Гражданином быть обязан!

Методический портал

Классные часы студентов на тему "Толерантность"



 
       На первом курсе филологического факультета Смоленского государственного университета (английское, немецкое и французское отделения) был проведен конкурс на лучший конспект классного часа на тему «Толерантность».
       На первом этапе студентам был показан художественный фильм Т.Владимирцевой и А.Панина «Внук космонавта» (ранее «Внук Гагарина»).
       На втором этапе был проведен 1-ый тур конкурса конспектов классного часа о толерантности. Было отобрано 7 конспектов (преп. доц. Л.И. Федорова).
       На третьем этапе был проведен 2-й тур конкурса (преп. доц. О.Е. Савельева), на котором было выбрано 2 конспекта. Победителями стали студенты английского отделения Стефанович Дарья и Злакоманова София.


Классный час на тему «Толерантность»


Подготовлено:
студенткой 1 курса филологического факультета
романо-германского отделения 11 а группы
Стефанович Д.С.
для 10 класса


       Форма мероприятия: классный час

       Цели и задачи:

       - способствовать развитию уважительного отношения учащихся к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов;
       - способствовать развитию терпимости к людям разного возраста и физического состояния;
       - воспитать чувства коллективизма путём оценки работы друг друга на мероприятии;
       - подтолкнуть учащихся на мысль о постоянном самовоспитании и необходимости работать над собой.

       Предварительные задания учащимся: самостоятельно посмотреть на домашнем носителе фильм «Внук Гагарина».

       Основные методы:

       - поручение;
       - пример;
       - рассказ;
       - диспут;
       - поощрение.

       Оборудование:

       - тематические картинки и книги о толерантности и дружбе народов.


       Ход мероприятия:

       Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. В последнее время, как вы знаете, эта тема затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
       Само по себе понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
       Проявлять толерантность – значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
       Ребята, скажите, пожалуйста, а какие качества вы понимаете под толерантностью? Что для вас значит толерантность?Как вы думаете, почему она так актуальна в настоящее время? Как вы оцениваете это явление в современном обществе – нужны ли вообще такие понятия как толерантность, дружба народов, или ими можно пренебречь? (Учащиеся отвечают)

       Уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий, общение с ними, принятие их культуры и ценностей – все ваши ответы совершенно правильные, и я с ними полностью согласна. Но, вот, скажите мне, почему тогда в наш прогрессивный XXI век, когда в наших домах полно различной техники и приспособлений, которые должны облегчить жизнь людям и сделать её более размеренной, спокойной и степенной, мы всё чаще слышим об избиениях на улицах, об убийствах целых семей, о межнациональной ненависти? Что за этим стоит по вашему мнению? (Ребята высказывают свои мысли и предположения)
       В сегодняшнем обществе мы наблюдаем активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. И эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, а многие люди, которым выгодно разжигание межнациональной розни, ещё более подогревают их агрессивные стремления и желания.
       В последнее время растет количество всевозможных антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих молодые умы в экстремистские группировки. В наш век это может происходить как где-нибудь на заброшенной стройке или в других злачных местах, так и не выходя из дома.         Практически у каждого из вас есть дома сеть Интернет, где всё открыто и доступно, и каждая такая группировка с радостью может принять вас в свои ряды.
Но вы же понимаете, что с подобными «искушениями» нужно бороться, так как это лжеправда. Никакая «чистка крови» или «очищение нации» никогда не приводила ни к чему хорошему и не приносила ничего, кроме войн, потерь и слёз. К тому же именно наша страна в 1945 году одолела такую страшную машину смерти под названием «фашизм», а сделали мы это только благодаря объединению общих усилий всех стран, входивших в состав СССР, всех людей, всех наций и народов.

       Вот почему я и попросила вас посмотреть дома фильм «Внук Гагарина». Все это сделали?
       Это, как вы уже видели сами, печальная история про маленького сироту, которому не просто приходится из-за своего цвета кожи жить среди «обыкновенных» людей. Как, по-вашему, в чём заключается основная идея фильма? Какую основную мысль режиссёр данного фильма хотел донести до нас? (Ребята высказывают предположения. Их ответы примерно должны сходиться в том, что все люди равны между собой в правах независимо от каких-либо внешних признаков и что расизм, как таковой, крайне отрицательное явление как для всего общества в целом, так и для отдельно взятой группы людей).
       Вы говорите в правильном направлении, однако идея фильма не в расизме как таковом, а в том, что русский человек является таковым не из-за цвета кожи или разреза глаз, а из-за своей широты души, своего внутреннего мира.
       Скажите, вам понравился фильм? По-моему, неплохой.Он и про «предательство» близких людей и про то, что вчерашние враги могут встать за тебя горой. Здесь имеется и доля юмора, простого такого, мальчишеского. Гена – это бесхитростный подросток, воспитанный в русском духе, в обычных русских традициях улицы. Именно поэтому герой Панина сближается с мальчишкой, он ведь такой же был в прошлом. А брат Гены - Федор - полная противоположность остальным героям, хотя на первый взгляд — положителен. Но сцена с «временным» возвращением Гены в детдом показывает его с другой стороны, как человека, испугавшегося изменений в своей жизни и потери своего обычного быта. Но благо, что его товарищ вовремя вернул Фёдора к жизни и они не совершили страшной ошибки.
       Итак, ребята, а теперь давайте немного побеседуем о фильме раз уж он вам так понравился.
       Скажите, какие моменты вам запомнились больше всего?
       Как, по-вашему, что побудило друга Фёдора изменить свои взгляды на счёт маленького Гены?
       Как, по-вашему, что испытывает Гена, будучи «непохожим» на окружающих?
       Что меняется в нём в течение всего фильма и меняется ли что-то вообще в нём?
       Жалко ли вам было маленького Гену после того, как его собирались «на время» отправить в детский дом? Почему, ведь он такой непослушный и любитель «влипать» в различные истории?
       Что вас в нём привлекает, какие черты?
       А как вы относитесь к его стремлению отстоять свои чувства? Что вы видите за ироничной и в то же время искренней фразой: «Я женщинами не торгую!»?
       Как вы видите будущее этого мальчика? На ваш взгляд, из него может получиться ответственный и положительный гражданин нашей страны?
       Хотели бы вы иметь такого друга?
       А находясь на месте подруги Фёдора, как бы вы относились к мальчику и к его неожиданному появлению в семье?
       Как, по-вашему, что помогает Гене держаться в этой жизни и в душе оставаться всё-таки добрым мальчиком, несмотря на все те слова и взгляды, которыми его частенько одаривают окружающие?

       (Учащиеся отвечают, высказывают свои версии, предположения, мысли, суждения, описывают свои чувства и эмоции).

       Ребята, все ваши ответы верные. Я очень рада, что всем вам так понравился фильм и что вы так им прониклись. Я вижу, что он задел вас за живое и сейчас вы уже лучше начали разбираться в том, а что же такое толерантность в действительности. 
       Но, как вы понимаете, толерантность – это не только умение любить «темнокожих русских» мальчиков. А что ещё вы видите под толерантность? Какие ещё слои общества нуждаются в дополнительном внимании и понимании? (Дети высказывают свои предположения)

       Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей, которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому трудно дойти до магазина, или простоуступив место в общественном транспорте, - всё это уже характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг себя таких же людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя полноценными гражданами России, которая, как я уже говорила, весь мир буквально своей кровью, своими сынами вытащила из страшной пропасти.
       Как вы уже наверняка поняли, толерантность довольно тесно соседствует с такими понятиями как патриотизм и уважение. Скажите, а какие факты из нашей истории могут доказать то, что сила России была всегда в единстве? Я имею ввиду, именно единство народов. (Учащиеся делятся мыслями, приводят различные факты из истории России, как древнейшей, так и новейшей, например участие России в войнах, приводят в пример различных деятелей науки и искусства нашей страны, которые являются представителями различных национальностей, но одновременно составляют общее представление о России в мире. Также возможно дети упомянут о спортивных достижения нашей страны, например выступления нашей олимпийской сборной на играх разных лет, возможно поделятся какими-то фактами из жизни своих родственников, связанные с дружбой народов.)
         И вновь вы оказываетесь правы. Это, конечно же, все те войны и сражения, в которые пришлось вступить нашей стране, где все народности сплотились ради одного – ради благополучия своей Родины!
       А на нашем стенде вы можете видеть большое количество книг и о героях Великой Отечественной войны, и о молодых героях, таких как Олег Кошевой, Ульяна Громова, Зоя Космодемьянская и многих других. Эти ребята были примерно вашего возраста, а порой даже и младше, но их мужество не знало границ. Они пожертвовали своими жизнями только ради того, чтобы мы все появились на свет, ради нашего общего блага, ради того, чтобы все народы жили в мире.
       После окончания нашего мероприятия вы можете посмотреть все эти книги поближе, возможно даже кто-то захочет их взять на дом почитать.На нашем стенде также есть всевозможные открытки и фотографии, которые ярко отражают идею толерантности. Со всеми этими материалами вы также можете ознакомиться поближе.

       Ну, что ж, ребята, сегодня вы все были очень активными, мне было очень приятно с вами работать. Я рада, что каждый из вас смог показать себя как цельного и гармоничного человека, что каждый из вас не остался равнодушным к маленькому Гене и его истории жизни.
       Каждого из вас я персонально благодарю за интересную беседу и бесстрашие в выражении своих мыслей, пусть не всегда верных, но зато честных и искренних. Однако особенно отличился сегодня (называю ученика). Он(а) пропустил эту тему через себя и проникся к ней всем сердцем. И в качестве поощрения я предлагаю ему(ей) выступить в областной библиотеке на конференции, посвящённой проблеме толерантности. Со своей стороны я окажу помощь в составлении лаконичного, интересного и цельного доклада. Ребята, вы поддерживаете меня в том, чтобы он(а) выступила от имени нашей школы на конференции?

       Единственное, что мне осталось, это спроситьвас о том, изменились ли после просмотра фильма и сегодняшней беседы ваши взгляды на вопросы толерантности, ваши отношения к представителям других национальностей, конфессий, социальных слоёв общества? Как на ваш взгляд должен вести себя современный, умный, образованный, воспитанный и уважаемый человек по отношению к другим людям? Если что-то вас не устраивает в другом человеке, в его привычках, поведении, или вы чем-то недовольны, как вы должны это выражать? Можно ли заявлять о том, что одна нация выше или ниже другой во всех сферах человеческой деятельности? (Ребята отвечают на вопросы, делясь новыми впечатлениями)
       Хотели бы вы выделить ещё кого-нибудь сегодня за активную деятельность? Узнали ли вы что-то новое сегодня друг о друге? Как вы вообще относитесь к мыслям, которые высказывали ваши товарищи? Если бы они не являлись вашими товарищами, вы бы принимали их соображения и высказывания? Как вы думаете, достойно ли представит (называю учащегося) нашу школу на областной конференции?(Учащиеся активно делятся своими соображениями по данным вопросам)
И последняя моя мысль на сегодня, пожалуй, это то, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Если вы столкнулись с подобной проблемой, не ищите виновных, а постарайтесь быть самими с собой максимально честными. Спросите себя, а что бы испытывал я, окажись на месте того же маленького Гены? Смог бы я справится с подобным отношением к себе? И представьте, каково это жить в постоянном напряжении.
       Я надеюсь, что после нашей беседы у вас не осталось никаких предрассудков и неясностей касаемо толерантности. Думаю, что значение этого слова открылось вам сегодня во всём объёме. Надеюсь, что теперь вы полностью осознаёте, что идея единства наций – это то, к чему все мы должны стремиться. Только понимая и принимая мнения и мысли других людей, мы сможем создать что-то новое в этом мире.  Надеюсь, что каждый из вас вынес с сегодняшней беседы что-то новое, важное и полезное. Главное – уважайте и цените окружающих вас людей.
       Спасибо вам большое, ребята, за работу. Мне очень понравилось с вами общаться. Надеюсь, что наша встреча не прошла даром.


Классный час на тему «Толерантность»


Подготовлен: 
студенткой 1-го курса филологического факультета
английского  отделения группы 12
Злакомановой Софией
для 10-го класса.


       Задачи:
  1. Формировать навыки самостоятельной работы воспитанников.
  2. Сформировать у воспитанников точное представление о понятии «толерантность» и толерантном человеке.
  3. Формировать способность защищать права человека.
  4. Развивать стремление быть толерантным.
  5. Воспитывать интернационализм и гуманизм.

       Предварительные задания учащимся
  1. Найти сведения об истории толерантности как явления.
  2. Создать презентацию  «Десятка» самых толерантных наций мира».

       Основные принципы, использованные в работе
  • связи воспитания с жизнью;
  • сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
  • уважения к личности ребенка;
  • опоры на положительные стороны личности.

       Методы: поручение, объяснение, беседа, пример, поощрение.
       
       Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.


       Этапы мероприятия.

       1.        Вводная часть.
       1.1.        Вступительное слово воспитателя.
       2.        Основная часть.
       2.1.        Презентация «Интересные афоризмы о толерантности».
       2.2.        Слово воспитателя.
       2.3.        Выступление воспитанницы Ивановой Даши с сообщением об истории толерантности.
       2.4.        Слово воспитателя.
       2.5.        Выступление Муравьева Андрея с презентацией «Десятка» самых толерантных наций мира».
       2.6.        Обсуждение фильма «Внук Гагарина».
       2.7.        Рассуждения на предложенные воспитателем темы.
       3.        Заключительная часть мероприятия.
       3.1.        Заключительное слово воспитателя.
       3.2.        Подведение итогов, раздача памятных призов.
       4.        Анализ проделанной работы.



       Ход мероприятия.

       Ребята, вчера вы посмотрели фильм Андрея Панина «Внук Гагарина». Понравился ли он вам? 
       
       Ответы воспитанников.
       
       Сегодня я хочу обсудить с вами этот фильм. Мне хочется услышать ваши мнения о его основной проблеме. 
       Но сначала давайте посмотрим на доску. Здесь несколько афоризмов мудрых людей (они на фото). Френсис Бэкон говорил: «Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». Конфуций: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот, что можно назвать человеколюбием». А это древнеиндийская мудрость: «сострадание правит миром». Согласны ли вы с этими мыслями? Какая из них понравилась вам больше? Почему?

       Ответы воспитанников.

       Ну что ж, вы, наверное, догадываетесь о главной теме нашего классного часа. Качества личности, о которых говорят афоризмы, мы можем объединить в одно широкое понятие. Да и тему фильма можем определить довольно точно. Итак, я хочу поговорить с вами о толерантности. Давайте послушаем Дашу Иванову. Она расскажет нам об истории этого понятия.

       Выступление воспитанницы.

       Ну что, вы открыли для себя что-то новое? Что вы думаете по поводу актуальности или неактуальности проблемы толерантности?

       Комментарии воспитанников.

       Муравьев Андрей подготовил для нас кое-что интересное. Он покажет нам презентацию «Десятка» самых толерантных наций мира».

       Выступление воспитанника.

       Может быть у вас другая точка зрения по поводу лидеров?

       Комментарии воспитанников.

       Теперь вернемся к фильму. Рассмотрим на его примере всю важность явления толерантности. Давайте попробуем поразмышлять над рядом вопросов, которые я вам сейчас предложу. Я распечатала список на каждую парту. Думаю, вы уже обратили внимание на эти проблемы во время просмотра фильма. Начнем.

  1. Кто такой, на ваш взгляд, Федор? Является ли он символом толерантности или же он просто слабохарактерный человек, который не может за себя постоять?
  2. А что вы думаете о Гене? По-моему, он мальчик очень жизнерадостный. Но что скрывается под этой маской? Не кажется ли вам, что он довольно многое воспринимает и понимает в жизни как взрослый, несмотря на юный возраст?
  3. Расскажите про свое первое впечатление о Гене. Можно ли назвать его поведение девиантным? Почему он так себя ведет? Это понимание того, что он «другой», и стремление к самозащите или просто влияние жизни в детском доме? Выскажите свои предположения.  
  4. В фильме несколько раз фигурирует такая молодежная, скорее, группировка, а не субкультура, как скинхеды. Как вы относитесь к этому движению?
  5. Почему отец Эли был против ее дружбы с Геной? Только ли разность социальных слоев сыграла здесь свою роль?
  6. Как герои меняются к концу фильма? Можно ли сказать, что Анатолий прошел путь от скинхеда до гуманного, толерантного человека? Почему он так кардинально изменил свое отношение к Гене? Меняются ли Федор и Анатолий местами в конце фильма? (Когда Федор хочет отдать брата назад в детский дом, а Анатолий против). Расскажите, как, по вашему мнению, изменился Гена? Почему он не взял деньги, которые предлагал ему отец Эли?
  7. Почему, как вы думаете, автор выбрал такой неоднозначный конец для фильма? Каким бы сделали его вы?

       Итак, друзья, пора заканчивать. Спасибо вам за то, что высказывали свои мнения, за то, что были откровенны. Вы взрослые люди, и сами знаете, что внешность (возможно, другой цвет кожи или разрез глаз) – это всего лишь оболочка, а главное в человеке – качества, мысли, чувства, желания, стремления, да и поступки. Не будем также забывать золотое правило морали: не делай другому того, чего себе не желаешь. Этим правилом необходимо руководствоваться всегда, поступая тем, или иным образом с любым человеком. Будь то ваш друг, родственник или посторонний. 

       Вам понравился наш сегодняшний классный час? Может быть, что-то вы хотели бы изменить? Или у вас есть какие-то предложения на будущее? Кто был сегодня самым активным и высказывался больше всех, как вы думаете?

       Ответы воспитанников.

       Хочу преподнести вам небольшие подарки. Это фигурки белого голубя. Голубь - символ мира. Фигурки можно прикрепить к ключам. Очень хочу, чтобы каждый из вас помнил, глядя на них, что все конфликты можно решить миром. А чтобы конфликтов не возникало, нужно стараться быть друг к другу толерантными. Надеюсь, что наша беседа изменила хоть что-то в вашем мировоззрении к лучшему, а главным образом в отношении к людям. 


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................