Гражданином быть обязан!

Методический портал

Творческая работа с семьей: сборник методических материалов


       

       Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

       Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

       В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

       Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

       Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

       Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

       Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

       Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Организация совместной деятельности родителей и детей

       Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

       Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

       Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

       Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.


Деловая игра для детей и родителей

       Цели: правовое просвещение детей и родителей, знакомство с новыми правами и обязанностями гражданина РФ, посредством игры.

       Участники: 3 семьи учащихся среднего школьного возраста.

       Оборудование: таблички (уголовная ответственность, административная ответственность, моральная ответственность, юридическая ответственность); карточки с заданиями.

       План:

  • Вступительное слово ведущего
  • Представление команд
  • Конкурс «Знаете ли закон?»
  • Конкурс «Преступление и наказание»
  • Конкурс «Мораль или право?»
  • Конкурс «Всегда ли правы родители?» 

       Ход игры.

       Ведущий: Добрый день участники и гости нашей семейной игры!

       Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество — это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

       Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет судить нашу игру (представление жюри).


       Конкурс «Представление команд»

       В течение 2-З мин. Каждая из команд должны как можно ярче представить себя (название команды, девиз, эмблема). Максимальная оценка 5 баллов.


       Конкурс «Знаете ли вы закон?»

       Командам по порядку, называются различные ситуации, нужно определить какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».

       Ученик разбил стекло (административная);

       Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).

       Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).

       Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).

       Гражданин из мести поджог дом соседа (административная).

       Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).

       Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (административная).

       Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).

       Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (уголовная).

       Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).


       За каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Представители милиции дают комментарии к каждой их этих ситуаций, разъясняют, в чем отличии между уголовной и административной ответственностью.

       
       Конкурс «Преступление и наказание»
       
       Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.), в течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных шести и обосновать свой выбор:

       Карточка № 1

       Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества - он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые. (Ответ 4.)

       Карточка № 2

       Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить,

       Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские. (Ответ 1.)

       Карточка № 3

       Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.

       Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил её, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.

       Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло. (Ответ 2.)

       Карточка № 4

       Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью. (Ответ 5.)

       Карточка № 5

       Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

       Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить подобное. (Ответ 3.)

       Карточка №6

       Анатолий 3. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму 67 тыс. рублей. (Ответ 6.)

       Варианты ответов:

            Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
            Условное осуждение.
            Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.
            Освобождение от наказания с передачей на поруки.
            Отсрочка исполнения наказания.
            Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима. 

       За каждую верно решенную карточку команда получает 5 баллов. Комментарии этих ситуаций представителями милиции.


       Конкурс «Мораль или право?»

       Ведущий: Следующий конкурс будет для вас не легким. Я буду называть ситуацию, а вы должны будете определить в случаях наступает моральная ответственность, а в каких - юридическая. В конкурсе принимают участие дети:

       Сергей солгал матери (моральная).

       Николай разорил муравейник (юридическая).

       Террорист попытался угнать самолет (юридическая).

       Тонул человек, прохожий не принял никаких мер (юридическая).

       Владимир положил в карман финский нож (моральная).

       Александр принял дозу наркотика (моральная).

       Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (моральная).

       Аркадий сломал дерево (моральная).

       Рабочий прогулял рабочий день (юридическая).

       Девушка украла чужого ребенка (юридическая).

       Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая).

       Виктор ударил товарища (моральная).

       Анатолий пожадничал (моральная).

       Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая).

       Школьник мучил котенка (моральная).

       За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Представителей милиции комментируют эти ситуации, разъясняют, в чем отличии между моральной и юридической ответственностью.


       Конкурс «Всегда ли правы родители?»

       Ведущий: Этот конкурс последний и решающий, каждой команде будет зачитана ситуация, ваша задача прокомментировать её, ответив на мои вопросы:

       Ситуация 1

       Мать: Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

       Сын: Но мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

       Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме) и является нарушением общественного порядка.)

       Ситуация 2

       Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофером буду? Да и придираетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя истории найдут, посправедливее.

       Учитель: Как ты смеешь Иванов, так со мной разговаривать?

       Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно; формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший — меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

       Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным.!Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Закон здесь на стороне Марьи Ивановны. В соответствии со статьей 13 учащийся имеет право высказать свои претензии, но это необходимо сделать так, чтобы не пострадала репутация других людей, в данном случае учителя.)

       Ситуация 3

       Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

       Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

       Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!
       
       Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

       Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию?

       (Самообслуживание не может быть препятствием в поучении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

       Ведущий: Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду победительницу. Мы с вами сегодня говорили о законах и я, надеюсь, эта игра помогла вам лучше узнать не только свои права, но и обязанности.

       (Подведение итогов, слово жюри. Награждение команды победительницы.)


Спортивно-туристическая конкурсная программа «Мама, папа, я — туристическая семья»


       Иногда родители оказывают своим детям помощь при подготовке к творческим мероприятиям. Мы же предлагаем конкурсную коллективно-творческую программу, которая предполагает не только помощь со стороны родителей, но и их непосредственное участие!

       Это мероприятие можно провести в каком-нибудь туристическое клубе, на туристической базе, в семейном лагере, а при желании и в любом образовательном учреждении.

       Это мероприятие представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют три представителя от семьи.

       Конкурсную программу оценивает жюри, которое состоит из родителей и педагогов. Председателем жюри желательно назначить инструктора по туризму.

       Цели: формирование чувства бережного отношения к природе] раскрытие творческого потенциала детей и родителей.


       Конкурс 1. «Визитная карточка»

       В этом конкурсе команды представляют себя в любой (желательно творческой) форме. Каждая команда в обязательном подряд представляет свою символику.

       Жюри оценивает оригинальность и зрелищность представления. Максимальная оценка 4 балла.


       Конкурс 2. «Мы знаем правила туристов»

       Условия: На сцену приглашаются все команды. Ведущий задаёт вопросы, посвященные правилам поведения на природе. Команд по очереди называю по одному правилу. Команда, которая не может сформулировать правило - выбывает. Побеждает команда, оставшаяся последней. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

       Вопросы:

       1. Назовите правила бережного отношения к растениям.

       Приблизительные ответы:

       запрещается рубить деревья или кустарники без соответствующего разрешения;

       иногда можно срезать боковые ветки, но не вершину;

       нельзя рубить деревья на склонах оврагов, балок и холмов;

       для костров используют сухостой;

       запрещено срывать любые растения, особенно редкие;

       нельзя разрушать грибницы и т. д.

       
       2.Назовите правила бережного отношения к животным.

       Приблизительные ответы:

       нельзя тревожить гнездовья птиц;

       нужно ходить по тропинкам;

       не следует повреждать муравейники;

       нельзя ловить рыбу в период нереста;

       запрещено убивать змей, лягушек, ящериц и т. д.;


       3.Назовите правила этического поведения на природе.

       Приблизительные ответы:

       нельзя наносить татуировки на деревья;

       необходимо пресекать всевозможные нарушения правил поведения на природе;

       нужно сообщать о случае загрязнения окружающей среды в органы охраны природы;


       4.Назовите правила противопожарной безопасности в лесу.

       Приблизительные ответы:

       нельзя разводить костёр вблизи сухой травы;

       нельзя разводить костёр под кронами деревьев и близко к стволам;

       можно разводить костёр на старых кострищах, около воды и на вытоптанных местах

       покидая стоянку, обязательно погасить костер.


       Конкурс 3. «Узлы»

       В этом конкурсе участвуют по одному представителю от команды. На сцену выносятся столы с пучками верёвок. В течение пяти минут под музыку участники конкурса должны завязать как можно больше туристических и морских узлов. Узлы должны быть разнообразными. Побеждает тот, кто завязал большее количество узлов. Каждый правильно завязанный узел оценивается в 1 балл.


       Конкурс 4. «Смак»

       В этом конкурсе участвуют мамы или бабушки, которые пред­ставляют какое-либо туристическое блюдо. Каждая участница даёт описание своего блюда: рецепт, рекомендации к приготовлению, а также рекламирует его в творческой форме.

       Жюри оценивает вкус, калорийность, полезность, экономичность и способ приготовления блюда. Команда-победитель получает четыре балла, проигравшая — 2 балла.


Диспут для детей и родителей «Верно ли, что мечта — парус жизни?»


       Есть великая премудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес к смысл Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный миря по своему образу и подобию.
                                                                                                                                                                     Франс.

Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни..
Д.И. Писарев,

       Цель: приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, помочь родителям и детям ближе понять друг, друга по средствам диспута.

       Участники: команда учащихся старших классов, команда родителей.

       План

            Психологическая игра на раскрепощение.
            Обсуждение проблемы по вопросам.
            Рефлексия. 

       Ход диспута

       1. Психологическая игра на раскрепощение

       Цель: помочь участникам раскрепоститься для проведения дискуссии, поразмышлять над тем, что хотя все мы разные, ноу нас есть много общего.

       Оборудование: лист бумаги, карандаш.

       На листе бумаги дети отвечают на 2 вопроса:

           Куда вы мечтаете отправить в путешествие?
           Какие 3 вещи вы бы взяли с собой в путешествие? 

       Участники, после того как написали, держат перед собой свой лист так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Обсуждение полученных ответов.

       Анализ игры:

          Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
           Чьи записи вас удивили? 

            Если на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
            Могут ли быть у совершенно разных людей одни и те же мечты? 

       2. Обсуждение проблемы по вопросам

            Мечта, фантазия, творческое дерзание - равнозначны ли эти понятия? Можно ли жить без мечты?
            Согласны ли вы с утверждением, что мечта, как и романтика свойственна только юным?
            Влияет ли возраст на характер мечты?
           Одни утверждают, что мечта мешает учебе, спорту, достижению жизненной цели. Другие наоборот, считают, что мечта помогает человеку во всем. А ваше мнение? Не уводит ли мечта в сторону от жизни? Не расслабляет ли она человека?
            Что такое «американская мечта», приемлема ли она для нашего общества? Могут ли материальные блага быть мечтой?
            Знаете ли вы примеры мечты, которая сбылась, и если можно расскажите?
           Произведения «Алые паруса» и «Русалочка», что общего в этих произведениях и в чем различие. Можно ли сказать, что мечта погубила Русалочку?
           Нужно ли бороться за свою мечту?
            Является ли мечта парусом жизни 

       3. Рефлексия

          Что нового я сегодня узнал?
       Чем мне помог сегодняшний разговор?
       Что мне понравилось, а что нет? 
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты