Гражданином быть обязан!

Методический портал

       

Технология проблемного диалога
как средство, формирующее гражданскую компетентность у младших школьников

учитель начальных классов Брук Ирина Валерьевна,
МОУ «Гимназия эстетического профиля»,
г.Смоленск

 
       Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, её удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребёнка спонтанно — она требует системы специальных педагогических воздействий.
       Применяемая в Образовательной системе «Школа 2100» (работаю по этой система уже десять лет) технология проблемного диалога позволяет приступить к формированию деятельностного компонента гражданской компетентности, начиная буквального с первых дней ребёнка в школе.
       Что же такое компетентность вообще и гражданская компетентность в частности.
       Компетентность - это способность и готовность человека продуктивно решать широкий круг задач в какой-либо отдельной области.
       Компетенция — индивидуальное свойство личности, позволяющее продуктивно решать жизненные задачи в определённой сфере деятельности.
       Гражданская компетентность - это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.
       В условиях поликультурного общества, которое обусловливается не только особенностями исторического пути нашей страны, но и интенсивностью миграционных процессов последних лет, которая в будущем будет только возрастать, способность человека к социокультурному взаимодействию становится едва ли не главным фактором индивидуального развития. Гражданская компетентность складывается из четырёх структурных компонентов.
1. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.
2. Деятельностный компонент включает в себя готовность выполнять роль избирателя, общественного и политического деятеля и т.п.
3. Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей,   как   гуманизм,   патриотизм,   уважение   прав   и   свобод человека, национальных традиций и культур.
4. Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны, они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей.
Надо сказать, что системно подойти к решению задачи формирования гражданской компетентности учащихся позволяет Образовательная система «Школа 2100».
       Проблемно - диалогическая технология применяется не только на уроках, но во внеучебной деятельности детей. Где каждый ребёнок не пассивный слушатель, а полноправный активный участник познавательного процесса. Это происходит только при условии мотивированности ученика на активную деятельность. Задача учителя — обеспечить эту мотивированность.
       Любой урок или мероприятие начинается с постановки учебной или воспитательной проблемы. Учитель моделирует проблемную ситуацию, для выхода из которой ученики ещё не обладают нужными знаниями. Стоит отметить, что учебная проблема формируется самими учениками, а не предъявляется учителем. В результате ученик волен определять как саму проблему, так и способы её решения. Урок или любое другое воспитательное мероприятие, таким образом, становится моделью гражданского поведения: в ходе его не только формируется деятельностный компонент гражданской компетентности, но и развиваются различные сферы индивидуальности человека (интеллектуальная, волевая, мотивационная, эмоциональная).
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте не почувствовать радость познания, не приобрести умения трудиться, не нау-читься любить близких, беречь природу, не приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Для того чтобы патриотическое воспитание было приведено в систему, была разработана Программа «Патриотического воспитания младших школьников», используя технологию проблемного диалога. Эта программа связана с городской воспитательной программой «Мир вокруг меня» Сейчас эта программа находится в стадии апробации / используется второй год /.

Цели и задачи программы
Основная цель данной программы:
• формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности);
• развитие творческих способностей;
• воспитание уважения к культуре и истории родной страны, родного края
Задачи:
- изучение природы, истории, культуры Отечества и родного края;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;
- формирование ведущих интегративных качеств личности.
Сроки реализации
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».
Реализация программ рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1  класс «Моя гимназия - мои друзья»
2 класс «Мой дом - моя семья»
3 класс «Мой друг - природа»
4 класс «Смоленская область - частица России»
Формы работы
• мероприятия, посвященные важным историческим датам;
• деловые игры;
• беседы, диспуты, викторины;
• исследовательская деятельность;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• экскурсии;
• трудовые дела.
Содержание программного материала
1 ступень - «Моя гимназия - мои друзья»
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к своим друзьям.
2. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моя гимназия. Традиции гимназии. Школьный музей. Правила поведения в гимназии. Режим дня. Соблюдения чистоты и порядка в классных комнатах. Уважительное отношение к друзьям, соседям, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями. Доброжелательность, приветливость, умение принять гостей, доставить им радость общения.

2 ступень - « Мой дом - моя семья»
Задачи: 
1. Воспитание любви к малой Родине на основе развития интереса к истории семьи, её традициям. 
2. Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные тради-ции. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому. Выполне-ние посильных поручений.

3 ступень - «Мой друг - природа»
Задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к природе, чувства гордости за свой родной край.
2. Расширение экологических знаний.
3. Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности.
Природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Природа и экологические проблемы.

4 ступень - «Смоленская область - частица России»
Задачи:
1. Утверждение национально-патриотических ценностей, развитие чувств уважения и любви к культуре, истории России, Смоленской области, традициям и обычаям.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других нацио-нальностей, политических взглядов и убеждений.
Россия — наша Родина. Символика государства. Историческая и географическая справка. Сотрудничество как основа добрых созидательных отношений между людьми.
Смоленская область — частица России. История Смоленска в исто-рии России. Архитектурные и культурные памятники Смоленской области и Смоленска. Выдающиеся люди земли Смоленской.

Основные мероприятия по реализации программы на 2009-2010 учебный год


























Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, концертные номера, мини-проекты, трудовые дела, где каждый может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на создание проблемной ситуации и выхода из неё при помощи диалога.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы предполагает:
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой Родины и России;
- уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству; активная жизненная позиция;
- интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество;
- доброжелательное отношение к людям, требовательность и пунктуальность к себе.

Ориентировочная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
/блок «Патриотизм»/

























Блок «Патриотизм»
(данные за 2008-2009 учебный год)


















Отношение к родной природе Гордость за свою страну   Забота о своей школе
                          начало года           конец года

Вывод: при использовании проблемно-диалогической технологии на уроках и во внеурочной деятельности учащихся прослеживается положи-тельная динамика, но каких-то значимых результатах говорить пока рано, так работаю с этой технологией второй год.

Патриотическое воспитание - это формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. «Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

«Я - гражданин России»
(Внеклассное мероприятие - ролевая игра «Гость из Великобритании») 
Цели занятия:
1)  расширить кругозор учащихся;
2)  воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
3)  продолжить формирование понятий о гражданственности, патриотизме и их основных элементах;
4)  развивать умения проводить анализ, доказательство, делать сравнение и обобщение;
5)  развивать умения пользоваться справочной литературой 
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся / ролевая игра /
В класс заходит «гость» и приветствует учеников на английском языке:
-  Hello! My name is Sam .I am from Scotland, the northern part of United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. I would like to know Russian customs and traditions.
Учитель:
-  Ребята, вы догадались, представителем какого государства является наш гость? Когда в нашу страну приезжают официальные представители иностранных государств, их встречают с особыми почестями. В честь посла играется гимн и поднимается флаг сначала его государства, а затем нашего. (Проигрывается этот момент).   /слайд/
- Все ли символы государства были сейчас продемонстрированы? (Нет, только гимн и флаг)
- Государственная символика является частью истории и культуры страны, поэтому нашему гостю будет интересно познакомиться с символами России. Что вы знаете о российском флаге /слайд /?
Выступление заранее подготовленного ученика.
-  Слово «флаг» произошло от греческого «флего», что означает «сжигать, озарять,  гореть».  Впервые бело-сине-красные  флаги появились в России более 300 лет назад на флоте.
- Где можно увидеть государственный флаг? / приводятся варианты ответов / Слайд с изображением различных вариантов герба.
-  Какое из предложенных изображений соответствует современному гербу России? Что вы можете о нем рассказать? Для чего государству нужен герб? 
Выступление группы учащихся (об этом задании им сообщалось заранее)
- Впервые двуглавый орёл появился на гербе более 500 лет назад, после освобождения Руси от монголо-татарского ига.
- Его используют для печатей, подтверждающих подлинность важных документов и т.д.
- И ещё один символ государства — назовите его? / звучит гимн России/
- Когда исполняется государственный гимн, и почему мы встаём при исполнении гимна?
- «Гимн» в переводе с греческого означает - торжественная песнь. Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна России.
3. Постановка учебной задачи / создание проблемной ситуации /
-  Ребята, я думаю, что ваш рассказ был интересным и поучительным для нашего гостя. Скажите, а как ещё можно назвать представителя государства? / Гражданин/
- Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- Как вы понимаете эти слова? / выслушиваются мнения учеников, дети сами пробуют определить тему занятия /
Тема нашего занятия «Я - гражданин России». Мы должны понять, что значит быть гражданином /проблемная ситуация /
4.Работа над темой занятия.
- Так что значит быть гражданином? (Быть ответственным, чувствовать свою принадлежность к государству)
- Какими качествами должен обладать каждый гражданин?
- Можете ли вы считать себя гражданином России?
- Каких известных граждан России вы знаете? / слайды /
- Кого называют гражданином? 
5. Обобщение.
6. Итог занятия. Рефлексия.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...»
Мы живём на Смоленщине. Наш край прекрасен и удивителен. Но как научить детей видеть эту красоту? С чего начать работу, чтобы коснуться души каждого ребёнка? Тем более, что знания младших школьников о родном крае пока ещё очень не значительны.
Изучая такой предмет, как «Азбука Смоленского края», ученики знакомятся в одном из разделов с заповедниками Смоленской области. Вместе с учениками и родителями решили подготовить совместную заочную экспедицию в национальный парк «Смоленское Поозерье», так как совсем недавно исполнилось 15 лет со дня его образования, и  многие ученики уже побывали в этом районе Смоленской области. Предмет «Азбука Смоленского края»
Класс - 4 
Заочная экспедиция в   национальный парк «Смоленское Поозерье»
Исследования   велись  по  трем  направлениям: озера, животный  мир  и растительность.
Цели занятия:
- обобщение знаний о животном и растительном мире Смоленской об-ласти;
- расширение экологических знаний;
-развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности;
- воспитание патриотизма, любви к природе, чувства гордости за свой край.
Ход занятия. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации
- Многочисленные любители русской природы и отдыха у воды направляются в одно из самых красивых и экологически чистых мест Смоленщины - национальный парк «Смоленское Поозерье».
Зеркальная гладь воды, неповторимый аромат воздуха, смешанный лес, множество грибов и ягод привлекают сюда туристов. Красота мест восхитит любого ценителя природы. Приятно искупаться в чистой воде, порыбачить, просто побродить по лесным тропам, а местные старожилы расскажут много легенд про озеро Сапшо. / слайды №1 /
На крутом же его берегу 
Гордо сосны на страже стоят
И озёрную гладь стерегут
И курганы, где кривичи спят.
Хоть прошло с той поры много лет
И пройдут миллионы ещё, 
Но расскажут немало легенд
О прекрасном, как сказка Сапшо... 

-А что можем сделать мы, чтобы сохранить эту красоту?
Презентация «Озёра национального парка» / слайды № 2 /
Выступления учеников (Румянцева Анастасия, Новиков Вячеслав, Новосельцева Владлена)
1.Озёра Смоленского Поозерья возникли 13-14 тысяч лет назад.
Неповторимы ландшафты в местах расположения многих из этих озёр и особенно таких, как Чистик, Рытое, Велисто и др. Самое большое - Акатовское, и Щучье. Одним из самых глубоких является Баклановское, глубина до 30 метров. Гордость Смоленщины - озеро Сапшо.
2. Справка: площадь озера Сапшо - 304 га, длина - 3 км, наибольшая ширина - 1,8 км, максимальная глубин 14 метров, на озере 6 островов. Баклановское озеро.
3.Справка: озеро большое, красивое и самое глубокое (до 30 м). Раньше жил лебедь Гоша. Проходит фестиваль песни авторской, летом работает эколагерь.
4. Вывод: не разрешать использовать прогулочные катера, моторные лодки, так как это может привести к загрязнению водоёмов.
Презентация «Животный мир Поозерья» / слайды № 3/
Выступления второй группы учащихся (Веселова Анастасия, Полищук Николай, Симоненкова Валерия)
1. На территории национального парка «Смоленское Поозерье» обитают 46 видов млекопитающихся, среди них 6 видов которые включены в Красную Книгу Смоленской области ( бобр, выдра,  белка-летяга). 20 видов широко распространены по всей России — к ним относится волк, лисица, ласка, кабан.
2. А видов птиц - 227. В Красную Книгу Смоленской области занесены: черный аист, беркут, серый журавль и другие.
В водоёмах национального парка обитает 33 вида рыб.
3. Вывод: немало делается по сохранению дикой фауны Поозерья. Но по-настоящему эта проблема будет решена лишь тогда, когда каждый из нас почувствует ответственность за её благополучие
Презентация «Растительность» /слайды № 4 /
Выступление 3 группы   (Дударевич Виктория, Скалунова Полина, Клямеров Константин)
1. Наиболее распространены на территории национального парка смешанные елово-широколиственные леса. Уникальным островком нетронутой   природы является реликтовый лес, расположенный в северной части национального парка.
2. Все знают растение Иван да Марья, но есть ещё одно название у этого цветка - брат-с-сестрой, а ботаники называют его марьянником.
Распространено это растение в лесах, на опушках, в зарослях кустарников. Есть и целебные свойства: порошком из цветков посыпали порезы и раны.
3. В Красную Книгу Смоленской области занесен паслен сладко-горький. Своим внешним видом он напоминает картофель.
Приглядитесь к скромным лесным травам, изучайте их и оберегайте. В природе ничего лишнего нет.
Вывод:
Прекрасна природа
Любою порой.
И в осень, и в лето,
Зимой и весной...
Согретые солнцем
Березки стоят,
И стайка синиц
Над тобою летят.
И если ты хочешь
Природу любить,
То всё это нужно
Тебе защитить. (Нехин Семён, Стабенская школа) 
Подведение итогов:
- Вот и закончился наш урок. Вы совершили заочную экспедицию в национальный парк «Смоленское Поозерье», сделали выводы, но я думаю, что ваш вклад в общее дело по охране природы Смоленского края будет продолжаться.

Название мероприятия
Форма
Ступень
1
День Знаний
праздник
1-4
2
Символика Смоленска
классный час
1-4
3
Моя гимназия (День рождения гимназии)
праздник
1-4
4
Составим правила поведения в гимназии
аналитическая беседа
1
5
Мои друзья
игра-соревнование
1
6
Дом, где живут книги (посвящение в читатели)
праздник
1
7
День народного единства
классный час
1-4
8
Мир народного праздни-ка
конкурс-выставка
1
9
А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки
праздник, игра-соревнование
1
10
Его имя - Гагарин
беседа
1
11
Урок памяти
художественно-иллюстрированная выставка
1
12
Когда все вместе
конкурсная семейная программа
1
Основные отношения показателя воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств
1.1 Отношение к родной природе.
3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2- любит и бережёт природу;
1 -участвует в деятельности по охране приро-ды под руководством учителя;
0-природу не ценит и не бережёт
1.2 Гордость за свою страну.
3-интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает другим;
2-интересуется историческим прошлым;
1 -знакомится с историческим прошлым при побуждении других;
0-не интересуется историческим прошлым.
1.3 Забота о своей школе.
3-участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2-испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса
1-в делах класса участвует при побуждении;
О-в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.
 
 
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты