Гражданином быть обязан!

Методический портал

Методическая разработка встречи «Живая память», 
посвященной 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках». 


Пашканова Н. А.,
воспитатель Костромского Государя и Великого князя 
Михаила Федоровича кадетского корпуса, 
аспирант кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета 

Пояснительная записка. 

       Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов. 

       В Костромском Государя и Великого Князя Михаила Федоровича кадетском корпусе существует система ключевых дел, содержание которых, так или иначе, способствует воспитанию патриотических чувств учащихся: Торжественная клятва кадет, День открытия кадетского корпуса, День выпуска из кадетского корпуса, военно-полевой выход, участие кадет в праздновании 9 Мая и др. В их числе и цикл классных часов «Есть такая профессия – защищать Родину». 

       Традиционная встреча «Живая память», посвященная Дню памяти 15 февраля, проводится в Костромском кадетском корпусе в течение трех лет в различных формах. По предлагаемому сценарию впервые она была запланирована после проведения классного часа, посвященного Дню Победы 9 Мая. Классный час являлся составной частью цикла по истории российского воинства и истории кадетских корпусов России, проводился у Вечного Огня в форме музыкально-поэтической композиции. Мероприятие прошло на эмоциональном подъеме, пробудило чувство сопричастности к событиям прошлого и желание приобщиться к событиям настоящего времени. Воспитанники выступили с инициативой проведения встречи с ветеранами войны в Афганистане, участниками боевых действий в Чечне и Югославии, выразив желание познакомиться с героями и ветеранами военных событий недавнего времени, которые живут рядом. В процессе подготовки к встрече «Живая память» в кадетских классах были проведены классные часы, в содержание которых положены факты и события войны в Афганистане. В ходе обсуждения учащиеся сами сформулировали проблему, которая легла в основу встречи «Живая память»: было ли необходимым участие советских и российских войск в войнах и вооруженных конфликтах; каково соотношение между воинским долгом и необходимостью применения военной силы для решения политических проблем. 

       Цель: воспитывать патриотические чувства учащихся кадетского корпуса. 

       Задачи: 1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности. 

       2. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям. 

       3. Развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения. 

       Участники: воспитанники Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, ветераны войны в Афганистане, военных действий в Чечне, Югославии. 

       Место проведения: военно-исторический центр Костромского филиала военного университета радиационной, химической, бактериологической защиты. 

Ход встречи: 

Чтец : Всякому хочется жить. Но бывает, поверь, - 
Жизнь отдают, изумиться, забыв дешевизне. 
В безднах души просыпается зверь. 
Темный убийца. И помысла нету о жизни. 
Гибель стояла в бою у тебя за плечом… 
Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем. 
Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь, 
Та, что рубиться заставит и мертвые руки. 
Что нам до смерти и мук, если есть 
Ради кого принимать даже смертные муки? 
Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем, 
Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.
Кончится бой, и тогда только время найдешь
Каждому голосу жизни как чуду дивиться.
Тихо баюкает дерево дождь.
Звонко поет, окликая подругу, синица.
Вешнее солнце капель пробудило лучом… 
Павших друзей помяни.
И живи. И не плач ни о чем…

1 ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти. 

2 ведущий: Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем. 

Песня «Рассказ ветерана». 

1 ведущий: 15 февраля – особый день для тех, кто сегодня присутствует на нашей встрече. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана. 

2 ведущий: Прошло уже более 10 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти. 

1 ведущий: На нашей встрече присутствуют: участник военных действий в Афганистане, председатель общественной организации ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и локальных конфликтах полковник запаса Иванов Д.И. ; участник военных действий в Афганистане, подполковник Астафьев Р.Р.; участник военных действий в Афганистане, учитель школы № 35 г. Костромы подполковник запаса Карпов Г.А; участник военных действий в Афганистане, подполковник запаса Белавин Ю.Р.; участник военных действий в Чечне, командир роты курсантов капитан Барченко А.Б.; участник военных действий в Чечне, командир роты кадет капитан Смирнов С.Н.; участник военных действий в Чечне и Таджикистане, командир взвода курсантов ст. лейтенант Корегин А.С.; ст. прапорщик запаса ВДВ, исполнитель военных песен Пухов Ю. В. 

Чтец: Наши судьбы текут, как ручьи, 
Как прибрежный песок. 
Что – песчинка, что – капля?.. 
И все-таки в жизни не раз 
Каждый делает выбор. 
И выбор порою жесток. 
Даже если судьба королевств 
Не зависит от нас. 
Если Зло и Добро 
В откровенной схватились борьбе 
И последним пророчествам 
Сбыться мгновенье пришло, 
Загляни в свою душу: 
Что вправду милее тебе, 
Что влечет тебя с большею силой – 
Добро или Зло? 
А потом присмотрись, кто силен и наденет венец, 
А кого проклянут и навеки забудут, как звать. 
И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец? 
И спроси себя снова: неужто охота встревать? 
Что за радость – безвестно погибнуть в неравном бою? 
Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?.. 
Мало толку в геройстве, которого не воспоют… 
Время лечит,– однажды и сам себя сможешь простить. 
А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов, 
Забывающих в битве жестокой про всякую честь, 
Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь… 
Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть? 
…А потом победитель устало опустит свой меч: 
Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда… 
И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч». 
С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг? 
С кем тогда?… 


1 ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война? 


2 ведущий: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору два поколения: ветеранов – участников войн в Афганистане, Чечне, и нас, кадет Костромского кадетского корпуса, будущих защитников Отечества. Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах. 


Объявляется минута молчания в память о погибших. 

Ведущий делит зал на 4 сектора и дает разъяснения позициям, по которым будет предложено вести обсуждение: 

•  «Нет, в этом не было смысла». 

•  «Я не знаю, зачем и кому это нужно». 

•  «Да, это было необходимо». 

•  «Это воинский долг и это не обсуждаемо». 

       Задача участников разговора: попытаться доказать именно ту точку зрения, которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения независимо от того, в каком секторе он находится. Гостям предлагается высказывать свои суждения по ходу диспута. 

Звучит песня в исп. Ж.Бичевской «Я не знаю, зачем и кому это нужно…» 

1 ведущий: на этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения… (после выступлений ведущий подводит итог сказанному). 

Звучит песня в исп. кадет «За того парня» (муз. М.Фрадкина, сл. Р.Рождественского). 

2 ведущий: в обсуждении прозвучала мысль о том, что жертвы этих войн напрасны. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки: 

       Что теперь с нами стало, как Россия устала. 
       И какая еще ждет Россию война? 
       Мне не хочется крови и не надо нам славы, 
       Нас так мало осталось, а Россия одна… 
       (обсуждение точки зрения «Нет, в этом не было смысла….»). 

2 ведущий : Стихотворение «70 выше 0», прочитанное в офицерском дневнике своего отца-участника войны в Афганистане подполковника запаса Пономарева А.Н. читает кадет Пономарев М.. 

1 ведущий: Итак, предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да, это было необходимо». 

В исп. кадет звучит песня А.Розенбаума «Черный тюльпан»

1 ведущий: война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. 

2 ведущий: в русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. 

       Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждаемо. Слово сектору «Это воинский долг и это не обсуждаемо». 

После обсуждения звучит баллада «О двадцатилетних». 

В исп.. Пухова Ю.В .звучит песня «Память». 

1 ведущий: несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. 

2 ведущий: пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат. 

1 ведущий: жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их. 

2 ведущий: шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет. 

Ведущие благодарят гостей и участников встречи. 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................