Гражданином быть обязан!

Методический портал


Наше международное сотрудничество
проект программы Международного сотрудничества МОУ СОШ №8

Бортаковская Е.В., 
учитель истории и обществознания,
МОУ СОШ №8, г.Смоленск


            Где ярче и острее всего  человек ощущает себя частичкой своей Родины? 
– Вдали от нее, за границей, там, где привычный ход и образ жизни нарушается, и он видит мир иными глазами. Так случилось и с нами: делегация школы оказалась с визитом в Польше, в городе Познань. Такое событие  не было случайностью, это был старт большой и продуктивной работы в международном проекте. Он продолжается уже  шесть лет, осмысливается  и оформляется как  Программа сотрудничества  нашей школы с  Общеобразовательным  Лицеем  №5  имени Клаудыны Потоцкой в    Познани. Мы и наши партнеры  изучаем  несколько  иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский, польский\русский, осуществляя профильное обучение.
       Вся образовательно-воспитательная работа в нашем учебном заведении строится на основе Концепции  и  Программы развития по приоритетным направлениям воспитательной деятельности, утвержденным в 2003 году. В двух, из семи, тематических блоках-модулях воспитательной системы школы - «Гражданин», «Миротворец» - есть  позиции, ставшие  ключевыми для проекта международного сотрудничества. Целью нашей совместной работы стало  формирование личности  гражданина и патриота , человека культуры мира в условиях полиязычной образовательно-воспитательтной среды. Дважды- в 2003  и 2007 годах - делегация школы №8  участвовала в Европейских встречах молодежи , посвященных 50-летию Римского договора, 750-летию Познани, поддерживая идею единения не только стран, но и молодых людей  Европы. Мы представляли  Россию и Смоленщину. 
        Мы, ученики 9-11х классов и педагоги,   участвовали в заседаниях за круглым столом с известными политиками стран Восточной Европы и Запада, с деятелями различных религиозных конфессий, с  представителями  движения миротворцев, неформалов, защитников окружающей среды, с лидерами  общественных движений и организаций, в том числе - Союза репрессированных поляков. Все эти  интересные и неординарные люди обращались к молодежной аудитории из более чем  20 стран со словами о необходимости строить объединенную Европу силами  молодых людей, стремящихся ко всему новому, прогрессивному, интересному и позитивному.  Нам выпала  честь достойно представить свою Родину и продемонстрировать не только владение иностранными языками, но и  позитивное общение, достаточно обширный культурный багаж ,  знания  истории  России, Европы  и Мира. Именно во время таких встреч дети раскрывают  лучшие свои личностные качества, духовную обогащенность, толерантность, эмпатию, коммуникабельность и сами демонстрируют лучшие проявления русской ментальности.  В момент активного общения с иностранными делегациями  мы и  определились с выбором  лицея-партнера. Уже пять лет  ежегодно осуществляется обмен делегациями  учащихся и педагогов с целью языковой стажировки, изучения славянской истории и культуры.  Убедившись на собственном опыте в правоте слов А.Эйнштейна о том, что мир невозможно удержать силой, его можно достичь лишь пониманием, мы  начали сотрудничество.  Ожидая   каждой новой встречи с  приятным трепетом, мы  предполагаем, что  дружба и осознание жизни и мира, как  особых ценностей,  станут подлинным  Памятником  новой  Молодой  Европе. 
         Сотрудничество с партнерами  продолжает расширять и формировать  нашу  внешнесоциальную сферу  деятельности.  Мы - частые гости и участники акций на мемореале «Катынь»,  в Доме Польском  в Смоленске, во всех залах и выставках областного музея-заповедника, планетария, филармонии,  в музейных комплексах знаменитых земляков в области, в концертно-развлекательных и спортивно-игровых центрах, в Ледовом дворце и на ипподроме.
         Что дает нам и нашим воспитанникам такое общение, событие  и  сотворчество? - Неповторимый образовательный, коммуникативный   и   социальный опыт, языковую  и  культурно-историческую практику, точность мышления и умение мгновенно мобилизоваться, отточенность навыков этикета и речи, подлинное знакомство со  славянской культурой прошлого и современности, осознание личной сопричастности к процессам народной дипломатии и ответственности за  все слова и дела  в этой реальной жизни. Давая детям  возможность получать столь богатый опыт, мы способствуем формированию  многих ключевых компетенций, в том числе компетенции выбора, которая является целью гражданского образования и воспитания в образовательных  учреждениях любого типа.



              Проект Программы международного сотрудничества

Пояснительная записка

«Цели воспитания и образования – историческая преемственность
поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному
наследию народов России, воспитание патриотов»
Из Национальной доктрины образования РФ

Введение

    Программа сотрудничества с Лицеем №5 имени Клаудыны Потоцкой города Познань и мемориалом Катынь разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005г», Законом РФ «Об образовании»; Конвенции о правах ребёнка; Декларацией прав ребёнка; Конституцией РФ; Концепцией школы, блоков ВС школы «Миротворец», «Гражданин», направлена на расширение международных связей, исходя из специфики школы, воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
     Программа имеет большое значение для решения актуальных воспитательных и социальных задач  современности.
     Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся , коллектив педагогов и родителей школы, друзей школы.

Актуальность проблемы

    Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время,  возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно- нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- патриотический и другие аспекты.
     В условиях становления гражданского общества и правового государства неоходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного  к инновациям,  к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готового рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
    Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу,  определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско – патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного  развития социальных интересов и жизненных идеалов.
     Реализация гражданско – патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско – патриотического воспитания, адекватных современным социально- педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания.  Только через активное вовлечения в социальную  деятельность и сознательное участие в ней можно достичь успехов в этом направлении.  Один из вариантов - это синтез различных направленностей – краеведения, туризма, поисковой деятельности, военной реконструкции, международного сотрудничества.

Цель программы – формирование личности гражданина, патриота России с присущими ему компетентностями, ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

  • Проводить организаторскую деятельность по созданию условий  гражданско-патриотического воспитания школьников через Программу сотрудничества.
  • Формировать уважительное и бережное отношение к истории и культуре Отечества,  обеспечивать оптимальные условия развития готовности приносить пользу обществу и государству.
  • Воспитывать уважение к наследию прошлого России, родного края, братских славянских народов и их культуры.
  • Привлекать обучающихся к работе по сохранению и возрождению общечеловеческих, исторических и культурных-нравственных  ценностей родного края.
  • Формировать патриотические чувства и гражданское  сознание обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, славянские корни народа.


Принципы:

  • Открытость проекта для участия педагогов, обучающихся школы и родителей.
  • Воспитание через социально значимую деятельность.
  • Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Начало реализации программы сотрудничества: февраль 2003 года.

Кадровое обеспечение:

Педагоги, обучающиеся и их родители, Польский Дом в Смоленске.

Ожидаемые результаты:

  • Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому наследию прошлого России, к традициям родного края.
  • Осознание ответственности за судьбу страны, гордость за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, толерантная культура личности школьника.
  • Восприятие  культурно- исторической общности славянского мира, культуры, традиций.
  • Актуальность полиязычной подготовки учащихся в современных условиях.




Мероприятия 
по реализации программы

Этапы
Название мероприятий
1.
Февраль - Сентябрь 2003год
Первая официальная встреча с представителями "Катынских семей", поиск школы - партнёра в Познани.
2.
Сентябрь 2003
Участие делегации школы №8 в
I Европейской встрече молодёжи.
3.
Лето 2004
Поездки делегации школы №8 совместно с Польским Домом в Гданьск.
4.
Лето 2004
Приём делегаций "Катынских семей" в школе.
5.
Лето 2005
Участие делегации мэрии города Смоленска и школы №8 во все польском съезде организации семей репрессированных поляков.
6.
Сентябрь 2005
I Международный слёт детей  городов - побратимов Смоленска.
7.
Лето 2006
Участие в обмене школы №8 Смоленска  - лицея №5  Познани.
8.
Апрель 2007
I Международный  Марш Памяти Смоленск -Гнездово -Катынь
9.
Сентябрь 2007
Участие делегации школы №8 во II Европейской встрече молодёжи в городе Познань.
10.
Апрель 2008
II Международный  Марш Памяти
11.
Лето 2008
Визит делегации лицея №5 имени Клаудыны Потоцкой в Смоленск, в школу №8.
12.
Апрель 2009
III Международный Марш Памяти.
13.
Сентябрь 2009
Участие в обмене школы №8  - лицей №5. Смоляне в Познани.
14.
С 2005 года
Интернет - переписка с лицеем №5 города Познань (обмен информацией о выпусках школьных газет и радиостанции лицея).
15.
С 2003 года
Регулярное сотрудничество школы, СГУ и Польского Дома.
16.
Ежегодно
Участие в Днях Польской Культуры в Смоленске, конкурсах чтецов и переводчиков польской  поэзии.
17.
С 2004 - 2005 учебный год
На факультативной основе в школе изучается 5й иностранный язык - польский.
ОТКРЫТИЕ ДНЯ ГОРОДОВ-ПОБРАТИМОВ СМОЛЕНСКЕ (СЕНТЯБРЬ 2005г.)
Первый Международный Марш Памяти на мемореале "Катынь", апрель 2007 года.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
.....................................