Гражданином быть обязан!

Методический портал

Программа
 гражданско-патриотического воспитания
 "Я рожден в России"

 
Климова С.В., 
методист по УВР 1 квалификационной категории,
МОУДОД «Центр юных техников», 
г.Златоуст, Челябинская обл.


       «Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Введение

       Программа гражданско – патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « Центр юных техников», локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД « Центр юных техников».
     Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей « Центр юных техников» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 
       
       Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
       В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. 
       Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 
       Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
       Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

       Цель и задачи Программы
       Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 
       Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.


       Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
Группа
Функции
Состав
Административно - координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор учреждения
Консультативная
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по УВР,методист по программному обеспечению,методист по УВР
Педагоги учреждения дополнительного образования
Реализация программы в системе воспитательной работы.
Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги  дополнительного образования, педагог- организатор
Специалисты, сотрудничающие с учреждением
( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях учреждения.
Методисты, педагоги дополнительного образования , специалисты
       Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы
       Программа «Я рожден в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения  дополнительного  образования детей « Центр юных техников». 
       Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

       Форма реализации Программы
       Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

       Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
       Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
       Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

       Этапы реализации Программы
       
       I этап: проектный 
       Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
       Задачи
  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализа-ции программы. 
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

       II этап: практический 
       Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
       Задачи:
  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры, спортивными школами города.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

       III этап: аналитический 
       Цель: анализ итогов реализации программы.
       Задачи: 
  1. Обобщить результаты работы учреждения. 
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 
  3. Спланировать работу на следующий период. 


       Механизм реализации Программы

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУДОД « Центр юных техников» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
       Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 
       При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

       Оценка эффективности реализации Программы

       Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе ис-пользования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
       Нравственно-духовные параметры:
       1. Сформированность гражданских навыков: 
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
       2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

       Количественные параметры: 
  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; 
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к  учреж-дению, к педагогу, объединению, совместным делам); 
  • отсутствие детей с девиантным поведением; 
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 
  • проведение мероприятий. 

       Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

       В результате реализации Программы ожидается:
       1. В  учреждении, как в образовательной системе:
  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

       2. В образе  выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколе-ний; 
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
       
       Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

       Формы подведения итогов реализации программы

       При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно -прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Программа включает в себя следующие  направления:

       1.Направление « Связь поколений»
       Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
       Задачи:
       1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
       2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколе-ния.
       3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

       Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Вели-кой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

       2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
       Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
       Задачи:
       1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав дру-гого человека.
       2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
       3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
       
       Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

       3. Направление «Мой край родной»
       Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
       Задачи:
       1.Изучать историю родного края.
       2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин  Урала».
       3.Формировать экологическое поведение.
               
       Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викто-рины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

       4. Направление «Я и семья»
       Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
       Задачи:
       1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
       2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
       3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

       Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. 

       Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс про-граммных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 
       1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
       2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 
       3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 
       4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 
       5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями. 




Используемая литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.


Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
  • листы ватмана;
  • маркеры;
  • ручки, карандаши;
  • листы бумаги ;;
  • ножницы;
  • линейки;
  • цветная бумага;
  • наглядный материал;
  • различные атрибуты;
  • стулья;
  • костюмы;
  • шары;
  • призы;
  • столы…
И техническое оснащение мероприятий:
  • музыкальный центр;
  • мультимедийная установка;
  • микрофон;
  • диски с музыкальными композициями…



Формы занятий  и подведение итогов планируемых по каждому направлению






Название направления
Формы занятий
Подведение итогов
1.
" Связь поколений"
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2.
"Растим патриота и гражданина России"
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Техническая выставка и показательные заезды картингистов, посвященные Дню города, анкетирование
3.
"Мой край родной"
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4.
" Я и семья"
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Анкетирование детей и родителей
Название мероприятия
Направле- ние программы
Ответственные
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1
Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
2
Экскурсии

Педагоги дополнительного образования
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма
у учащихся
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения
1
Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне
1
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР
2
Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
2
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор, методист по УВР
3
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта
2
Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности, заведующий техническим отделом
4
Создание выставочных экспозиций: "Они сражались за Родину", "Ничто не забыто, никто не забыт"
1
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор
5
Привлечение родительской общественности к проведению массовых лицейских мероприятий
4
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог - организатор
6
Проведение операции "Забота":
-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
-концерты для ветеранов;
1
Заместитель директора по воспитательной работе, со-вет ветеранов, педагог -организатор, методист по УВР
7
Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла
1
Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог - организатор, методист по УВР
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1
Организация экскурсий
3
Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог - организатор
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1
Проведение игр на местности "Учимся выживать"
2
Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности
2
Проведение спортивной эстафеты "А ну-ка, парни!"
2
Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности
3
Проведение соревнований по мини-футболу, картингу
2
Педагог - организатор, педагог дополнительного образования физкультурно - спортивной  и спортивно - технической направленностей
2.4. Краеведение
1
Проведение тематических мероприятий "Почетные граждане города"
3
Педагоги дополнительного образования детей
2
Встречи с замечательными людьми города
3
Заместитель директора по воспитательной работе,
педагог -организатор
3
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
- "Моя родословная";
- "Я в Златоусте был рожден. Город, я в тебя влюблен";
- "Есть такая профессия - Родину защищать"
-  "Есть город Златоуст"
3
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог- организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей

4
Организация походов по родному краю
3
Педагоги дополнительного образования туристическо-краеведческой направленности
2.5. Общественно полезный труд
1
Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ
2
Ремонт мебели в кабинетах

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
3
Благоустройство территории учреждения

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
4
Организация работы трудовых отрядов  в летнее время

Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
5
Ремонт оборудования кабинетов

Педагоги дополнительного образования, родительская общественность, заместитель директора по АХЧ
2.6. Методическое обеспечение
1
Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий  посвященных:
- Дню города;
- Дню защитника Отечества;
- Дню Победы.

Зам.диретора по УВР,
методист по УВР,
педагог - организатор

2
Создание СD- и аудифона

Методист по УВР, педагог-организатор
3
Организация подписки на периодические издания

Методист по программному обеспечению
4
Разработка сценариев традиционных лицейских праздников:
- "День знаний";
- "День города";
- Открытая олимпиада по начально- техническому моделированию, посвященная Дню защитника Отечества
- "День Памяти"

Замдиректора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор, педагоги дополнительного образования
5
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях

Зам.диретора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор
6
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций

Заместитель директора по УВР
7
Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации

Заместитель директора по УВР, методист по УВР, педагог - организатор
Мероприятия
по реализации программы  гражданско -патриотического воспитания
" Я рожден в России" учащихся МОУДОД " Центр юных техников"

                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................