Гражданином быть обязан!

Методический портал

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся


       Бирман Н.И.,
педагог-психолог


       Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. 

       Спецификой работы педагога-психолога с родителями учащихся в учреждениях повышенного уровня образования, коим является МОУ «Гимназия №2» г.Сарова, является: 
  • высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
  • высокий уровень занятости родителей учащихся;
  • высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии.

       В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами: 
  • высокий профессионализм;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

       Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

       1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса гимназии. 

       2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.

       3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
       - проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
       - психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия. 

       Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию. 

Родительский всеобуч на тему:
«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

       Цель: организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей; 
содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений. 

       Форма проведения: семинар-практикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель-ребенок. В то же время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. 

       Оборудование: 
       бланки анкеты «Стиль семейного воспитания», 
       мультимедийное оборудование, 
       магнитофон, 
       диски с записями инструментальной музыки для релаксации, 
       памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания». 

       Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.

       Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход встречи

       1. Введение.

       Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
       Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
       Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.

       2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания» (См. ниже). 

       По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. 

       3. Ролевая игра «Услышать ребенка».

       В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Пред-лагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
       Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: 
       «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
       «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
       «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
       «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

       Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
       Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

       Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»: 

       Что вы чувствуете сейчас? 
       Что вы чувствовали, исполняя свою роль? 
       Какие выводы вы для себя сделали?
       Анализ чувств и формулирование выводов. 
       Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

       Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
 
       - это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
       - морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
       - критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
       - выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);
       - «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
       - а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

       И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

       В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах: 

       - несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
       - наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
       - подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
       - и прочее.

       Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
       Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!». 

       Вопросы к родителям: 
       Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан? 
       Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит? 
       Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
       В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

       Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

       4. Проблемная мини-лекция «О стилях семейного воспитания»
       
       5. Упражнение «Идеальный родитель». 

       «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители. 
       Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.
       Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие?!»

       Дополнительные вопросы: 

       Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
       Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
       Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?

       Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
       
       6. Упражнение «Семья». 

       1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья). 
       2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная. 
       3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже про-блемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко). 
       4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»). 
       5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

       Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

       7. Упражнение «Ладошки». 

       Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.
       Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). 
       Чему учит нас это упражнение?

       Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка! 
       Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

       8. Домашнее задание для родителей. 

       Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием. 

       Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
       1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
       2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
       3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение? 

       9. Рефлексия.

       Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы: 
       Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
       Какая часть вызвала особый интерес?
       Ваши предложения и пожелания на будущее.

       10. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания».

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Тест «Стратегия семейного воспитания»


       Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов выбрать самый предпочтительный.

       1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
  • A. Преимущественно воспитанием.
  • Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
  • B. Главным образом врожденными задатками.
  • Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

       2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
  • A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
  • Б. Абсолютно с этим согласен.
  • B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
  • Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

       3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
  • A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
  • Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
  • B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
  • Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

       4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
  • A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
  • Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
  • B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
  • Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

       5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
  • A. Если просит, можно и дать.
  • Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
  • B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
  • Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

       6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
  • A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
  • Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
  • B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
  • Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

       7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
  • А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
  • Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
  • В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за  разумные пределы.
  • Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

       8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?
  • A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
  • Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
  • B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
  • Г. Не вижу причины запрещать.

       9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
  • A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
  • Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
  • B. Расстроюсь.
  • Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

       10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
  • А. Безусловно.
  • Б. Стараюсь.
  • В. Надеюсь.
  • Г. Не знаю.

       Обработка результатов:


       
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты
Стиль поведения
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Авторитетный
Б
В
В
Г
В
Г
А
Б
Г
Б
Авторитарный
А
А
Г
В
Б
Б
Б
А
А
А
Либеральный
В
Б
Б
Б
А
А
Г
В
В
В
Индифферентный
Г
Г
А
А
Г
В
В
Г
Б
Г
       Интерпретация результатов теста:

       Пользуясь таблицей, отметьте выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
       Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
       Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. 
       Постарайтесь понять, каким же мы всё-таки хотим видеть своего ребёнка, а также и самого себя как родителя.