Гражданином быть обязан!

Методический портал


Возможности краеведческого материала 
в воспитании патриотизма и гражданственности


Седельникова Г. В.,
учитель биологии  МОУ  «Лицей № 29»,
 г.Омск


       Анализ современной педагогической ситуации показывает, что обновление содержания образования происходит в условиях обострения воспитательных проблем. У учащихся проявляется равнодушное отношение к судьбе своей малой родины. Звучат такие высказывания: «Я живу в городе, и меня не затронут проблемы растений и животных на севере нашей области…» или «Я не люблю природу, и пользы от нее  мне нет…». 

       Городских детей нужно вовлекать в совместную деятельность по изучению флоры и фауны Омской области. Повышению роли биологии и экологии в развитии личности учащихся, формированию у школьников патриотических и нравственных чувств может способствовать региональный компонент. 

       Региональная программа развития образования в г. Омске и Омской области ориентирует нас на личностный подход к преподаванию биологии. Ее цель – формирование мировосприятия учащихся через осознание себя как малой части большого мира.

       Мною были пересмотрены программы по биологии с 5-го по 9-й класс (программа Пасечника В.В.), был введен краеведческий компонент. В этой работе основной упор делается на вопросы знакомства с редкими и исчезающими растениями и животными  нашей области, лекарственными растениями, природоохранными территориями, памятниками природы Омской области и мероприятиями по их охране и сохранению численности.

       Работу по краеведению провожу через уроки и внеурочную деятельность. Это и фенологические наблюдения во время прогулок за изменениями в неживой природе, за растениями и животными, и экскурсии к различным природным объектам или во внешкольные учреждения (Детский экологический центр, Дом творчества, и т.д.), и практическая деятельность по благоустройству пришкольной территории, и участие в создании цветочной композиции кабинета, и практический уход за ней, и изобразительная деятельность детей, рисующих картины природы в разные времена года, и конкурсы, викторины, праздники, беседы по охране природы.  Особое внимание уделяю сотрудничеству с Краеведческим музеем. 

       Учебное краеведение, на мой взгляд, преследует две задачи: одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

       Для выполнения первой задачи мы с учениками 5-7-х классов  собираем сведения о редких и исчезающих видах растений и животных Омского Прииртышья, о промысловых животных, о заказниках нашей области. А затем в ходе обобщения и систематизации собранного материала создаем презентации,  оформляем школьную «Красную книгу Омской области», организуем фотовыставки,   создаем методические копилки. 

       Изучение природы родного края, его проблем позволяет осмыслить и более глобальные взаимосвязи и взаимозависимости, пройти путь в изучении природных процессов от частного к общему, увидеть, как они проходят на конкретных примерах. Это позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активной практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. 

       При использовании регионального компонента на  уроках биологии реализуется одна из стержневых задач экологического воспитания – учиться разумно использовать природные ресурсы  родного края. 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................