Гражданином быть обязан!

Методический портал

Программа "Патриот" 


МОУ СОШ №19,
г. Кинешма Ивановской обл.  


       
       Цель:

       Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 

       Задачи: 
-  продолжение  создания  системы патриотического воспитания;
-  привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан;
-  повышение качества патриотического воспитания.

       Срок реализации программы:  2009 – 2014 г.г.

       Ожидаемые результаты: 
  • повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
  • повышение степени готовности обучающихся к  выполнению своего гражданского и  патриотического долга;
  • умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
  • повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества.


Пояснительная   записка. 

      Программа  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», областными   и городскими  программами по  патриотическому  воспитанию и предназначена для учащихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы № 19  города  Кинешма  Ивановской области.  Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. 
       Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемовпедагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 
       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

       Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. 
       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлениюсобственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическуюкультуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Цель данной   программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся школы по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. 
       78,5 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны. 19,5 % осознают свою принадлежность к Отчизне, 2 % учащихся  не могут четко определить  понятие «Гражданство и Патриотизм». 
В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ,  и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов. Учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. 
       
       В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как 

-       День Знаний; 

-       День пожилых людей; 

-       День Учителя; 

-       День Матери; 

-       День защитника Отечества; 

-       Месячник оборонно-спортивной работы; 

-       День Победы; 

-       День защиты детей и др.  

       Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. 
       В этом плане  надо отметить Совета  «Лидер»    и  Совета  старшеклассников.  Большое внимание в этом году уделяется  выпуску газеты «Школьное  эхо»  и  работе   телестудии  «Переменка».  Работа учащихся в школьных   СМИ  стала по сути одним из элементов школьного самоуправления. 


       Этапы реализации программы:

       I этап: проектный – 2009 -2010 учебный год. 

       Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. 

       Задачи: 

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 


       II этап: практический – 2010-2013 учебные годы. 

       Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. 

       Задачи: 

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 

3.     Развивать ученическое самоуправление. 

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

7.     Проводить мониторинг реализации программы. 

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. 

       
       III этап: аналитический – 2013-2014 учебный год. 

       Цель: анализ итогов реализации программы. 

       Задачи: 

1.     Обобщить результаты работы школы. 

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 

3.     Спланировать работу на следующий период. 


Механизм реализации программы. 

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ СОШ № 19. 
       Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

       При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. 

       Оценка эффективности реализации программы. 

       Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. 

 
Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков: 

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; 

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; 

-       умение принимать и защищать свои решения; 

-       готовность к участию в общественных делах; 

-       готовность к образованию; 

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: 

-       патриотизм и любовь к Родине; 

-       права и свободы человека и гражданина; 

-       символика Российской Федерации; 

-       национальное самосознание; 

-       уважение чести и достоинства других граждан; 

-       гражданственность. 

Количественные параметры: 

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением; 

4.     Деятельность детско-юношеской организации; 

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

6.     Проведение мероприятий. 

 

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость 

       В результате реализации Программы ожидается: 

       1. В школе как в образовательной системе: 

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания; 

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; 

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

       2. В образе выпускника: 

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей; 

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; 

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 

       Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 

         Мероприятия по реализации программы 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
Мероприятия  
Период   исполнения
Ответственный

1.
Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  
В течение  года

Директор  школы

2.
Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.    
Сентябрь

Зам. директора по ВР.
3.
Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)
Постоянно.

Зам. директора по ВР, руководитель  музея, классные  руководители.
4.
Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы
Постоянно.

Руководители  МО, учителя – предметники.
5.
Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная»  
2 полугодие

Зам. директора по ВР.

6.
Проведение научно – практических конференций.
Октябрь, февраль.
Зам. директора  по  УВР, руководитель  музея.
7.
Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.
май

Преподаватель   ОБЖ.
8.
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .  
В течение  года

Зам. директора по ВР, руководители  МО, вожатые.
9.
Участие в туристическом слете
Ежегодно, июнь
Учителя физкультуры  и  географии.
10.
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
В течение  года

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, вожатые.
11.
Постановка спектаклей о ВОв
апрель
Руководитель театральной студии.
12.
Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов.
февраль

Вожатые

13.
Проведение месячника оборонно-спортивной работы.
Ежегодно, февраль.
Зам. директора по ВР.
14.
Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»  
Ежегодно, май.

Вожатые

15.
Организация показа и обсуждение научно- популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.
В течение  года

Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея.
16.
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.
В течение  года

Зам. директора по ВР, классные  руководители.
17.
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение  года

Классные  руководители, вожатые.
18.
Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ.
Постоянно.

Зам. директора по ВР.
19.
Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников
Постоянно.

Зам. директора по ВР.
20.
Организация походов по родному краю.   
Постоянно, сентябрь, май, июнь.
Классные  руководители.
21.
Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучение государственной символике РФ
Сентябрь

Классные  руководители.
План   реализации программы  «Патриот» 
         на   2009 – 2010 учебный год.
Мероприятие
Дата проведения
Задействованные классы
Место проведения
1.
Классные  часы
« Профессия – Родину защищать».
сентябрь

2-11
Учебные кабинеты
2.
Проведение  спортивной эстафеты, посвящённой  65-летию  Победы.
сентябрь

2-11
Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.
3.
Выставка детского творчества «Этих дней не смолкнет  слава!»
октябрь

1-7
Актовый зал школы
4.
Краеведческие  чтения «Из  истории  нашего края».
октябрь

9-11
Школьный музей
5.
Выставка «История в рисунках»
ноябрь
2-7
Фойе  школы
6.
Школьные краеведческие чтения «Война в судьбе  моей семьи».
ноябрь

7-11
Школьный музей
7.
Уроки мужества «Битва за Москву».
декабрь

4-11
Учебные кабинеты, школьный музей.
8.
Книжная выставка «Слава  тебе, победитель-солдат!»
декабрь

1-11
Школьная  библиотека.
9.
Оформление стенда «Великая  Победа»
Январь, февраль
10,11
Школьный музей
10.
Составление летописи «Шаги  Победы».
февраль
6-11
Актовый зал школы
11.
Конкурс литературно – музыкальных композиций «И  помнит  мир спасённый»
февраль

6-8
Актовый зал школы
12.
Военно- спортивный праздник
«Эстафета славы».
февраль

9-11
Спортивный зал школы.
13.
Смотр строя и песни.
февраль
1-5
Актовый зал школы
14.
Уроки  мужества  с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
февраль

1-11
Учебные кабинеты, школьный музей.
15.
Экскурсии  в  школьный музей 212 полка.
В течение учебного года
1-11
Школьный музей
16.
Участие  в  городских  соревнованиях  по  пулевой  стрельбе.
февраль
7-11
Городской  тир

17.
Конкурс – выставка  детского рисунка»Солдат Победы!»
март

1-6
Фойе школы

18.
Школьный конкурс чтецов
«Салют, Победа!»
март

4-9
Школьный музей
19.
Книжная выставка
«Чтоб не видел я войны,
Дед мой спас Отчизну»
апрель

1-11
Школьная  библиотека.
20.
Субботник по уборке  территории  вокруг памятника погибшим воинам.
Апрель-май

9-10
Лесозаводской сквер, дубовая роща на кладбище в Сокольниках.
21.
Бал  поколений с участием  ветеранов.
май

10-11
Актовый зал школы
22.
Торжественная  линейка, посвящённая  65-летию  Победы.
май

3-6
Актовый зал школы
23.
Конкурс праздничных газет
«Слава  Вам, солдаты!»
май

7-10
Фойе  школы
24.
Возложение венков и цветов к памятникам погибшим воинам.
май

8-9
Кладбище «Затенки»
25.
Участие   в  пробеге  на приз газеты  «Приволжская  правда»
май

7-11
Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.
26.
Участие  в  городском  туристическом  слете.
июнь

7-11
Берег реки Меры
27.
Участие в городских мероприятиях, посвященных 65-летию  Победы.
в течение года
1-11

                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................