который написал в 1926 году. Дальше он уже печатал книги почти каждый год: «Школа»- 1930г., «Четвертый блиндаж» - 1931г., «Дальние страны», «Пусть светит», «Военная тайна» - 1935г., «Голубая чашка» - 1936г., «Судьба барабанщика» -1938г., «Дым в лесу» -1939г., «Чук и Гек» -1939г., «Тимур и его команда» -1940г., «Горячий камень» -1941г., «Клятва Тимура» - 1941г., «Фронтовые записи» -1941г.(последние строки Гайдара)
    Гайдар писал до последнего дня, до того дня, когда пал в бою. Кроме повестей, рассказов, Аркадий Петрович писал и стихи. Вы читали песенку Гека из рассказа «Чук и Гек», две песенки Светланы из рассказа «Голубая чашка», песенку Жигана из «Р.В.С.» и еще несколько песенок из повестей «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Кроме них, много стихов Гайдара было напечатано в разные годы в газетах. По своей теме, почти все они о гражданской войне.
    Прослушайте стихотворение «Кавалерийская походная», которое впоследствии было переложено в песню. В 1939 году Гайдар написал пьесу «Прохожий».
    Аркадий Петрович начал свою жизнь солдатом и погиб, как солдат. В 1941 году он пошел добровольцем на фронт. 26 октября 1941 году Гайдар пал смертью храбрых в неравном бою с фашистами. Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени.
 

Заседание литературного кружка
«Гайдар. Эпоха. Мы» 
Цель заседания:
1.   Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
2.  Выявить отношение старшеклассников 21 века к творчеству и личности А.П.Гайдара.
3.  Развивать познавательный и читательский интерес.
Предварительная подготовка.
За две недели до занятия кружка ученики получили задание:
1.  Прочитать произведения А.П.Гайдара.
2.  Найти материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Оформить его в виде письменных сообщений, докладов.
3.  Сделать иллюстрации к понравившимся произведениям.
Оборудование: Портрет А.П.Гайдара, выставка книг писателя, фонограмма с песней «Гайдар шагает впереди», высказывания известных людей о Гайдаре.
Ход заседания.
Тихо звучит фонограмма песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Гайдар шагает впереди»
Вступительное слово руководителя кружка.
До сих пор в нашем сознании образ Гайдара был связан с известной его характеристикой:
     Боец, писатель, большевик 
     И гражданин Гайдар.
В этом масштабном определении, казалось, отмечено все, кроме, может быть, самого главного: Гайдар - это личность. Цель нашего заседания: попытаться по-новому взглянуть на жизнь и творчество писателя. Итак, тема нашего заседания «Гайдар. Эпоха. Мы»
Выявление знаний о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
-Что вы знаете о жизни писателя?
Учащиеся делятся друг с другом своими знаниями, добавляя ответы товарищей.
(Материал для выступлений можно взять в книге Б.Комова «Аркадий Гайдар. Биография», из воспоминаний хорошо знавших его людей).

Что поразило вас в биографии писателя? 
Обмен мнениями.

-  Скорость жизни. В 14 лет был принят в партию. С боями прошел все фронты гражданской войны. В 15 лет командовал ротой, а в семнадцать -полком. Двадцать лет от роду был уволен в запас в должности командира полка. Это был самый молодой полковник в мире.

-   Шесть лет довелось повоевать Голикову-Гайдару. После окончания Гражданской войны участвовал в ликвидации антоновского мятежа  на Тамбовщине. При этом Аркадий Петрович впервые применил тактику так называемых "прощеных    дней", которую ныне уже неоднократно использовали российские силовики в Чечне. Оповещал народ о том, что такого-то числа всякий мятежник, добровольно явившийся к нему с повинной и пообещавший не участвовать больше в выступлениях против советской власти, будет отпущен на все четыре стороны. (Как считают исследователи, таким образом удалось спасти от уничтожения более 6000 человек.)

-Демобилизованный из армии в двадцать, Гайдар , несмотря на тягчайшие медицинские противопоказания, - в тридцать семь невероятным усилием вернул себя в армию. К пулемету. К родному пороховому запаху.

- Гайдар был удивительным человеком. В воспоминаниях его сына Тимура я прочитал о том, как Аркадий Петрович дарил незнакомым людям воздушные шарики. Вот как Тимур об этом пишет.
- «Хорошим весенним днем он шел по московскому бульвару опять при деньгах и в отличном настроении. Увидел продавца воздушных шаров, купил сначала один шарик, а потом, подумав, всю связку... Но если по бульвару идет человек с пестрой кучей воздушных шариков. За кого его примут прохожие?
- Почем шарики?
- Не продаются.
- Мне голубой, пожалуйста!
- Не продаются...
- Шары почем, гражданин?
Долго так, естественно, продолжаться не могло. Симпатичным покупателям Аркадий Гайдар начал раздавать шары бесплатно. Несимпатичным - отказывал».

- Гайдар очень любил детей, умел быстро находить с ними общий язык. В одном пионерском лагере ребят учили плавать, а он - не тонуть.
- Гайдар много раз рисковал жизнью. В частности, в том случае, когда отдал в газету "Пионерская правда" свою повесть "Судьба барабанщика". Это произведение - о несправедливо осужденном человеке, который доказал свою невиновность. Кому- нибудь повесть могла очень не понравиться - и куда бы попал писатель, рассказавший о репрессированном?..

Обсуждение прочитанных книг.
-А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете?
-Что из этих произведений прочитали? Ваше мнение?
- Какие произведения писателя вам понравились больше и почему?

Дети делятся впечатлениями о прочитанном, комментируют свои рисунки к произведениям, читают понравившиеся эпизоды.
Руководитель кружка: Ребята, я хочу привести вам такие факты, о которых сейчас стараются не вспоминать. Да, Гайдар был писателем -орденоносцем, его книгами зачитывалась советская детвора. Но «Военной тайне» многие критики отказывали почти во всех литературных достоинствах.
Публикация «Тимура и его команды» в «Пионерской правде» (была такая газета для школьников) была приостановлена... О «Тимуре» рецензенты писали: «Писатель уводит внимание ребят от учебного процесса», а о «Военной тайне»: «Средняя книжка о советских детях, тепло написанная, с большими литературными недостатками». Маршак сказку о Мальчише назвал «отвратительным Мальчишом».
Тяжелый удар постиг и «Судьбу барабанщика» - верстку готовой повести сняли с производства.
Время было суровое, и нам еще предстоит узнать, почему эта история закончилась все-таки хорошо.

ДИСКУССИЯ
- Нужен ли Гайдар теперешним мальчишкам и девочкам?
Обмен мнениями.
- Да. Он не сюсюкает, ведет с юными читателями прямой, честный и откровенный разговор.
- Многие политические оценки А.П.Гайдара устарели, но сам дух его повестей не устареет никогда. Убирать его книги с полок библиотек нельзя.
- Гайдар учит любить свою страну, людей, ценить дружбу.
- Писатель пробуждает в душе добрые чувства. Ответственность за других.
-Чем Гайдар ценен для нынешнего поколения детей и подростков?
Мнения ребят.
-  Сейчас не с кого брать положительный пример. У Гайдара есть такие герои.
-  В  его  произведениях  герои  совершают поступки,  на которых можно учиться.
- Гайдар был бесстрашен и на войне и в книгах. Еще в детстве, разбив окно или совершив какой-нибудь другой проступок, он сразу признавался. Чтобы не расстраивать мать.
В  своих книгах он доказал то же самое - лучший способ  воспитать настоящего человека: научить говорить правду.
- Жаль, что в школе мы не изучаем сейчас Гайдара.
- Да и тимуровское движение позабыто.
Руководитель кружка:
-  Когда-то из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в нашу жизнь замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы
детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в
помощи.

- Можно ли согласится с утверждением, что тимуровское движение сейчас позабыто?

-  Моя мама была тимуровкой. Она много мне рассказывала о том, как они помогали ветеранам войны, престарелым людям. Она и сейчас продолжает свою «тимуровскую работу»: заботиться о нашей больной соседке.
-  В нашей школе   мало кто знает о тимуровском движении, хотя мы тоже иногда      под     руководством      классных     руководителей      занимаемся благотворительностью.
Руководитель кружка:
-Выслушав ваши мнения, я поняла, что просто гайдаровская идея переросла рамки пионерского отряда и стала достоянием людей постарше. Тех, кто сегодня реставрирует памятники, собирает игрушки для детских домов, ухаживает за стариками, приводит в порядок наши подъезды, улицы, очищает от мусора леса...
Одним детям не справиться со всеми этими проблемами, но включиться в это взрослое тимуровское движение мы с вами должны. Тогда бы и отпала необходимость в такой профессии, как социальный работник.
Заключительное слово руководителя кружка.
Вот и подошло к концу заседание нашего литературного кружка, посвященное жизни и творчеству А.П.Гайдара. В своих книгах прекрасный стилист, чуткий психолог и мастер портретных зарисовок писатель учил читателей чувствовать радость нашей жизни, ставил перед нами вопросы о гражданском долге, о нравственном выборе, о подвиге. Он остался в детской литературе писателем с удивительной совестью, совестливостью. Хочется верить, что добрые семена его книг дадут новые хорошие всходы.
Как у него в «Р.В.С.» 
Помню, как я прочитал сообщение-
Будто жестокий удар-
Где-то на фронте в одном из сражений
Пал беззаветно Гайдар.
Плачет мальчишка, уткнувшись в ладони,
Выпала книжка из рук.
Сердце недетскою горестью стонет-
Умер наставник и друг. 
И взор у подростка слезой затуманен,
Но все же надеждой блестит.
Может, не умер, может быть, ранен,
Где-то забытый лежит... 
Только б другие мальчишки узнали!
Мало ли было чудес... 
Мало ли красных мальчишки спасали,
Как у него в «Р.В.С.»
 Долгие годы горели сраженья,
Словно огромный пожар;
Все это время я ждал сообщенья:
«Жив наш Аркадий Гайдар».

Используемая литература.
Добровольский А. «Властелин детства»// Московский комсомолец. 2004. 22 января
Емельянов Б.А. Рассказы о Гайдаре. М., 1972. 
Камов Б.Н. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар). М., 1971 
Котов М. и Лясковский В. Гайдар на войне. М., 1971.




























































Акция «Сумка дружбы»















 






     С10.11.2008.- 10.12.2008 была проведена акция «Сумка дружбы». По её условиям в классах проходили ярмарки милосердия, благотворительный концерт, сбор макулатуры. В акции приняли участие все школьники МОУ СОШ №35 На вырученные денежные средства были приобретены подарки для детей Ярцевской школы-интерната. Активистами тимуровского движения была подготовлена и проведена концертная программа. После концерта ярцевским детям были подарены подарки, которые собирали всей школой. Концерт прошел с огромным успехом. Завязалась переписка с детьми из школы-интерната. Скоро делегация из Ярцева собирается приехать с  ответным визитом в МОУ СОШ №35.





















     Тимуровцы оказывают гуманитарную помощь детскому приюту, госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, социально-реабилитационному центру «Вишенки». Постепенно тимуровское движение в школе набирает силу.
     И в летний период работа тимуровского отряда «Ровесник» остается активной. Работающие в школе, ребята еженедельно оказывают социальную помощь одиноким и престарелым людям: по их просьбе ходят за хлебом, лекарствами.
























     Ребята работают по плану и все сведения о проделанной работе заносят в «Копилку добрых дел». За небольшой срок деятельности тимуровцы уже успели сделать много добрых дел. Материального вознаграждения за труд, конечно, не предусмотрен, но, все же, помощь тем, кто в ней нуждается, в большем почете у школьников. Лисовская Зоя Степановна-ветеран педагогического труда, которой помогали по хозяйству ребята, осталась очень довольной проделанной «тимуровцами» работой.
     Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети. Поэтому в 2009 - 2010 учебном году создается штаб тимуровского движения в школе, а тимуровские отряды планируется сформировать в каждом классе.
     Тимуровское движение в школе призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей школы в активную внеурочную деятельность.
 
Социально-ориентированное проектирование как одна из форм развития тимуровского движения в МОУ COШ №35 города Смоленска
     В последние десятилетия в современном российском обществе происходит два разнонаправленных процесса: демократизация и идеологизация всех сфер общественной жизни. Эти явления, несомненно не могли не затронуть и систему образования, не оставив её в стороне от происходящих изменений.
    Обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определенной системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались?
     Проблема развития гражданского самосознания детей и подростков, воспитание их патриотических чувств и духовно-нравственных начал стоит перед любым современным обществом, эту задачу следует считать общепедагогической. Российская специфика заключается в том, что общество на данном этапе не готово предложить молодёжи целостной системы ценностных ориентаций, а современная российская семья в одиночку такую задачу выполнить не способна. Родители сами дезориентированы в ценностях и часто попросту не знают, что же надлежит проповедовать подрастающим детям. Не поэтому ли родители часто уклоняются от решения данной проблемы? Помочь обществу, семье справится с задачей развития гражданского самосознания подрастающего поколения призваны в первую очередь образовательные учреждения.
     С переходом подростков в старший школьный возраст изменяется их положение в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Все большее место в их жизни занимают серьезные дела, самосовершенствование, появляется осознанное стремление непосредственного участия в строительстве красивого и надежного будущего и поиск достойной социальной ниши. Для молодого поколения во все времена характерны энергичность и избирательность интересов.
    Одним из возможных вариантов личностного развития подростка может стать социально — значимая деятельность, смысл которой, по мнению А. П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю...»
    В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных основ, патриотических убеждений, социальной адаптации подростков в том числе и через участие в тимуровском движении.
     В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств образовательных учреждений прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремленное взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
     Наша цель- научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: если они научаться делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Обездоленные дети-сироты  и  сироты  при  живых родителях,  бездомные животные и просто наши больные соседи- все хотят внимания и сострадания. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

      Социально-ориентированный проект «Поколение NEXT» - 
    добрая традиция в МОУ СОШ №35 г. Смоленска. Он реализуется в течение 3 лет, имея при этом самую разнообразную тематику: «К человеку с любовью», «Служу Отечеству», «Если б не было войны...», «Шаги великой Победы», «Мы за здоровый образ жизни!», «Родная природа - наша боль, красота и тревога». В 2007-2008,2008 -2009 и 2009 - 2010 учебных годах проект «Поколение NEXT» реализовывается по темам «Время выбрало нас!» и «Память сердца», посвященным возрождению и развитию тимуровского движения в преддверье 65-летия великой Победы.
    Проект «Поколение NEXT» имеет социальную направленность и ориентирован на решение проблем подросткового возраста:
     - адекватную оценку социума и позитивную адаптацию в нем;
     - определение нравственных приоритетов;
     - выработка зрелой гражданской позиции.
    Разработке проекта предшествовала двухгодичная подготовительная работа, реализованная в форме конкурса по патриотическому воспитанию в рамках Федеральной программы. Анализ массовости, тематики, содержательности материалов, представленных классными руководителями на обсуждение, выявил большую заинтересованность и информированность классных коллективов в предложенных областях исследований и, кроме того, серьезную озабоченность всесторонним неравновесием современного мира. Во многих предложениях были представлены рациональные взгляды детей нарешение проблем, связанных с помощью пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями, детям-сиротам, воспитанникам приютов и детских домов, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Одним из действенных способов решения этой    проблемы   является   тимуровское движение, как деятельность, имеющая огромную социальную значимость, как для самих подростков, так и для окружающих. Таким образом, объективно назрела необходимость создания социального проекта «Поколение NEXT».
    Цель проекта:
сформировать у молодого поколения высокие гражданские чувства, социальные ориентиры, уважение к славным историческим традициям Отечества.
    Задачи проекта:
  • воспитание у молодого поколения ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание потребности в самодисциплине;
  • формирование национального самосознания;
  • развитие в социально — значимой деятельности.
    С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:
  • исследовательский,  индивидуально-групповой  - по методологическому подходу;
  • социогенный - по основному фактору развития участников проекта;
  • деятельностно- развивающий — по механизму освоения опыта;
  • светский, гуманитарно-воспитательный — по характеру содержания;
  • активный поисково-исследовательский, творческий - по способу реализации;
  • компенсирующий - по отношению к системе общего образования. 
    Проект «Поколение NEXT»     предполагает разработку нескольких актуальных направлений деятельности обучающихся:
  • социально-ориентированное (целенаправленное изучение социума и проблем в нем);
  • нравственное (позиции становления личности молодого человека);
  • гражданско-патриотическое (воспитание ценностного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям).
      Организационно   проект   «Поколение   NEXT»   представляется пятью этапами, на каждый из которых отводится определенное время.
    I  этап   -   организационный,   предусматривает   создание   рабочего оргкомитета; разработку и утверждение положения о Проекте; определение состава    участников;     проведение     информационных     консультаций     с участниками проекта по основным позициям Проекта .
    II  этап   -  исследовательский   -  реализуется   в   режиме   реального времени,   т.е.   тема   (проблема)   изучается   непосредственно   на   текущий момент. На втором этапе определяются темы работ, всесторонне изучаются проблемы   (с   изучением   официальных   документов   различного   уровня), формируется   представление   о   современном   положении   дел   по   теме исследования,   осуществляется   стажировка   участников   в   общественных организациях, готовых помочь обучающимся   и реализация путей решения проблемы («Тимуровский десант»).
    III этап — информационный.  На этом этапе       участники проекта выступают на страницах школьной газеты «ШАГ» с материалами по теме Проекта
    IV этап - творческий (практический) - реализуется в перспективном плане. На четвертом этапе участники Проекта разрабатывают собственные варианты решения проблемы
    V этап - финал, где участники представляют портфолио Проекта и устную презентацию (до 10 минут), где обосновывает логику и практическую ценность своего материала и участвует в конкурсной программе.
    Система организации проекта «Поколение NEXT» предусматривает равные для всех участников стартовые возможности.
    При условии полной реализации Проекта результатами его должны стать:
      -  активизация позитивных социальных интересов подростков (инициативности, самостоятельности);
      -  развитие аналитических умений обучающихся (планирования, определения путей поиска и обработки информации);
      - развитие коммуникативных качеств и умения конструктивного публичного выступления молодых людей;
      - личностный рост участников Проекта.
    Управление Проектом осуществляет Совет Представителей школьного детского объединения «ЭМКиД».
    Организация методического обеспечения Проекта осуществляется творческой группой из числа педагогов МОУ СОШ №35- участников Проекта.
    Информационное сопровождение осуществляется школьной газетой «ШАГ».
   Новизна проекта «Поколение NEXT» заключается в том, что он имеет нетрадиционный характер. Участниками его могут стать все желающие в возрасте 13 - 17 лет: от активистов школьного детского объединения «ЭМКиД» и победителей олимпиад до подростков с девиантным поведением. Кроме того, при явном регламентировании направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, методов исследования и разработки прикладных материалов, что определяет необходимость творческого подхода к участию в Проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию подростков.
    Методологической основой проекта «Поколение NEXT» являются ведущие положения современной педагогики; взгляды психологов на специфику проблем и особенностей подросткового возраста; психолого-педагогические концепции проектного обучения, теоретическое обоснование специфики формирования активной гражданской позиции молодого поколения.
    В результате активной деятельности членов детского объединения в рамках Проекта «Поколение NEXT» были реализованы проекты
    «Тропа доверия. Истоки добра»,
    «Согреем ладони, разгладим морщинки»,
    «Твори добро на всей земле»,
    «Доброе сердце»,
    «Мы помним тех, кто дарит свет»,
    «Наша забота - ветеранам войны и труда».
    В ходе реализации проектов ребятами из детского объединения «ЭМКиД» создается книга поиска родных и знакомых «Зов памяти», организована работа с детскими садами, с детьми из социального приюта, с детьми из социально незащищенных категорий, традиционными стали акции   «Вахта памяти»,«Ветеран живёт рядом».

Основные направления деятельности на 2009 -2010 учебном году в рамках проекта «Поколение NEXT"
Дом без одиночества
    Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома
    1.  Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.
    2. Организация и проведение:
  • "огоньков", встреч, концертных программ
  • дня пожилых людей "Согреем ладони, разгладим морщинки"
  • операций "Ветеран живет рядом", "Подарок ветерану", "Примите наши поздравления".

"Шаг навстречу"
    1. Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся под опекой.
    2. Организация и проведение:
  • благотворительных   акций   "Доброта   спасет   мир",   "Творим   добро своими руками";
  • эстафеты милосердия "Мир во мне и я - в мире";
  • праздников, игровых программ, концертов;
  • операций "Письмо   другу", "Фонарик   дружбы" (поздравительные открытки, мини-газеты).
"Ты знаешь -я рядом!"
    1.  Создание кружков по интересам, клубов и других детских объединений, куда входят больные дети и их здоровые сверстники, степень социального благополучия которых различна:  здесь и дети из  полных и опекаемых, малообеспеченных и неблагополучных семей и другие.
    2.  Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.
    3. Проведение совместных экскурсий, поездок, походов и т.п.

"Мы — твои старшие друзья"
    Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной, "Заветная шкатулка", "4 + 3", "Волшебная карусель", "Наша школьная планета", "Солнечные лучики", "Республика ребячья", "Цветик-семицветик", "Теремок чудес", "Сказочные домики", "Динь-дон" и др.

Малышок
    Забота о младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной через реализацию программ "Сотвори добро", "Заветная шкатулка". Игры, праздники для воспитанников детских садов.

В кругу друзей
    Организация и проведение для своих сверстников:
  • уроков добра "Кто, если не ты", "Жизнь дана на добрые дела", "Забота и внимание", "Доброта приносит людям радость", "Волшебное могущество добра".
  • Коллективно- творческих дел "Человек человеку нужен", "Мы нужны друг другу", "Добру — дорогу", "Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно", "Колокольчики добра"
Семейный праздник «Из добрых рук с любовью»

      По плану работы школы №35 в ней прошел семейный праздник «Из добрых рук с любовью», посвященный Году Семьи и Дню Матери. На мероприятии присутствовали ветераны педагогического труда, ветераны, родители учащихся
        Ведущими были активисты тимуровского движения Гагарин Ярослав, Киселева Екатерина, Маслова Марина. Были подготовлены концертные номера, выставка рисунков, стихотворений, сочинений, сказок собственного сочинения. Ребята подготовили и показали творческие визитки с мультимедийными презентациями. Праздник удался, настроение было праздничное, все остались довольны. В итоге ветераны получили грамоту и подарки, активисты подготовили и подарили нашим мамам поздравительные открытки.
































Акция «Дарим радость людям»

         По плану работы тимуровского отряда «Прометей» в преддверии дня пожилого человека прошла акция «Дарим людям радость». В ней приняли участие 5-11 классы. В результате 7.10.2008 года активисты тимуровского движения провели праздничную программу с вручением 64 подарков пожилым людям . В концерте приняло участие 26 юных артистов. Организаторы акции получили благодарственное письмо от администрации школы.





























Концерт «Я Вам дарю тепло своей души»

Активистами тимуровского движения была проведена концертная программа для пациентов госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны во время осенних каникул (3.11.2008 года). В концерте приняло участие 36 активистов-тимуровцев. Огромный успех у ветеранов имел школьный фольклорный ансамбль «Полянка».Ветеранам были подарены открытки и сладости.




















































      В школе № 35 города Смоленска еще в сентябре 2008 года обратились к идее возрождения тимуровского» движения. И начали активно ее воплощать в жизнь. Первая акция прошла под девизом: «Береги тех, кто жив. Помни тех, кого нет».
    Так был создан школьный тимуровский отряд «Ровесник», ребята которого постоянно участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляют шефство над ветеранами войны и труда и делают запись воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Польза от этого обоюдная: и ветеранам - внимание, и школьники имеют возможность пополнять школьный музей новыми материалами и обогащать себя знаниями.





























      Традиции тимуровского движения в школе нашли свое отражение и в развитии добровольного участия детей и подростков в благоустройстве школьной территории, улицы Петра Алексеева; охране природы и окружающей среды, привитии навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, наркомании и др.
     Новые тимуровцы школьного отряда «Ровесник» проводят большую работу по пропаганде здорового образа жизни: Дни Здоровья, тематические акции, защита проектов «Мы  за здоровый образ жизни!».

Девиз:
«Каждое доброе дело с пользой, к каждому делу подойдем творчески. Основа взаимоотношений -доброжелательность».

Цели и задачи:
  • Создание     условий     для     реализации     творческого потенциала      каждой      личности      в       организации безвозмездной добровольной помощи ветеранам войны, вдовам, обездоленным детям.
  • Самовыражение каждого члена отряда через участие в ее конкретных делах.
  • Обеспечение      отношений      сотрудничества      между учителями и учащимися.
  • Защита прав и выражение интересов учащихся школы, создание условий для раскрытия возможностей личности. 
  • Демократизация       и       совершенствование       учебно-воспитательного процесса. 
  • Расширение форм досуга учащихся.

Основные принципы деятельности:
  • Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью тимуровского отряда «Ровесник» решаются только его членами
  • Принцип равноправия и сотрудничества членов тимуровского отряда «Ровесник» на равных правах с другими организациями отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, имеет прямое представительство в них.

Принцип гласности:
  • Все решения объединения доводятся до сведения учащихся через органы печати.

Принцип коллективности:
  • Любое    решение    в    объединении    принимается    после коллективного обсуждения с учетом самых разнообразных мнений.

Член отряда имеет право:
  • На   проявление   собственной   активности   в   организации работы   в соответствии с его целями и задачами;
  • На выражение мнений и сомнений касающихся содержания деятельности и получения на них объяснений и ответов;
  • Избрать,    быть    избранным    в    органы    самоуправления, оценивать их работу;
  • Излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
  • На   участие в планировании деятельности отряда и выполнение принятого плана;
  • На уважение своего человеческого достоинства;
  • Входить в состав других организаций и объединений.

Член отряда обязан:
  • Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
  • Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствовал бы достоинству ученика школы № 35;
  • Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
  • Достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте речи;
  • Проявлять уважение к старшим;
  • Оказывать     сопротивление     проявлению     грубости     и вульгарности;
  • Уважать взгляды и убеждения других людей:
  • Уважать свободу и достоинство другого человека;
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровья своих товарищей;
  • Соблюдать   правила   личной   гигиены,   быть   чистым   и опрятным.

Основные направления деятельности:
  • Демократизация в жизни школы
  • Организация свободного времени (организация клубов по интересам, кружков, секций, проведение культурно-массовых мероприятий, спортивных мероприятий). 
  • Участие в краеведческой работе, изучение истории России, города Смоленска, школы.
  • Формирование  здорового   образа  жизни   (рейды,   акции, конкурсы, соревнования) 
  • Нравственно-патриотическое     воспитание     (на     основе изучения истории страны и мира)
  • Формирование   художественно   -   эстетических   вкусов   и общей культуры учащихся
  • Тимуровское    движение    (оказание    помощи    одиноким престарелым   людям,   ветеранам   ВОВ   и  труда,   детям-сиротам, инвалидам).
  • Шефская работа (оказание помощи младшим товарищам, работа вожатых).
  • Повышение активности учащихся в обеспечении безопасности жизни.
  • Воспитание творческого    сознательного    отношения  к овладению современными знаниями,  стремления к самообразованию.

Поощрения и наказания:
Член тимуровского отряда «Ровесник» поощряется за:
  • Учебу;
  • Общественную работу;
  • Трудолюбие и отвагу.
Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда «Ровесник» (награждение грамотой, благодарностью)
Член тимуровского отряда может быть наказан за:
  • Нарушение положения
К нему могут быть применены следующие меры:
  • Выговор или замечание;
  • Лишение права участвовать в общих делах.
 
Ожидаемый результат:

1. Формирование    высокого   уровня    самосознания,    самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия,    уважения    человеческого    достоинства,    милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2.  Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что, тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.
3.  Повышение   чувства   ответственности   у   детей   при    выполнении общественных поручений.

Дата разработки:
Май 2008 год, утверждена на педагогическом совете 23 мая 2008 года

Сроки реализации программы:
2007-2012 год
Литература:
«Книга вожатого» 1985 г.Составители А.Деркач, Г. Чубарова, Л. Яшунина
С.П.Ухьянкин «Красные звезды Тимура» 1989 г.
В.Ф.Фарфоровский «Военно-патриотическое воспитание школьников» 1981г
Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006.
«Эстафета пионерских поколений» 1972г. Составители В.В. Лебединский, А.Н.Чирва




















Наш девиз: "Сердцем людей согрей!"
ПОЛОЖЕНИЕ
о тимуровском отряде «Прометей» 
1. Общие положения. 
Цели и задачи.
Цель отряда - воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:
  • способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
  • формировать социальный опыт детей; 
  • осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества; 
  • организовывать     работу     по     привлечению     общественного внимания  к проблемам  пожилых и  нуждающихся  в  помощи людей; 
  • осуществлять волонтёрскую деятельность.
Отряд    вправе:    Свободно    распространять    информацию    о    своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, привлекать на добровольных началах и в установленном законодательством порядке средства государственных организаций, учреждений, ведомств, местных органов самоуправления, общественных объединений, коммерческих организаций, отдельных граждан, осуществлять благотворительную деятельность: концерты, трудовые рейды и любую другую деятельность, не запрещённую действующим законодательством.

2. Права и обязанности членов отряда.
1.  Члены отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда.
2.  Члены   отряда   обязаны:   соблюдать   законы   отряда,   участвовать   в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.

3. Законами отряда являются:
Закон точности (закон «ноль-ноль»)
Закон поднятой руки
Закон чистоты
Закон равенства
Закон правды
Закон добра
Закон заботы
Закон милосердия
Закон памяти
Закон уважения
Закон старости
Закон свободы
Закон чести

4.Структура и органы самоуправления отряда.
1. Отряд делится на звенья.
2. Высшим   органом   самоуправления   отряда   является   сбор,   который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.
3. В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

5. Педагогическое руководство.
Педагогическое руководство отрядом осуществляется ответственным за тимуровское движение и классными руководителями, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.































Гражданином быть обязан!

Методический портал



         МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35 ГОРОДА СМОЛЕНСКА

МАТЕРИАЛЫ
МОУ СОШ №35 г. Смоленска
на конкурс на лучшую постановку работы в
образовательном учреждении по патриотическомувоспитанию
в номинации «Организация тимуровского движения по
оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и
умерших участников Великой Отечественной войны,
локальных войн и конфликтов»
2009 г.











  • Программа по организации возрождения тимуровского движения.
  • Положение о тимуровском отряде «Прометей».
  • Устав тимуровского отряда «Ровесник».
  • Добрые дела тимуровского отряда «Прометей» в 2008-2009 учебном году.
  • Социально-ориентированное проектирование, как одна из форм развития  тимуровского движения в МОУ СОШ №35 г. Смоленска.
  • Работа в рамках проекта «Поколение NEXT».
  • Из   опыта   работы   по   возрождению   тимуровского движения. Разработки сценариев.


«Всё, что находится в пределах возможного, 
должно быть и будет выполнено».
Жюль Верн



























           Милосердие и доброта в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: 3 - "земля", Л - "люди", М -  "мысль", Д - "добро". Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
            Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, рабочими, инженерами, врачами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
           Тимуровцы помогают тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что "новое - это хорошо забытое старое".
         Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
        Школьное детско-юношеское объединение «ЭМКиД» в своей структуре уже имеет центр «Милосердие».Было решено не выделять тимуровское движение в особую детскую организацию, а сделать работу тимуровских отрядов по модели центров по интересам.























Программа по организации возрождения тимуровского движения.

Проблема программы:
Возрождение традиций тимуровского движения и формирование тимуровских отрядов «Прометей» и «Ровесник»

Цель программы:
1. Пропаганда идеи тимуровского движения.
2. Развитие у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приоб¬щение к активному преобразованию действительности.

Задачи программы:

1. Воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям.
2. Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
3. Популяризация трудовой деятельности детей.
4. Формирования у  подростков  внимательности,  скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Основные направления развития тимуровского движения:

1.  Разработать положение  о тимуровском     отряде «Прометей», устав тимуровского отряда «Ровесник».
2.   Составить карту-схему зоны работы тимуровских отряда.
3.   Составление плана работы тимуровских отрядов.
4.  Разработка социально-ориентированных проектов.

Гимн тимуровского движения:
 Дорога добра
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова
 
1. Спроси у жизни строгой,                                  3. Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов. 
Какой идти дорогой?                                           Не забывай, что жизнь –
Куда по свету белому                                         Не детская игра.
Отправиться с утра?                                           Ты прочь гони соблазны, 
Иди за солнцем следом,                                     Усвой закон негласный. 
Хоть этот путь неведом.                                       Иди, мой друг, всегда 
Иди, мой друг, всегда                                         Иди дорогою добра.
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба 
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо, 
Не уповай на чудо. 
Спеши к нему, всегда 
Иди дорогою добра.                     
Карта-схема зоны тимуровской разведки 
отрядов "Ровесник", "Прометей"































Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................