Гражданином быть обязан!

Методический портал

Программа школьного 
краеведческо-этнографического музея «Истоки»


Киргизова Л. В.,
руководитель музея,
МОУ СОШ №35, г. Смоленск

       1. Пояснительная записка

«Музей - грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский

       Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.

       Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.

       Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

       В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».

       Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.  

       Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.  

       Милосердие и доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наша Смоленщина - край, богатый своей историей, своими людьми.

       Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.

       Все это заставило коллектив нашей школы создать программу деятельности школьного краеведческо-этнографического музея «Истоки», направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...».

       В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:

  • устное народное творчество;
  • краеведение;
  • милосердие;
  • поисковая работа;
  • готовность к защите Родины.

       Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания «Стать человеком».


2. Цель и задачи

       Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

       Задачи:

  • развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
  • развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
  • воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;
  • сохранение исторического наследия и исторической памяти;
  • сохранение лучших традиций школы, района, города;
  • развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
  • пополнение    и    обновление    музея    материалами,    связанными    с историческими   событиями,   жизнью   и   бытом   людей,   старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  • организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;
  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.


3. Прогнозируемые результаты

       Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

  • достижения  обучающихся по  предметам  истории,  литературы,  ИЗО, музыки, трудового обучения;
  • постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его  экспонатов, появление новых экспозиций;
  • положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
  • стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
  • пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
  • развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
  • активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
  • учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
  • музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
  • руководитель   музея,    учителя,    классные   руководители,    психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
  • музей становится центром воспитательной работы в школе.

       Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.

4. Направления деятельности

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея
1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.
3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
5. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа
1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.
2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми смоленской земли.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.
Творческая работа
1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области.
5. Кружки "Юный керамик", "Волшебный мир росписи".
6. Фольклорный ансамбль "Полянка".
7. Кружок "Основы православной культуры и этики".
8. Центры "Знай и люби свой край", "Милосердие".
Организационная работа
1. Создание актива музея.
2. Планирование работы музея.
3. Создание творческих групп.
4. Составление программы исследовательской деятельности.
5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.
6. Оснащение и оборудование школьного музея.
Методическая и консультативная работа
1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ.
6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.
Материально-техническая база
1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Ремонтные и технические работы.
3. Приобретение технических и канцелярских средств.
5. Реализация программы

       1) кружок «Юный историк»;
       2) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
       3) интегрированные уроки;
       4) уроки технического и художественного труда;
       5) предмет регионального компонента «Азбука Смоленского края»;
       6) предмет    регионального    компонента    «Основы    православной истории»;
       7) школа будущих командиров;
       8) кружки «Юный керамик», «Волшебный  мир росписи», фольклорный ансамбль «Полянка», изостудия «ЮХИК», «Экологическая азбука», краеведческий кружок;
       9) кружок «Основы православной культуры и этики»;
       10) школьные традиции;
       11) центры «Знай и люби свой край»,  «Милосердие.»  Т ИДО «ЭМКиД»;
       12) краеведческие экскурсии и походы;
       13) организация свободного времени подростков.


6. Основные блоки программы.

       Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 5-ти блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

       Это следующие блоки:

       - «Неиссякаемый источник»
       - «Родные истоки»
       - «Истоки добра и милосердия»
       - «Родословные истоки»
       - «Истоки славы и доблести»

I.   Неиссякаемый источник.

       Задачи:

  • использование фольклора в воспитании любви к Родине;
  • воспитание на традициях русской культуры;
  • развитие творческой деятельности учащихся;
  • развитие   познавательного   интереса   к   окружающей   жизни,   родной природе;
  • воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.

       Знания:

       - знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
       - знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
       - знать народную игрушку; 
       - знать народные ремесла Смоленского края; 
       - знать народные игры; 
       - знать народные приметы; 
       - знать природу родного края; 
       - знать лекарственные травы; 
       - знать основы экологической культуры.

       Умения:

       - уметь выполнять общественные обязанности; 
       - уметь исполнять народные песни и танцы; 
       - уметь охранять родную природу; 
       - уметь инсценировать сказки;
       - уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения; 
       - уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.

       Действия:

       -собирать и пропагандировать детский фольклор;
       -выпускать народный календарь;
       -проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»; 
       -возрождать народные обычаи, ремесла; 
       -участвовать в национальных праздниках и обрядах;
       -участвовать в озеленении класса, школы, микрорайона; 
       -посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;
       -правильно вести себя на природе.

       Возможные формы работы: 

       - конкурсы, фестивали народного фольклора;
       - народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество», «Богатырские потешки», «Егоркины скороговорки да Тамарины тараторки»; 
       - праздник народной песни и частушки;
       - сказочный фестиваль «Сказка - ложь, да в ней намек...»; 
       - викторина «Пословица - всем углам помощница»;
       - конкурс чтецов «Великое русское слово»;
       - выставка «Народные умельцы»; 
       - праздник «Забавные народные игры».


II.      Родные истоки.

       Задачи:

  • развитие потребности к изучению истории города-героя Смоленска и области;
  • воспитание   гордости  званием   смолянина,   любви   к   своему   городу, уважения к его истории и жителям; 
  • изучение и освоение русских национальных традиций; 
  • формирование национальной гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.

       Знания:

       - знать, чем живет наша «малая» родина;
       - знать и чтить символы Смоленской области и города-героя Смоленска; 
       - знать историю Смоленска и Смоленщины; 
       - знать исторические памятники города-героя Смоленска; 
       - знать народный календарь; знать историю своей улицы;
       - знать земляков,  прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства;
       - знать музеи города-героя Смоленска.

       Умения:

       - уметь рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
       - уметь рассказать о выдающихся земляках; 
       - уметь рассказать о памятниках города-героя Смоленска; 
       - уметь уважать историю своего края, ее традиции, нравы и обычаи;
       - уметь составлять народный календарь;

       Действия:

       - знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан города-героя Смоленска и знатных людей своего края; 
       - участвовать в операциях, акциях; 
       - участвовать в экскурсиях по родным местам; 
       - проявлять уважение к традициям «малой» родины; 
       - помогать в сборе материалов о своей малой Родине.

       Возможные формы работы:

       - познавательная игра «Русский дом»;
       - устный журнал «Наши земляки»;
       - встречи со знаменитыми земляками;
       - викторины  «Живут герои среди нас», «Знай и люби свой край»;
       - фестиваль детского творчества «Будущее России будущее Смоленщины»;
       - праздник «Смоленщина наш дом, мы в нем живем»;
       - посещение театров, музеев, выставок, филармонии и др.


III.    Истоки добра и милосердия.
       Задачи:

  • воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, милосердие, доброту, способность к сопереживанию; 
  • развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании;
  • воспитание  уважения  к  культурному  наследию,   к  людям  старшего поколения.
       
       Знания:

       - знать понятие альтруизма;
       - знать ветеранов Великой отечественной войны микрорайона школы;
       - знать проблемы ветеранов;
       - знать правила общения и основы культуры поведения человека;
       - знать историю школы и ее традиции; 
       - знать ценности общественной жизни

       Умения:

       - уметь быть терпимым к другим людям;
       - уметь оказать помощь престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам войн;
       - уметь утверждать в повседневной жизни правду, доброту, красоту;
       - уметь сострадать, сопереживать;
       - уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
       - уметь дружить;
       - уметь рассказать о школе и провести экскурсию по школе;
       - уметь организовать шефскую работу с младшими школьниками.

       Действия:

       - оказывать помощь родным и близким; больным, инвалидам и младшим;
       - шефствовать над ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
       - поздравлять ветеранов микрорайона школы с памятными датами;
       - организовывать встречи с ветеранами войн и труда;
       - участвовать в ярмарках-продажах поделок,  изготовленных своими руками;
       - участвовать в благотворительных акциях;
       - проводить поиск ветеранов войн и труда, живущих в микрорайоне школы.

       Возможные формы работы.

       - операция «Ветеран живет рядом с нами», «Подарок ветерану», «Письмо солдату» и др.; 
       - уроки добра и красоты; 
       - «День добрых сюрпризов»;
       - акции «Ветеранам нашу заботу», «Милосердие», «Сумка дружбы» и др.; 
       - конкурс сочинений «Орден в твоем доме»; 
       - шефские концерты в госпитале инвалидов войн и др.; 
       - чествование ветеранов войны; 
       - месячник «Помните, ребята!»; 
       - праздники «Мир дому твоему», «Поклонимся великим тем годам» и др.


IV. Родословные истоки.

       Задачи:

  • формирование   у  учащихся   чувства  долга  перед   родными,   семьей, родиной;
  • воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
  • развитие творческой деятельности учащихся;
  • развитие потребности к изучению родословной своей семьи;

       Знания:
       - знать биографии своих родителей, предков, родословную;
       - знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений; 
       - знать семейные законы и обычаи; 
       - знать увлечения и интересы своих родных; 
       - знать о членах семьи - участниках ВОВ;
       - знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи. 

       Умения:

       - уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;      
       - уметь рассказать о своей семье, родственниках;
       - уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;
       - уметь рассказать о профессиях своих родителей;
       - уметь планировать семейный бюджет;
       - уметь рассказать о своих бабушках и дедушках -   участниках военных
        действий.

       Действия:

       - оказывать помощь родным и близким; 
       - сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
       - создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
       - организовывать досуг семьи.

       Возможные формы работы: 

       - конкурс знатоков истории; 
       - конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
       - фестиваль семейных ансамблей;
       - «Путешествие в прошлое»; 
       - «Приглашение к чаю»;
       - рождественские встречи «В семейном кругу в Рождество зажигаются    свечи».   


V. Истоки славы и доблести.

       
       Задачи:

  • воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;
  • формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
  • осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  • привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
  • использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
  • воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  • воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
 
       Знания:

       - знать военную и трудовую историю Отечества; 
       - знать символы, святыни, людей, прославивших государство; 
       - знать культурные центры и достопримечательности родного края; 
       - знать священные обязанности защитника Отечества.

       Умения:

       - уметь гордиться Родиной, заботиться о ней; 
       - уметь трудиться на благо Родины; 
       - беречь и продолжать традиции; 
       - уметь проводить экскурсии в школьном музее; 
       - уметь заниматься исследовательской работой;
       - уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
       - уметь защищать Отечество;
       - уметь приносить пользу своему Отечеству;
       - уметь отстаивать честь и достоинство Родины;
       - уметь анализировать и оценивать происходящие события;
       - уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
       
       Действия:

       - проводить культурно-просветительскую работу;
       - участвовать в охране памятников истории и культуры;
       - проводить экскурсию по городу;
       - проводить поиск и пополнение фондов школьного музея; 
       - способствовать углублению и расширению школьного музея;  
       - заниматься исследованиями по проблемам войны и мира; 
       - участвовать в походах по местам героического прошлого; 
       - способствовать превращению школьного  музея  в  центр  гражданско-патриотического воспитания учащихся;  
       - проектировать свое будущее в системе будущего страны;  
       - вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
       - проводить встречи-диалоги с ветеранами;
       - овладевать   умениями   гражданской   обороны;   
       - навыками   начальной военной подготовки; 
       - готовиться к службе в армии РФ.

       Возможные формы работы:

       - уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
       - рыцарский турнир «Парни на все 100!»; 
       - историко-познавательная игра «Эпоха»; 
       - военно-спортивная игра «Тропа к генералу»; 
       - слет мальчишек «Чтоб защитником стать»; 
       - военно-спортивная игра «Зарница»;
       - спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;   
       - многоборье ГТО среди допризывников;
       - школа будущих командиров; 
       - вечер-встреча поколений;
       - исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;  
       - научно-исследовательские работы «Великие имена России»; 
       - сборник путевых рисунков, фотографий «История, природа и люди - все в памяти  моей»;
       - фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», конкурс живописи и плаката «Мне без тебя, Россия, не прожить»; 
       - выпуск боевых листков «Юность в солдатской шинели»;
       - День науки;
       - исторический вечер «Овеян славою флаг наш»;
       - почетный караул у Вечного огня в Сквере Памяти Героев.


7. Критерии оценки результатов реализации программы.

       Результаты    будут    отслеживаться    классными    руководителями, учителями, психологом, руководителем музея:

  • диагностика    реализации    программы    осуществляется    с    помощью разнообразных методов:
       - собеседования с учащимися;
       - наблюдения;
       - анкетирования;
       -метода самооценки;
  • ведение «Книги отзывов»;
  • систематические публикации материалов в газету «ШАГ!»;
  • творческие отчеты;
  • фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

       Критерии:

  1. Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
  2. Сформированность познавательной активности учащихся.
  3. Сформированность основных ценностных отношений.
  4. Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
  5. Сформированность готовности защищать Отечество.
  6. Сформированность чувств сострадания и сопереживания.
  7. Сформированность отношения к окружающей действительности.


8. Список литературы.

  1. Андреев Н.В.,  Маковский Д.П.  Смоленский  край  в  памятниках  и источниках. Смоленск: Смоленское Областное Государственное Издательство, 1949.
  2. Бадаев. Память хранит все. - Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 1995.
  3. Баевский  В.С.,  Павлова Л.В.   Поэты  земли  Смоленской:  Маленькая антология. - Смоленск:, 2001.
  4. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края:  Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. - Ч. 1-3. - Смоленск: Русич, 2004.
  5. Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX -- XX вв. 9-10 класс: Учебник по истории родного края. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Д.И. Будаева. - Смоленск: Универсум, 2002.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  7. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.      М.: Высшая школа, 1990.
  8. Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000. 
  9. Военно-патриотическое   воспитание   молодежи   (Проблемы   и   опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. 
  10. Все судьбы в единую слиты... По рассекреченным архивным документа. К    60-летию    освобождения    Смоленщины    от   немецко-фашистских захватчиков / Авторы-составители: Н.Г. Емельянова, А.М. Дедкова, О.В. Виноградова, Г.В. Гаврилова, В.А. Кононов. - Смоленск: Маджента, 2003. 
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. / Вестник образования. - 2005. - №19. 
  12. Краеведение и патриотическое воспитание в школах Смоленщины: опыт, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции преподавателей СОИУУ, СГПУ, учителей школ области. - Смоленск, 1997.
  13. Национальная государственная концепция образования в России. 
  14. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002. 
  15. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - №4. 
  16. Словарь смоленских говоров / Под ред. А.И. Ивановой. Смоленск: СГПИ им. Карла Маркса, 1974. 
  17. Смоленская область: Краеведческий словарь. - М.: Московский рабочий, 1978.
  18. Смоленская область в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. - М.: Московский рабочий, 1977.
  19. Традиции военно-патриотического воспитания // Завуч. - 2000. - №7.
  20. Туристско-краеведческое      движение      «Отечество»:      исследования, конференции, конкурсы: сборник статей. - М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2004.
  21. Художественный мир Смоленщины. 8 класс. Учебное пособие по курсу «Родной край» (региональный компонент). •- Смоленск: Траст-Имаком, 1994. 
  22. Ростовцева Л., Бусарева Н. Русская старина: программа организации жизнедеятельности классного коллектива // Народное образование. - 1996. 
  23. Сенокосов Ю.О. О гражданском обществе // Сегодня. -1994. - 31 августа. 
  24. Стеклов М.Е. Духовное сопротивление в кризисный период // Вопросы образования. - 2003. - №1.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................