Гражданином быть обязан!

Методический портал

Основные причины совершения правонарушений 
в младшем школьном возрасте


       Земляченко Л.В.,
канд. пед. наук, доц. каф. педагогики 
дошкольного и начального образования 
ФГОБУ ВПО «Мордовский государственный 
педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»,
г.Саранск, Республика Мордовия 


       В условиях становления современного правового пространства особую тревогу вызывает рост преступности среди детей и молодежи, снижение возрастного порога совершения правонарушений. Правонарушение - виновное противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [5, с. 758]. 
       В 2010 году в России несовершеннолетними совершено более 80000 преступлений, из которых около 24000 – особо тяжкие. Согласно данным Информационного Центра МВД по Республике Мордовия в 2010 году преступления совершили 350 несовершеннолетних, из них 257 являлись учащимися (260), в том числе школ - 116, учреждений среднего профессионального образования - 173. Среди преступлений, совершенных несовешеннолетними: кражи, грабежи, разбои, хулиганства, изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения и др. Противоправное поведение младших школьников и подростков чаще всего выражается в агрессивности (драки, избиение, обзывательства, насмешки, унижения), присвоении чужого имущества (кражи, вымогательство), нарушении норм общественного порядка (употребление нецензурной лексики, мелкое хулиганство, порча общественного имущества), употребление алкоголя, ПАВ, курение. В частности, непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. По данным сотрудников Управления ФСКН России по Томской области в декабре 2010 года, курят – 7% детей в возрасте 12-13 лет, пробуют курить около 10% мальчиков и 6 % девочек от 6 до 9 лет, 10,5% мальчиков и 8% девочек в возрасте от 10 до 12 лет; пробовали алкоголь 14% мальчиков и 9% девочек в возрасте от 7 до 9 лет, 47% мальчиков и столько же девочек в возрасте 10-12 лет. Криминализация молодежной среды затрудняет установление социального равновесия и благополучия общества в настоящем и будущем. 
       В связи с чем чрезвычайно актуальным является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и молодежи и повышения  эффективности их профилактики. В настоящее время данное направление работы выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования. Прежде всего, необходимо изучить факторы, причины, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить систему профилактической деятельности. 
       
       Анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, специальной литературы по проблеме (Б. Н. Алмазов, М. И. Арсеньева, В. Баженов, И. П. Башкатов, Л. А. Грищенко, В. Д. Ермаков, О. В. Пристанская, И. А. Протасова и др.), результатов социологических исследований показывает, что основными причинами, способствующими совершению правонарушений в детском возрасте являются:
       1) общественные (уровень преступности в стране, негативное влияние средств массовой коммуникации, социальная нестабильность российского общества, неравенство, кризис семьи);
       2) морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних (И.А.Протасова);
       3) биологические причины (генетические нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические; физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих (И.А.Протасова), что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными;
       4) социально-психологические причины, непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и др.). Особого внимания педагогов и родителей требуют дети, пропускающие учебу в школе по неуважительной причине, трудновоспитуемые и неуспевающие ученики, систематически нарушающие школьный режим и правила общественного поведения; дети с неадекватно завышенной и заниженной самооценкой, с акцентуациями характера, высоким уровнем тревожности, социально инфантильные дети и др.;
       5) недостатки семейного воспитания. Прежде всего, внимание приковывают семьи, находящиеся в социально опасном положении, ведущие асоциальный и антисоциальный образ жизни. Следует также помнить о негативном воздействии на ребенка внешне вполне благополучных полных семей, где нередко наблюдается неумение или нежелание родителей воспитывать своих детей, конфликтная атмосфера, грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и др., что приводит к формированию у ребенка агрессивности, скрытности, эгоизма и др. отрицательных качеств личности. Исследователи данной проблемы отмечают, что отклонения в социальном поведении таких детей наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляют крайнюю неустойчивость поведения, конфликтуют с педагогами, многие из них оказывались в положении «аутсайдеров», невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, навязчивы, болтливы и непослушны.
       Проблемой также является нежелание некоторых родителей сотрудничать со школой в деле воспитания детей, перекладывание своих обязанностей на плечи учителей и воспитателей. 
       Серьезным недостатком семейного воспитания и предпосылкой совершения правонарушений является безнадзорность детей. Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [6, с. 1]. В 2010 году в Республике Мордовия выявлено 890 безнадзорных детей и подростков, из них 190 изъяты из неблагополучных семей при непосредственной угрозе их жизни и здоровья и помещены в учреждения социальной защиты, 98 - в медицинские, остальные возвращены родителям. ОВД расследовано 16 уголовных дел по ст.156 УК РФ по фактам неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию и соединенное с жестоким обращением. 
       Кроме того, составлено более 2118 административных протоколов в отношении родителей, в том числе 1313 за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Был оформлен 251 материал на лишение родительских прав. 459 родителей, отрицательно влияющих на поведение своих детей, были поставлены на профилактический учет. Также в рамках реализации Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» сотрудниками милиции выявлено 433 административных правонарушения законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых и учреждениях развлечений и досуга, реализующих алкогольную продукцию [3];
       6) недостатки школьного образования и воспитания (недостатки в нравственном, трудовом, правовом воспитании учащихся, недостаточно четко отлаженная организация их досуга во внеурочное время, сложности взаимодействия с семьями учащихся, ошибки и упущения в деятельности государственных органов, общеобразовательных учреждений в профилактике детской безнадзорности и правонарушений, отсутствие целостной преемственной системы правового образования школьников на всех ступенях обучения). В данном случае имеем безнадзорность, невысокий уровень нравственной культуры, правовой грамотности, знаний об уголовной и других видах ответственности несовершеннолетних; 
       7) недостаточно жесткие меры в отношении взрослых людей за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Официальная статистика утверждает, что в 2010 году в Мордовии расследовано 34 уголовных дела по ст.150 УК РФ по фактам вовлечения подростков в совершение преступления и 6 по ст.151 УК РФ за вовлечение в совершение антиобщественных действий [3]. Однако, большое количество подобных действий остаются невыявленными;
       8) беспризорность и бродяжничество можно рассматривать и как причину совершения правонарушений, и как следствие безнадзорности, невыполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, жестокого обращения в семье, отсутствия своевременного выявления и оказания помощи детям, оставшимся без родителей и родных. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение / антиобщественные действия [6, с. 1]. Количество беспризорных детей в современной России постоянно растет, и в настоящее время составляет 2,17 % от общего числа детей. Таким образом, двое из ста российских детей являются беспризорниками [7]. 

       Перечисленные выше причины порождают различные формы отклонений от норм социального поведения, таких как трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, девиантное (несоответствующее установившимся в данном обществе нормам) поведение и наиболее опасное делинквентное поведение, которое является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения; в широком смысле − используется в качестве термина, обобщающего разнообразные формы негативного отклоняющегося поведения, начиная с наиболее опасных видов – правонарушений и преступлений – и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей [1, с. 280]. 
       Хотя нельзя сказать, что данные отклонения мы наблюдаем в каждом классе начальной школы, вместе с тем, многие девиантные проявления присущи большинству младших школьников, что при отсутствии корректирующего воздействия может стать причиной совершения проступков и правонарушений в будущем.
В связи с чем, необходимо своевременное выявление детей и семей, оказавшихся в сложных условиях, анализ неблагоприятных условий и факторов, оказывающих воздействие на личность, их нейтрализация; выявление причин противоправного поведения и осуществление социально-педагогической помощи и поддержки детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении; принятие превентивных мер по профилактике правонарушений среди детей и подростков.


Литература

  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии: учеб.пособие / С.А.Беличева. - М.: Академия, 1994. - 224 с.
  2. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб. пособие / Л.А.Грищенко, Б.Н.Алмазов. - СПб.: СИПИ, 1987. - 80 с.
  3. МВД по Республике Мордовия предпринимают меры по предупреждению фактов жестокого обращения с детьми. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.mvd13.ru/home/607-2011-03-05-07-30-31.html. – Загл.с экрана.
  4. Протасова, И. А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. А. Протасова // Социальная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 70-79.
  5. Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А. Я. Сухарев. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 1110с. — С.758.
  6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/. – Загл.с экрана.
  7. Количество беспризорников в России превысило уровень времен «Педагогической поэмы» Макаренко. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://mama.ru/static/view/id/504. - Загл.с экрана.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты