Гражданином быть обязан!

Методический портал

Музыкально-литературная композиция
«У войны — не детское лицо»


Анищенкова Т.М.,
МОУ «Смоленский 
физико-математический лицей»
 

       Цель мероприятия: 
       Формирование патриотизма и мировоззренческой устойчивости через личное восприятие и изучение истории Великой Отечественной войны.

       На берегу моря сидит мальчик. Его одежда и волосы развеваются по ветру. (Слайд)
       Шум морского прибоя.
       Звучит Э. Мориконе «Песня одинокого пастуха».
       
       1 Ведущий: Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну, большую-пребольшую, и старался запомнить ее, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер все время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком.

       2 Ведущий: Он любил рисовать синие и зеленые Крымские горы, где они играли с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, он стал бы художником. Или моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик. Никто еще не знал, что он станет мужественным, отважным, находчивым разведчиком.
       
       Ах, война, что ты сделала, подлая,
       Стали тихими наши дворы,
       Наши мальчики головы подняли,
       Повзрослели они до поры.
       На пороге едва помаячили
       И ушли за солдатом солдат
       До свидания, мальчики!
       Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
       Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
       Не жалейте ни пуль, ни гранат,
       И себя не щадите, но все-таки
       Постарайтесь вернуться назад!
                                                      Б. Окуджава

       1 Ведущий: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца?

       2 Ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
                 
       Разве для смерти
       рождаются дети,
       Родина?
       Разве хотела ты
       Нашей смерти,
       Родина?
       Пламя ударило в небо-
       Ты помнишь,
       Родина?
       Тихо сказала:
       «Вставайте на помощь…»
       Родина.
                                              Р. Рождественский

       На сцену поочередно входят дети в костюмах военной поры.

       Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас выводили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежки дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. (Т.Ивлева, полиграфист)
       Звучит в записи тема нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Шостаковича.

       Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю. Никитина)

       Ученик: Война застала нашу семью, семью военного врага, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…(Ю.Подтыкайлов)

       1 Ведущий: Страдали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. Дети в осажденном городе…Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять?

       2 Ведущий: Матери отдавали все, что могли, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

       Ученица: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама- 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
       
       1 Ведущий: Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких.

       Иду в темноте, вдоль воронок.
       Прожекторы щупают небо.
       Прохожие. Плачет ребенок
       И просит у матери хлеба.

       А мать надорвалась от ноши
       И вязнет в сугробах и ямах.
       - Не плачь, потерпи, мой хороший,-
       И что-то бормочет о граммах.

       Их лиц я во мраке не вижу,
       Подслушала горе вслепую.
       Но к сердцу придвинулась ближе 
       Осада, в которой живу я.
                       
                                           Н.Крандиевская-Толстая.

       Показ кадров из кинофильма «Дорога жизни».

       2 Ведущий: Разве можно забыть Ленинград,
       Сталинград, Хатынь?
       
                  Хатынь.
       Стой, человек! Море, застыло!
       Замрите в полете, птицы!
       Смотрите - Хатынь, смотрите - Хатынь!
       Смотрите всем нам в лица.

       1 Ведущий: Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей под дулами автоматов согнали в большой сарай и подожгли его. Так гитлеровцы отомстили  жителям за то, что они помогали партизанам. Гудят- звонят колокола горькой памяти над пепелищами 26 дворов! Над братской могилой.

       2 Ведущий: Лежат в ней Анна и Иосиф Барановские, их девятеро детей; семья Александра Новицкого, в которой было семеро детей. Не пощадили нелюди девятнадцатилетнюю Ванду Яскевич с семинедельным сынишкой на руках. Семьдесят пять детей Хатыни приняли мученическую смерть в огне.
       Показ слайдов.
       Звучит в записи произведение С.Рахманинова «Музыкальный момент».

       1 Ведущий: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.

       Ученица (в костюме военной поры):
       В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12- летнюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для уничтожения. Выжила чудом.
       (Рабочая из Таллинна)

       Звучит тихо «Реквием» В.Моцарта в грамзаписи.
       Варварство
       Они с детьми погнали матерей
       И яму рыть заставили, а сами
       Они стояли, кучка дикарей,
       И хриплыми смеялись голосами.
       У края бездны выстроили в ряд
       Бессильных женщин, худеньких ребят…
       Нет, этого я не забуду дня,
       Я не забуду никогда, вовеки!
       Я видел: плакали, как дети, реки.
       И в ярости рыдала мать-земля…
       Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
       Он падал, издавая вздох тяжелый.
       Детей внезапно охватил испуг, -
       Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
       И выстрела раздался звук…
       - Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
       Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? - 
       И хочет вырваться из рук ребенок.
       И страшен плач, и голос тонок,
       И в сердце он вонзается, как нож.
       - Не бойся, мальчик мой,
       Сейчас вздохнешь ты вольно.
       Закрой глаза, но голову не прячь,
       Чтобы тебя живым не закопал палач.
       Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно - 
       И он закрыл глаза. И заалела кровь,
       На шее лентой красной извиваясь.
       Две жизни наземь падают, сливаясь,
       Две жизни и одна любовь!
       Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,
       Заплакала земля в тоске глухой.
       О, сколько слез горячих и могучих!
       Земля моя, скажи мне, что с тобой?
       Ты часто горе видела людское,
       Ты миллионы лет цвела для нас,
       Но испытала ль ты хотя бы раз 
       Такой позор и варварство такое?
       Страна моя, враги тебе грозят,
       Но выше подними великой правды знамя.
       Омой его, земля, кровавыми слезами,
       И пусть его лучи пронзят.
       Пусть уничтожат беспощадно
       Тех варваров, тех дикарей,
       Что кровь детей глотают жадно,
       Кровь наших матерей…
                                       М.Джалиль

       2 Ведущий: Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.


       Чтоб снова на земной планете
       Не повторилось той беды,
       Нам нужно,
       Чтобы наши дети
       Об этом помнили,
       Как мы!
       Я не напрасно беспокоюсь,
       Чтоб не забылась та война:
       Ведь эта память – наша совесть
       Она
       Как сила нам нужна…

       1 Ведущий: Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября, и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки.

       2 Ведущий: Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!

       Ученик: «Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые…Кто лез сам.…Залезали друг на дружку, третий ли, четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».

       Звучит песня «День Победы».

       На сцене – 2 девочки и 1 мальчик (учащиеся 5 класса).

       Девочка: Как же непохоже наше детство на то, искаженное, страшное военное детство.

       Мальчик: Мое сердце сжимается от ужаса при одном только слове – война!

       Девочка: В каком же мы долгу перед поколением, которое ценой собственного счастья, а то и жизни, обеспечило нам мирное будущее.

       Учащиеся по 1 строфе читают стихотворение Зайцевой Ольги, 5А класс.

       Я из книг узнавала о детях войны.
       Как и мы, не для горя они рождены.
       Но пришлось ребятне повзрослеть до поры.
       Опустели школы, сады и дворы.

       Как и нам, им хотелось вместе играть,
       Песни петь, танцевать, рисовать…
       Но о детских забавах пришлось позабыть,
       И ушедших на фронт отцов заменить.

       Как же много им горя война принесла - 
       Матерей и отцов у детей отняла.
       Никого не осталось, лишь Родина-мать,
       И ребятам, как взрослым, пришлось воевать.

       Со слезами читала я о «сыне полка»,
       Но представить себя на месте его не могла.
       Не могла я представить в окопах друзей.
       Пусть война никогда не тревожит детей!

       Но за то, что сегодня мы мирно живем,
       О прошедших войну память в сердце несем.
       Никогда не забыть нам той страшной войны.
       Как мы вами гордимся – дети русской земли!

       Звучит «Песня одинокого пастуха» Э.Мориконе.
       Ветер, солнечное освещение сцены.

       1 Ведущий: Он любит рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждет волну,
большую-пребольшую, и старается запомнить ее, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер все время перелистывает тетрадку, а мальчик с досадой прижимает уголок камушком. Он любит рисовать синие и зеленые Крымские горы, где они играют с мальчишками в «необыкновенные приключения». 
       2 Ведущий: Может быть, он станет художником. А может быть, моряком. Или инженером. Он станет мужественным, отважным, находчивым…Пусть его мечта обязательно сбудется, пусть над его головой светит ясное солнце и слышится отовсюду только бесконечный смех детей.
       
       Музыка усиливается.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................