Гражданином быть обязан!

Методический портал

Комплексная программа
духовно-нравственного воспитания учащихся


Поликарпов А.А.,
зам. дир. по уч.-восп. работе,
                                               Шакурова В.Г.,
нач. отдела воспитательной работы


       Духовно-нравственное воспитание

       Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духовно-нравственных ценностей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требований к самому себе, в убеждении личности, являющимися мотивами саморегулирования, т.е. формирование нравственной культуры личности.
       Духовностью и нравственностью должны быть пронизаны все направления, формы и методы воспитательной работы.

                      Задачи духовно-нравственного воспитания

- Формирование представлений и понятий о духовных и нравственных ценностях.
       К общечеловеческим духовно-нравственным ценностям относятся:
         гуманизм, доброта, истина, нравственные нормы поведения и отношения между людьми, между человеком, обществом и природой, нравственные идеалы, нравственная, деятельность и нравственные проступки.
       В сегодняшних условиях, когда в обществе прослеживаются тенденции падения многих нравственных устоев, предпринимаются попытки переоценки нравственных ценностей, представлений и понятий, ломается сложившаяся система нравственных отношений между людьми, возрастает роль традиционных религий, как фактора обеспечивающего становление духовности и нравственности.
- Формирование высоких морально-нравственных качеств личности: гуманности, честности, правдивости, скромности, вежливости, искренности, дружелюбия, деликатности, милосердия и других.
- Формирование нравственных убеждений
- Формирование правил нравственного поведения
- Создание условий для нравственного самовыражения и самосовершенствования личности
- Совершенствование нравственной среды
- Становление нравственных отношений в коллективе



Приоритетные виды деятельности

1. Оценочно-ориентационная деятельность
2. Ценностно-поисковая деятельность
3. Оценочная деятельность
4. Интеграция взаимодействия учебного заведения, семьи и социальной среды для духовного обогащения и развития личности учащихся

                            Продуктивные технологии

1. Технология совершенствования потребностей в духовно-нравственном совершенствовании.
2. Технология организации ценностно-ориентационной деятельности.


Оптимальные приемы, методы и формы работы по духовно-нравственному воспитанию

1. В ходе учебного процесса
       Решение основных задач нравственного воспитания в системе преподавания всех социально-гуманитарных дисциплин и прежде всего на предметах: белорусская и всемирная литература, Человек. Общество. Государство, история, философия, социология, политология, мировая художественная культура и других.
       При проведении занятий должны затрагиваться основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно-нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.

2. Во внеурочное время
- Проведение тематических классных часов, лекций, бесед, докладов по нравственной тематике
- Проведение конференций по произведениям писателей затрагивающим нравственную проблематику (Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, А.М.Горький, И.С.Тургенев, В. Быков, М.Зарецкий, Я.Колос, и др.)
- Литературные дискуссии по произведениям Ю.Трифонова, А.Вампилова, В.Распутина, В.Астафьева.
- Рождественские и пасхальные библейские чтения под рубрикой «Библия – источник нравственности»
- Проведение акций милосердия
- Работа волонтерского клуба «Адрес доброты»




ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ



Сайты по темам:
Rambler's Top100
Наименование мероприятий        
Кто проводит
С кем проводит
   Беседы, тематические классные часы:
       
- "Сущность и содержание общечеловеческих духовных и нравственных ценностей"                                                 
-"Нравственность и  нравственные нормы поведения и взаимоотношений между людьми"
                       
-"Академик Д.С.Лихачев и его заповеди человечности"                        
- "Христианство - источник духовности, нравственности и культуры"
                           
- "Антигуманная сущность и характер деструктивных сект и религиозных сект и объединений                                        
- "Я  ищу  истину" (о так называемом равенстве  религий, о духовных подделках и о психологических механизмах духовного порабощения личности)                        
- "Нравственные нормы и принципы  в условиях  рыночных отношений"                                                        
Диспуты

- "Моральный облик человека - что это такое?"                                                        
-"Нравственные проступки - есть ли им оправдание?"                                                
-"Проблемы нравственных исканий личности в произведениях Д.М.Достоевского"                                        
- "Проблема сохранения нравственности в человеке, противостояние общечеловеческой и потребительской морали в произведении писателя Ю.Трифонова "Обмен"

- "Проблема гуманизма и насилия, ответственности личности перед обществом и общества перед личностью по произведению Ю.Трифонова "Старик"

- "Равнодушие, не различение добра и зла как источник жесткости . Жажда ясности и нравственной чистоты жизни в произведениях А.Вампилова "Прошлым летом в Челимске",  "Утинаяя охота"

- "Философия жизни и концепция личности. Проблемы нравственных традиций народной жизни и ее решение в произведениях В.Распутина "Прощание с матёрой", "Пожар"

-"Самасуеўшчына - разбурэнне традыцыйных асноў жыцця, агульначалавечых маральных норм (па рамане Андрэя Мрыя "Затскі Самсона Самасуя")

-"Услаўленне маральнай чысціні, асуджэнне бездухоўнасці чалавека і грамадства ў паэзіі 80-90-х гадоў Пімена Панчанкі

-"Чалавек перад знішчальнымі сіламі бесчалавечных абставін-урокі маралі пры вывучэнні ваеннай прозы Васіля Быкава

- "Праблемы асабістай свабоды і несвабоды ( па рамане Міхася Зарэцкага "Вязьмо") Сапраўднае каханне …Якое яно? (на прыкладзе ўзаемаадносін герояў трылогіі Я.Коласа "На ростанях")

-  "Рождественские и пасхальные библейские чтения под рубрикой: "Библия - источник нравственности"  (Для участия могут приглашаться представители традиционных концессий, и  прежде всего православной церкви)


   Акции милосердия:
                               
- Акция "Ребенок имеет право на счастье", посвященная  всемирному Дню защиты детей (сбор средств,  вещей,  книжного фонда для детей, выступление с концертами в спецшколах и специнтернатах)

-Акция "Внимание и забота", посвященная "Дню пожилого человека", "Дню инвалида".

- Акция "Ветераны живут рядом"




куратор группы


куратор группы

куратор группы


куратор группы


кураторы групп


куратор группы



куратор группы



куратор группы

куратор группы


кураторы групп

преподаватели белорусской и русской литературы
































отдел воспитат. работы
кураторы групп





1 курс


1 курс

1 курс


1 курс


2 курс


2 курс



3 курс



2 курс

3 курс


3 курс


1,2 курс
       Для проведения акций могут привлекаться  члены волонтерских отрядов, актив БРСМ, студенческого профкома, других общественных организаций






                       Литература:

  1. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006г., 56,1/7417
  2. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006г., 74,1/7573
  3. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь. Мн.,2001г.
  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. «Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №2, 2007 
  5. Программа  непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы «Сборник  нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №11, 2007 
  6. Примерная программа воспитания учащихся учебных заведений среднего специального образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Письмо министерства образования Республики Беларусь № 12-01-05/1984 от 16.05.2007 
  7. Примерная программа воспитания учащейся молодежи в общежитиях учебных заведений среднего специального образования. Письмо министерства образования Республики Беларусь № 12-01-05/1984 от 16.05.2007 
  8. Ценностная ориентация белорусской молодежи на рубеже ХХ1 века (материалы региональной научно-практической конференции 3-4 февраля 1998г. Могилев, 1998г.
  9. Формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей. Материалы республиканского семинара-практикума 13-15 апреля 1999г. Гродно, 1999г.
  10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня в описаниях их авторов и исследователей. Под общей редакцией Н.Л.Селивановой. М., 1998г.
  11. Гуманистическое формирование личности в современных условиях. Науч. ред. О.П. Котикова. Мн., 1998г.
  12. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М. 1993г.

                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................