Гражданином быть обязан!

Методический портал

Программа по патриотическому воспитанию
«Патриот» (на 2007 – 2010 г.г.)

Кондрыкина С.Н.,
                                                                                          заместитель директора по ВР,
МОУ СОШ №23, г. Смоленск




Пояснительная записка.
 
       В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала ещё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Но сейчас молодое поколение находится в полной растерянности относительно того, кто они такие и для чего живут. Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по – настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко – культурному наследию своего народа.
       
       Патриотическое воспитание связано, прежде всего с формированием у молодёжи национального сознания россиянина. В настоящее время патриотическое воспитание является одной из весьма сложных сфер воспитательной работы.

       Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Об этом ещё говорил Аврелий Августин (Августин Блаженный), отмечая, что никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее. В связи с этим работа по формированию патриотического сознания заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечества, гуманизма, благородства, гражданской чести.

       Мониторинг развития воспитательной системы школы показал, что у многих учащихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности (а не растаскивание по кусочкам России), любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не уклонение от службы) Не все учащиеся с уважением относятся к прошлому своего народа, к родной земле. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную программу школы, сделав в ней акцент на патриотическое воспитание. Программа по патриотическому воспитанию «Патриот» призвала систематизировать и углубить всю деятельность школы, семьи, общественности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
   

Цель и задачи программы.
   
       Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности. 
  
       Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

          - усиление акцента на изучение в школе истории и культуры Отечества и родного края;
          - формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству;
          - формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
          - изучение истории и культуры родного края;
          - физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
          - популяризация научно – исследовательской и научной деятельности учащихся;
          - консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.

       Настоящая программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, разбивается на три возрастных интервала: 1-4 классы, 5 – 8 классы, 9 – 11 классы и их родителей, носит комплексный характер.  

       Программа «Патриот» рассчитана на период с 2007 г. по 2010 г. 
       В процессе реализации программы предполагается осуществлять связи с РОВД, учреждениями культуры и спорта, с ветеранами и другими общественными организациями.




Этапы реализации программы.


       1. Подготовительно- организационный (май 2007 – май 2008)
          - создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
          - анкетирование учащихся по вопросам патриотического воспитания;
          - сбор материалов для школьного музея.

       2.  Основной (май 2008 – май 2010)
          - проведение мероприятий по данной программе;
          - функционирование школьного музея.

       3. Заключительный (май 2010 – декабрь 2010)
          - мониторинг работы школы по данной программе;
          - анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности.





Основные  направления по реализации программы патриотического воспитания.
   
       Организация работы по патриотическому воспитанию:
           - разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;
          - организация работы в школьном музее;
          - пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;
          - создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.
         - привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;
          - включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;
          - поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;
          - проведение военно – спортивных мероприятий, игр, сборов;
          - проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;
          - организация социально – значимых дел, акций;
          - работа кружка по патриотическому воспитанию;
   


Структура программы.

       1 уровень (1 – 4 классы)
       Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями.

       Формы работы:
       - уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
       - классные часы, утренники военной тематики;
       - беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»…
       - конкурсы рисунков, стихов,
       - экскурсии в музеи;
       - акция «Забота»


       2 уровень (5 – 8 классы)
       Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка,  о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ.

       Формы работы:
       - беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»…
       - классные часы, праздники на военно – патриотическую тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне; 
       - конкурсы  рефератов, сочинений, рисунков;
       - смотр строя и песни;
       - акции «Забота», «Обелиск»;
       - просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОВ, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением;
       - уход за памятником воинам, погибших в годы войны (п. Волчейка)
       - экскурсии по памятным местам Смоленска;
   - спортивные соревнования;
   - походы по родному краю.

 
       3 уровень (9 – 11классы)
       Воспитывать у учащихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего  народа.

           Формы работы:
       - беседы, диспуты, проблемные спектакли «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества», «Обыкновенный фашизм», «Что такое неофашизм?»..;
       - работа в школьном музе;
       - экскурсии по памятным местам;
       - военно – патриотическая игра «Зарница»;
       - конкурсы  рефератов, сочинений, стихов, рассказов по патриотической тематике;
       - поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества;
       - встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне;
       - пункт будущего воина;
       - турниры «К защите Родины готов»;
       - сборы допризывников.




Формы работы с педагогами в процессе реализации программы.

       -заседания педагогического и методического совета;
       -заседание методического совета классных руководителей.
 


Формы работы с учащимися:

       - факультативные занятия, беседы, классные часы патриотического содержания;
       -проведение праздников;
       - рукоделие и все виды творческой деятельности;
       - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне;
       - тематические вечера патриотической направленности;
       - проведение « круглых столов», деловых и ролевых игр, диспутов.



Формы работы с родителями:

       -родительские собрания; 
       - лектории для родителей;
       -анкетирование и тестирование родителей с целью выявления и коррекции процесса патриотического  воспитания в семье;
       - индивидуальные консультации специалистов;
       - проведение совместных с детьми праздников, спектаклей.





Основные принципы построения программы.

  1. Гуманистическая направленность воспитания означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития.
  2. Гражданственность – развитие гражданского самопознания, воспитание личной ответственности за благосостояние общества, за процветание России.
  3. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими культурными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.
  4. Дифференцированность – диффиренциация целей, дидактических средств с учетом возраста.
  5. Принцип аксиологического подхода – формирование у детей представления об общечеловеческих ценностях, законопослушании, об уважении к человеку и к окружающей его среде. Человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей и бережное отношение к ним.



Прогнозируемые результаты программы.

       - формирование патриотического и гражданского сознания и самосознания 
( воспитанный человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый к защите своей Родины, не только в боях, а каждый день, своим трудом, учебой, добром и справедливостью);
       - повышение  уровня знаний об Отечестве, родном крае, подвигах народа.

       Предполагается, что программа будет способствовать позитивной социализации выпускников школы.













Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................