Гражданином быть обязан!

Методический портал

Чтобы зажечь сердца подростков


Верейко Н.,
 тренер проекта «Гражданин»  


       Любой учитель знает, что подростки - самая проблемная возрастная группа. Ребята этого возраста упрямо, порой грубо стремятся доказать свою значимость и самодостаточность. Что касается учебы, то она становится для них тяжкой обузой, наиболее важным становится общение, самореализация, самоутверждение. К взрослым они относятся свысока.

       Как пробудить у них желание учиться? Значит, им нужно дело, в котором минусы подросткового возраста обратятся в достоинства. Наиболее эффективными, на наш взгляд, в этом случае оказываются методика и технология социально-образовательного проекта «Гражданин», разработчиками которого явились ученые калифорнийского Центра гражданского образования, а «пионерами» его внедрения в опыт российского образования - самарский региональный Центр гражданского образования. Это замечательно, когда группа подростков на основе общего интереса и желания что-то изменить в своей жизни задумывает и реализует конкретное дело.

       В процессе работы ребята учатся совместным действиям в группах, договариваться, в чем-то уступать, брать на себя ответственность, строить деятельность от идеи до реализации и рефлексии, находя применение своим способностям. Проект непременно требует изучить структуру социального объекта, с которым предстоит работать, обращаться к официальным лицам вне или внутри школы, договариваться о транспорте, если необходима поездка, изыскивать деньги. Не каждый взрослый справится с тем, что ребята делают сами.

       Конечно, у каждого проекта есть координатор, чаще всего это учитель, который может в случае необходимости проконсультировать, обсудить возникающие проблемы и эффективность планируемых действий. При этом учитель не руководит, а консультирует, помогает, если руководитель какой-то организации не воспримет всерьез идею подростка, то переговоры берет на себя учитель. Это, пожалуй, самое трудное: точно определить момент, когда необходима педагогическая поддержка, постоянно чувствовать максимальный уровень самостоятельности ребенка, чтобы не перехватывать инициативу, но и не дать угаснуть интересу подростка под бременем непосильных обязательств.

       Но вот беда: нет такого вуза или института повышения квалификации, где учили бы ремеслу... нет, пожалуй, даже искусству учителя - координатора проекта. Педагог, владеющий им, всегда в той или иной степени самоучка. Учитель нащупывает верные шаги, осваивает мастерство почти всегда ценой проб и ошибок: сколько может (должен) продолжаться проект, как формируются группы, сколько в них должно быть человек для эффективной работы... Вопросы перед учителем встают постоянно. Увы, бывает и так, что если ошибок и неудач слишком много, и у ребят, и у учителя могут опуститься руки.
       Конечно, наработаны уже технологические и методические приемы, но пытаться выучить их только теоретически бесполезно. Проектную деятельность невозможно заранее подробно распланировать, ибо в результате проекта, по определению, возникает оригинальный, доселе невиданный продукт (если вы несколько раз повторяете хорошо удавшееся мероприятие, это может быть замечательная традиция, но не проект). Поэтому и весь путь к достижению результата в большой степени непредсказуем, уникален.

       Научиться быть координатором можно, только «на своей шкуре» испытав то, что предстоит преодолеть твоим подопечным. Учителя в этом случае, как и их неугомонные ученики-подростки, постигают все премудрости проектной деятельности лучше всего на практике. А потому единственной эффективной методикой подготовки будущих координаторов проектов является тренинг.
       В процессе тренинга активными, самостоятельными, деловитыми и неугомонными становятся учителя, забывающие в этот день и о житейских проблемах, и о возрасте, и о «болячках». С завидной подростковой энергией участники ролевой игры выбирают проблему, доказывают ее актуальность, собирают информацию, выстраивают собственную программу реализации задуманного проекта, оформляют стенд и папку-портфолио. Тренинг объединяет его участников, дает возможность открыть в себе нерастраченные силы.

       «Мы можем!» - начинают верить педагоги. «Мы можем!» - все еще верят наши дети. Пусть их вера не будет напрасной. Если не они, то кто же?
       «Такое впечатление, что сделать сегодня что-то реальное в нашей стране могут только дети», - сказала после семинара одна его участница.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................