Гражданином быть обязан!

Методический портал

Система  работы по патриотическому воспитанию
на базе школьного музея


       
Богданова З. Г.,
                                                              учитель истории высшей категории
МОУ СОШ № 16, г.Смоленск

       

Пояснительная записка


       В настоящее время важно и актуально  помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и  будущее Отечества.

       Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Своеобразное музейное учреждение – школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

       В школе действует историко-краеведческий музей, состоящий из 3-х экспозиций: «Из истории школы», «Из истории Дальней авиации», «Дорогами войны».

Функции музея:

  • документирование экспонатов истории родного края;
  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию учащихся;
  • организация информационной деятельности. 

       Методическим объединением учителей истории нашей школы разработана система уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с использованием материалов школьного музея.

       Календарно-тематическое планирование проведения уроков в школьном музее и план работы кружка «Поиск» составлены с целью: 

развивать познавательные интересы у учащихся в изучении истории; формировать у них умения и навыки получения новых знаний на основе работы с краеведческим материалом школьного музея; помочь в воспитании духовно-нравственных качеств личности.

       Данной цели сопутствует определенные задачи:

       - показать, что использование материалов школьного музея на уроках истории и обществознания 7-11 классов помогает учащимся наглядно, доступно, научно получить информацию по отдельным темам и тем самым способствует «приведению в соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся»;

       - показать, что работа в музее способствует «формированию ключевых компетенций - готовности учащихся  использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач» (работа с историческими документами; проведение экскурсий; написание сочинений, рассказов, рефератов);

       - доказать, что уроки, внеклассные мероприятия и работа в совете музея способствует в целом усилению воспитательного потенциала школы;

       - показать, что проведение уроков мужества, общение с ветеранами Великой Отечественной войны обогащает учащихся духовно и помогает формировать у них нравственные качества личности.

       Задачи разработаны на основе направлений модернизации общего образования и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

       Разные формы учебно-воспитательной работы, которые проводятся в школьном музее, помогают подробнее разобраться в сложных вопросах истории, выработать гражданскую позицию и прочувствовать уважение и любовь к своей Родине.


Календарно-тематическое планирование и блоки уроков, проводимых в музее.

История Смоленщины. 7 класс. 

№ урока по пор.

Кол-во отве-
дённых часов

Тема урока

Содержание урока

Тип урока
Внутрипредметные связи        
Межпредметные связи
История Смоленщины
История России
Всеобщая история
1.
1.
Повторительно-
обобщающий урок "Смоленщина в IX - XIII в.в.".
1) Первое упоминание в летописи.
2) Первые Смоленские князья.
3) Города Смоленского княжества.
4) Сражения с монголо-татарами
5)Культура.
Урок -
экскурсия

Темы: "Киевская Русь",
"Золотая Орда"
(6 кл.)
Тема:
"Образование славянских государств"
(История средних
веков, 6 кл.)

2.
1.
Повторительно-
обобщающий урок "Смоленщина в XIV - XVI в.в.".
1) Борьба за Смоленск.
2) Участие Смоленска в Грюнвальдской битве.
3) Восстание смолян.
4)Присоединение к Москве.
5) Культура
Урок - игра:
"аукцион знаний".


Темы: "Образование единого центра-
лизованного государства",  "Культура" (6 кл.)
Тема: "Польша и Чехия: время расцвета"
(История средних
веков, 6кл.)

ИЗО: архитектура, живопись
3.
1.
Повторительно-
обобщающий урок "Смоленщина в XVI - XVII в.в.".
1) Смоленская крепостная стена.
2) Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 г.г.
3) Смоленская война 1632 - 1634 г.г.
Урок - игра:
"Счастли-
вый случай".


Тема: "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова" (6 кл.)


История России. 8 класс.

№ урока по пор.

Кол-во отве-
дённых часов

Тема урока

Содержание урока

Тип урока
Внутрипредметные связи        
Межпредметные связи
История Смоленщины
История России
Всеобщая история
1.
1.
"Начало Великой Отечественной войны".
1) Пограничные сражения.
2) Оборонительные сражения.
3) Битва за Москву.

Урок -
лекция


Темы:
"Начальный период Великой Отечественной войны", "Смоленское сражение".

Тема:
"Вторая Мировая война"
(Новейшая история)


Литература Смоленщины: произве-
дения А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова.
География
Смоленщины.
2.
1.
"Немецкое наступление 1942 года".
1) События весны 1942 года.
2) Начало Сталинградской битвы.
3) Партизанское и подпольное движение.
4) Итоги I этапа войны.
Работа с историческими документами школьного музея
Темы:
"Партизанская война", "Подполье".





3.
1.
"Коренной перелом в Великой Отечественной войне".
1) Битва за Кавказ.
2) Окончание Сталинградской битвы.
3) Курская битва.

Урок -
экскурсия

Тема:
"Успехи Красной Армии в 1942 - 1943 г.г"




.
4.
1.
"СССР на завершающем этапе Второй Мировой войны".
1) "10 сталинских ударов".
2) Освобождение Европы.
3) Битва за Берлин.
Работа с историческими документами школьного музея
Темы:
"Освобождение Смоленска", "Награды Смоленска"

Тема:
"Вторая Мировая война"
(Новейшая история)


№ урока по пор.

Кол-во отве-
дённых часов

Тема урока

Содержание урока

Тип урока
Внутрипредметные связи        
Межпредметные связи
История Смоленщины
История России
Всеобщая история
1.
1.
"Нашествие Наполеона на Россию".
1) Подвиг дивизии
Д. П. Неверовского.

2) Смоленское сражение.

3)Главнокомандующий М.И. Кутузов.
Урок -
лекция


Тема:
"Отечествен-ная война 1812г."
(кл.)





2.
1.
"Народное опол-чение и боевые действия парти-зан в 1812 году".
1) Народное ополчение.

2) Партизанское движение
Урок -
экскурсия






3.
1.
."Изгнание войск Наполеона из России".
1) Бои при отступлении французской армии.

2) Бои под Красным.

3) Памятники войны с Наполеоном.

Комбини-
рованный урок


Тема:
"Разгром империи Наполеона"
(Новая история, 8 кл.)
География
Смоленщины.
История России. 9 класс.

№ урока по пор.

Кол-во отве-
дённых часов

Тема урока

Содержание урока

Тип урока
Внутрипредметные связи        
Межпредметные связи
История Смоленщины
История России
Всеобщая история

1.

2.

"Боевые действия на фронтах".
1) Начало Великой Отечественной войны.
2)  Планы Германии.
3) Пограничные сражения.
4) Оборонительные сражения.
5) События весны - лета 1942 г.
6) Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Урок -
экскурсия (видео)





Тема:
"Смоленское оборонительное сражение"



Тема:
"События на других фронтах Второй Мировой войны"
(Новейшая история)


Литература: произведения советских писателей о Великой Отечественной войне.
1) 1944 год.
2) Освобождение стран Европы.
3) Битва за Берлин.
Тема:
"Освобождение Смоленщины"
2.
1.
"Борьба за линией фронта".
1) Оккупационный режим.
2) Движение Сопротивления.
3) Партизаны и подпольщики.
Работа с историческими документами школьного музея (видео)
Тема:
"Партизанское движение и подполье"


Тема:
"Движение Сопротивления в Европе"
(Новейшая история)
МХК: произведения зарубежных писателей о Второй Мировой войне.
3.
1.
"Тыл в годы войны".
1) Экономика.
2) Политика и культура.
Видео (вопросы)
Тема:
"Успехи Красной Армии в 1942 - 1943 г.г"



4.
1.
"СССР и союзники".
1) Образование антигитлеровской коалиции.
2) Конференции союзников.
3) Война с Японией.
4) Итоги Второй Мировой войны.
Сообщения учащихся, работа с историческими документами школьного музея



Тема:
"Создание антигитлеровской коалиции"
(Новейшая история)


5.
1.
Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная война"

интегрированный (видео)



Литература, МХК, история.
История России. 11 класс.
Экскурсии в музее:

  • «Военные судьбы»;
  • «Операция «Дети»;
  • «Фронтовыми дорогами Первой штурмовой»;
  • «Они сражались за Родину»;
  • «Восстанавливая из пепла»;
  • «Арктика и «холодная война»;
  • «Проверка на прочность».

Тематические классные часы:

  • «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»;
  • «И помнит мир спасённый»;
  • «Дети войны».




ПЛАН 
работы кружка «Поиск» историко-краеведческого музея
МОУ СОШ № 16 города Смоленска
на 2009-2010 учебный год

№ п/п
Тема занятия
Дата
Ответственные
Организационная работа
1.
Формирование кружка, распределение по группам:
а) экскурсоводы;
б) оформители;
в) поисковая;
г) работа с фондами музея;
д) фотокорреспонденты;
е) оцифровка фондов музея
сентябрь
Богданова З.Г.
2.
Сообщение руководителя музея на тему "Школьный музей - творческий союз разных поколений" (из опыта работы историко-краеведческого музея школы)
сентябрь
Богданова З.Г.
Научная организация фондовой работы
3.
Ведение основной инвентарной книги
в течение года
Группа по работе с фондами музея и оцифровке фондов музея
4.
Ведение вспомогательной инвентарной книги
5.
Оцифровка фондов музея
Собирательская (поисковая работа)
6.
Разработка и подбор материала по теме "История школы" (открытие и начало трудовой деятельности)
сентябрь


Поисковая


группа

и

оформители
7.
Сбор материала по теме "Традиции нашей школы"
сентябрь
8.
Продолжить сбор материала по теме "Встречи с интересными людьми" (ветеранами ВОв, летчиками Дальней авиации, космонавтом Героем СССр и России - А.С. Викторенко)
октябрь
9.
Анкетирование по вопросу "Что я знаю из истории школы?"
ноябрь
10.
Разработка проекта "Взгляд в будущее нашей школы"
ноябрь
11.
Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по экспозиции "Дорогами войны". Темы:
а) Смоленское сражение (об участии жителей города в оборонительном сражении 1941 года);
б) Рождение гвардии;
в) По следам операции "Дети";
г) Герои живут рядом (о жителях микрорайона школы, участниках ВОв);
д) Память о войне хранится в моей семье.


ноябрь

декабрь

в течение года
12.
Подбор литературы и анализ экспозиции "Из истории Дальней авиации". Темы:
а) Зарождение Дальней Авиации на Смоленщине;
б) Дальняя авиация в боях за Родину;
в) Летчики Дальней Авиации - Герои СССР
январь



Поисковая


группа


и


оформители
13.
Подготовка музейной экскурсии на темы:
а) Битва за Москву (об участии смолян);
б) Смоляне - участники сражения за Ленинград;
в) Боевые подруги - поющие подруги (об участницах хора "Боевые подруги");
г) Малолетние узники ВОв (по воспоминаниям работников нашей школы);
д) Ими гордится школа (о выпускниках нашей школы);
е) Современные традиции школы;
ж) Спортсмены - выпускники школы;
з) Дальняя авиация в боях за Родину;
и) летчики Дальней авиации - Герои СССР

февраль


март



апрель

Культурно-массовая работа
14.
Мероприятия по уборке братского захоронения.
сентябрь, февраль, май
Совет музея
15.
Поздравление ветеранов микрорайона школы накануне памятных дат
1 сентября, 25 сентября
23 февраля, 9 мая
Совет музея
16.
Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны
25 сентября,
23 февраля, 9 мая
Совет музея
17.
Участие в районных и городских митингах
25 сентября,
23 февраля, 9 мая
Совет музея
18.
Передача ценных экспонатов школьного музея на государственное хранение
апрель
Совет музея
19.
Участие в общешкольном празднике "От всей души", посвященном 65-летию Великой Победы.
май
Совет музея
20.
Итоговое занятие. Социологический опрос:"Как вы понимаете и чувствуете "Связь поколений" на примере работы школьного музея"

Совет музея
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................