Гражданином быть обязан!

Методический портал

«Я – россиянин». 
Становление гражданско-патриотического воспитания в ОУ в современных условиях.

Опытно-экспериментальная работа
группы учителей 
МОУ «Новокулындинская СОШ»
на период с 2007 по 2009 год

   
   Надлежит к благосостоянию народа
изыскивать всевозможные способы и
стараться прекращать всякое зло,
 причиняющее вред Отечеству.
А.И. Крылов
Истинное мужество просвещенных
народов состоит в готовности к
самопожертвованию во имя Родины.
Г. Гегель
I.  Актуальность работы.

       В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования.
       Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса.
       Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
       Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием.
       Ещё  в 30-е годы XIX века знаменитая уваровская формулировка «православие, самодержавие, народность» определила государственную политику в области воспитания и молодого поколения и стала основой объединения многонационального народа Российской империи. Попытка нахождения идеи утверждения новых демократических ценностей после 1991 года правлением Б.Н. Ельцина окончились неудачей. 
       Ныне действующий президент высказал идею о возрождении мощи России. Она подкрепляется конкретными делами во внутренней и внешней политике.
       «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756 – Р, определяет приоритетные направления образования, среди которых главными были названы: 1) усиление воспитательного потенциала образовательного процесса; 2)  организация эффективности гражданского образования. Министерство образования и науки РФ подготовило  методическое письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» от 15.01.2003 г. № 13-15-08.
       Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. А.И. Солженицын сказал: « Горе той стране, где слова «патриот» или « демократ» считаются бранью». Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное  самочувствие каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.
       Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.
       Всё это определяет актуальность разработки и реализации внутришкольной программы « Я – россиянин».

II. В данной программе мы определили несколько проблем: 

  • Преобладание патриотического воспитания над гражданским воспитанием.
  • Воспитательная работа школы носит эпизодический характер, отчётно-показательный. Отдельные мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности не оказывают серьёзного воспитательного воздействия (отсутствие системы гражданско-патриотического  воспитания). 
  • Отсутствие единства, соединения гражданской, патриотической компетентности и установок на активную жизненную позицию ( соединение знаний и умений).
  • Восстановление у учителя позиций воспитателя в сочетании с позицией технолога, т.е. моральные ценности и нравственные принципы – не столько путем передачи знаний, сколько через  переживания и опыт специально организованной деятельности (соединение обучения и воспитания).
  • Показать, что сложности с призывом молодёжи на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского  воспитания (гражданско-патриотическое воспитание – основа воспитательной работы школы).
  • Нарушения демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.
  • Недостаточное количество учебного времени, отводимого на общественно - политические дисциплины, при гуманизации образования.
  • Отсутствие национальной идеи.
  • Слабое государственное финансирование образования.
  • Отсутствие качественных учебно-методических пособий.
  • Несоответствие теории гражданского и патриотического воспитания с состоянием демократии в современном обществе.
  • Некомпетентность педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания. 

III. Тема «Я – россиянин» Становление системы гражданско-патриотического воспитания.


IV. Объект и предмет.

  • Объект эксперементально-исследовательской работы – организационно-педагогические условия патриотического  и гражданского воспитания.
  • Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

V. Цель:
Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности:
  • готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
  • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
  • любящей свою семью, школу, край, Россию;
  • личности культурной, нравственной.

VI. Гипотеза: создание условий для формирования системы гражданско-патриотического воспитания.

VII. Данная цель и гипотеза  определяют следующие задачи:

  1. воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданственного воспитания в нашей школе;
  2. модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания;
  3. воспитание гражданина, патриота новой России;
  4. становление гражданской компетентности   личности (готовности и  способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);
  5. формировать основополагающие ценности российской культуры;
  6. воспитание проводить на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, а также исторических и культурных традициях родного края;
  7. создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый  на уроках, элективных  курсах, в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы;
  8. соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство;
  9. вовлечь учащихся в разработку и решение школьных, местных, общественных проблем.

VIII. Методы и методика.
       Будут варьироваться в зависимости от этапа работы. К наиболее употребляемым можно отнести: наблюдение, эксперимент, исследование, мониторинг, анкетирование, мероприятия различной формы.

IX. Основные этапы работы.
I. Диагностико-проектный (подготовительный)

Сайты по темам:
Rambler's Top100
Задачи
Содержание
Сроки
1. выбрать тему экспериментальной работы
2. разработать содержание проекта
3. проанализировать состояние гражданско - патриотического воспитания в школе
4. выполнить социальный заказ на обновление деятельности ОУ в вопросах гражданско-патриотического воспитания.
1. Провести работу по организации ОЭР: а) знакомство пед. коллектива с предложениями УО о создании ОЭП;
б) знакомство с литературой по организации ОЭР;
в) определение состава участников инициативной группы.
2. Составление проекта.
3. Корректировка цели и задач проекта с учебно-воспитательным планом школы.
4. Обследование уровня сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся и педагогов.
Сентябрь- октябрь 2007г.
II. Практический этап (содержательно-деятельный).

 Задачи:

1. Пополнение новыми методическими разработками  «Копилки воспитательных мероприятий».
2. Привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе.
3. Учить школьников ответственности за порученное дело.
4. Умение делать осознанный выбор и принимать решение.
5. Оценивать многообразие этнических, религиозных групп в нашем селе, стране.
6. Воспитывать почитание людей труда.

Содержание работы.
Воспитательная работа (по плану школы, традиционные):
1. Внешкольная:

1. Трудовые десанты по благоустройству школы. 
2. Формирование органов школьного самоуправления. 
3. Неделя младшего школьника. 
4. День матери. 
5. Месячник по ЗОЖ.
6. Неделя русского языка, правовых знаний.
7. Национальные потехи. 
8. День защитников Отечества.
9. Весенняя неделя добра. 
10. День Победы «Поклонимся великим тем годам».
11. День защиты детей. 
12. Туристический слёт.
13. Уроки мужества.

Внеклассная работа:

1. Тематические классные часы «Что значит быть гражданином», «Государственная символика», «Я – россиянин».
2. Анкетирование «Ваше отношение к службе в армии».
3. Политинформация.

Участие в областных, районных мероприятиях.

1. Месячник по ПДД. 
2. Смотр конкурсов школьных музеев.
3. Тематические творческие отчёты по итогам  внеклассной внешкольной работы.
4. Олимпиады, конкурсы, акции, интеллектуальные игры, проектные работы гражданско-патриотической направленности.

Деятельность кружков:

1. Работа кружков «Юный защитник России», «Домашний мастер», драматический кружок «Исток», краеведческий кружок «Наследие».
2. «Одежда народов Сибири» (макеты костюмов – декабрь 2009 г.)
3. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Музей: 

1. «Кулында - малая Родина» - исследовательская работа по краеведению (2007 г.)
2. « История села в истории страны» - исследовательская работа по истории Сибири (май 2008 г.)
3.  «Дети войны» - альбом. (школьный музей апрель 2008 г.).
4. Экскурсионная и лекционная работа музея (в течение года).
5. Оформление композиций: «Крестьянская изба начало 20 века», «Комната сельского жителя 60-х годов» (декабрь 2007 г.)
6. Участие в конкурсе музеев района, посвященных 70-летию НСО (Ноябрь 2007 г.).
7. Участие к областном конкурсе «Моя малая Родина» (декабрь 2007 г.)

ГПД:
1. Фотовыставка «Нет краше моего села» (2008 г.)

Библиотека:

1.  «Моя страна – глазами сельского жителя» - исследовательская работа (март 2007 г.).
2.  «Живые свидетели репрессий» - альбом (май 2007 г.).

III. Заключительный этап (рефлексивный).

Задачи
Содержание
Сроки
Реальные
2. Подвести итоги ОЭР. Проверить изменение гражданской, патриотической социализации школьников.
3.Предложить использовать материал экспериментальной работы по гражданско- патриотическому воспитанию при планировании учебно- воспитательной работы школы, класса, предмета.
       
Желаемые
Содействовать введению:
1.Уроков  "Граждановедения" в 5-7 классах (17 ч, или 34 ч).
2. Элективных курсов
- "Я управляю страной" 9-10 кл.
- "Человек, право, государство" 9 кл.
- "Этнокультура нашего края" 9 кл.
3. Создать объективные, адекватные, открытые критерии и формы оценки ОЭР.
4.Самооценивание учащихся в вопросах патриотизма и гражданственности.


1. Проведение среди школьников  опросов, тестирование: "Я - россиянин", включающих:
-  проверку понятий гражданско- патриотической направленности; (когнитивные задания)
- выяснения отношения учащихся к определённым ситуациям (рейтинговые задания).
2. Оформление отчёта по итогам тестирования "Я - россиянин". Итоги гражданско-патриотического воспитания за 2007-2008 учебный год в МОУ "Новокулындинская СОШ".
3. Собрать имеющиеся материалы (доклады учителей и учеников, сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, творческие работы учащихся) и оформить брошюру " Гражданско-патриотическое воспитание в МОУ "Новокулындинская СОШ". 
4. Проведение:
- МО классных руководителей "Гражданин и патриот".
- педсовет "Актуальность гражданско- патриотического воспитания".
"Роль школы в воспитании юного гражданина и патриота".
5. Поощрение учителей и учащихся, принявших участие в ОЭР.
6. Создать сайт "Я - россиянин" (разместить наработанный материал по теме ОЭР).
Май-июнь 2008 уч. год.

















В теч. 2008- 2009 уч. г.



Август 2008 уч. г.
Сентябрь 2008 уч. г.

Организационно-функциональная структура управления экспериментальной деятельностью.
 
Внешкольная работа
Литвинова А.В.

Кружковая работа
Ганихин С.А.

Работа библиотеки
Пинигина А.А.

Урочная работа
Аппель Н.И.

Внеклассная работа
Литвинова Т.Н.

Работа музея
Ганихина Л.П.

Руководитель эксперимента
Ганихина Л.П.

X. Критерии оценок.

       Оценить составляющие г-п.в. после эксперимента и сравнить с начальными данными по следующим направлениям, учитывая знания, качество, ценности, действия, позиции.

 
Гражданственность
Патриотизм
Знания        Качество     Ценности    Действия   Позиции
XI. Итогами нашей деятельности станет программа, которая предусматривает: Ведущими направлениями деятельности будут.

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования:

1) компетентности:
- ликвидация правовой безграмотности;
- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;
- профилактика противоправного поведения;
- формирование основ экономического мышления.
2) установок на активную жизненную позицию:
- организация самоуправления;
- построение взаимоотношений У-У, У-П на основе уважения прав человека, толерантности;
- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;
- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.

2. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:

- знакомство с духовно-нравственными традициями  различных социальных групп (нашего села);
- формирование терпимости к этим традициям;
- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;
- профилактика национальной, религиозной неприязни;
- побуждение учителей, обслуживающего персонала, родителей к демократическому общению;
- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;
- формировать здоровый образ жизни.

3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции у учащихся и педагогов.

- создание условий для самореализации ученика, профессиональной деятельности педагогов;
-формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;
- учить уважать мнение другого;
- уметь слушать и слышать оппонента;
- развивать лидерские качества;
- привлекать школьников к решению социальных проблем;
- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества. 

XII. Формы представления предполагаемых результатов и их внедрения.

1. Создать целостную систему обновленного гражданско-патриотического воспитания «Я – россиянин».
2. Предложить методические разработки мероприятий.
3. Провести тематические: пед. совет, родительское собрание, учёбу классных руководителей.
4. Оформить брошюру «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках естественно-гуманитарного цикла».
5. Создать сайт «Я – россиянин», где разместить наработанный материал по теме ОЭР.

                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................