Гражданином быть обязан!

Методический портал

Условия эффективности 
правового просвещения младших школьников

       Земляченко Л.В.,
канд. пед. наук, доц. каф. педагогики 
дошкольного и начального образования 
ГОУ ВПО «Мордовский государственный 
педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»,
г.Саранск, Республика Мордовия 


       
       В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако, современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между: 
  • провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях; 
  • между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
  • потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей; 
  • высоким уровнем осознания и реализации собственных прав и низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
  • между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др. Так, В 2010 году в России несовершеннолетними совершено более 80000 преступлений, из них около 24000 – особо тяжкие. Причинами такой ситуации, естественно, являются не только несовершенства системы правового образования; здесь необходимо иметь в виду комплекс проблем: отягощенная наследственность, воспитание в семье с асоциальным образом жизни, безнадзорность детей, неполноценное выполнение родителями воспитательных функций, психолого-возрастные особенности младших школьников и младших подростков (любопытство, желание «быть как все», «не быть трусом», «стать своим»).

       Подобная ситуация приводит к осознанию необходимости подготовки личности к обеспечению безопасности собственной жизнедеятельности, правовой защиты и актуализации задачи формирования ответственности человека за свои поступки и поведение, что обеспечивается путем совершенствования системы правового просвещения и воспитания детей и молодежи, начиная с первых ступеней обучения. 

       Основной задачей правового образования является формирование правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества [2]. Правовая культура – это знание правовых норм, развитая нравственно-правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями [1, с. 245]. Ядром правовой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву, правопорядку, соответствующие ему установки. Кроме того, правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление гражданской позиции, законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

       Таким образом, компонентами правовой культуры являются:
       - систематизированные знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны;
      - ориентированное на социальную ценность права и правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
       - социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон.
       
       Следует констатировать, что правовые взгляды выпускников школы поверхностны, недостаточно осознанны. Оказываясь в различных жизненных ситуациях, вступая во взаимоотношения с детьми и взрослыми, учащиеся нередко неверно оценивают правовые явления и факты, основываясь на неточных или ошибочных взглядах, что затрудняет разрешение спорных вопросов, порождает непонимание между людьми, приводит к накоплению опыта насильственного разрешения конфликтных ситуаций, либо к наиболее опасным формам поведения (употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений), несоблюдению правил личной безопасности. 
       Современный ребенок постоянно находится перед проблемой выбора возможного решения ситуации, предпочтения определенного варианта поведения. Выбор социально безопасного и полезного поведения напрямую зависит от уровня правовой культуры личности.

       Эффективность правового просвещения младших школьников обеспечивается выполнением следующих условий:

       1. Правовое обучение в начальной школе должно представлять собой первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся;
       2. Интегрирующим звеном правового обучения младших школьников должен быть факультативный или элективный курс. Связано это с тем, что не во всех образовательных программах предполагается изучение обществознания и требуется объединение разрозненных правовых представлений, знаний в целостную систему;
       3. Содержание правового просвещения учащихся начальных классов не должно ограничиваться только обучением правам ребенка. Анализ различных программ для начальной школы свидетельствует о том, что, в основном, изучаются статьи Всеобщей декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, что существенно снижает эффективность правового просвещения и воспитания. Вариативные программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. 

       Что касается вариативности, то с одной стороны она дает педагогу возможность выбора программы, отвечающей потребностям и возможностям детей, интересам самого учителя, вместе с тем, содержание некоторых разработок, пособий отражает субъективную позицию автора на ту или иную проблему и не имеет необходимой концептуальной основы, содержательных связей с учебными дисциплинами начальной школы, преемственных связей с правовым просвещением на следующей ступени обучения. 
       В настоящее время отсутствуют стандарты правового образования, причем, в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены лишь некоторые его целевые и содержательные ориентиры:
  • любить свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • быть доброжелательным, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3]. 

       Содержание правового просвещения в начальной школе должно выстраиваться: 
       а) с учетом требований современного общества к личности (толерантность, уважение к людям, навыки социального взаимодействия и др.); 
       б) на основе анализа совокупности проблем развития и воспитания ребенка младшего школьного возраста (подверженность негативному влиянию, снижение возрастного порога совершения правонарушений, употребления психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, безнадзорность и беспризорность, детское насилие и агрессивность, тревожность, рост числа преступлений против детей и др.); 
       в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям воспитательной работы, т.к. решение основных «задач возраста» (А.В.Мудрик) строится на основе интеграции духовно-нравственного, трудового, экологического, правового, патриотического воспитания: усвоение требований, предъявляемых к ученику школы, члену семьи, другу; правил поведения в общественных местах, в семье, школе, учреждениях культуры, на природе, в транспорте и др.; осознание прав и обязанностей, ответственности ребенка в семье и школе; выполнение правил личной, общественной и экологической безопасности; норм и правил бесконфликтного взаимодействия с детьми разных национальностей, вероисповедания. Правовое образование в начальной школе является органическим продолжением нравственного воспитания. Воспитание человечности, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Не случайно многие нравственные требования к личности являются основой юридических предписаний и охранительных правовых норм. Человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно и результативно. И здесь именно этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание составляют фундамент для становления правовой культуры учащихся;
       г) на основе культурологического, деятельностного, аксиологического. субъектного подходов; 
       д) с учетом региональной специфики: национального состава региона, традиций взаимодействия представителей разных национальностей.

       4. Сочетание различных форм, методов и технологий обучения и воспитания младших школьников. Применение совокупности форм и методов должно основываться на принципах:
  • свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ;
  • целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием [4];
  • социального закаливания детей (М.И.Рожков и др.), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений.

       Преобладание словесных методов обедняет процесс правового просвещения, приводит к отрыву теории от реальной жизнедеятельности, в связи с чем, необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей: 
  • ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);
  • дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями); 
  • рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий); 
  • игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
  • общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса);
  • творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы – граждане многонационального государства» и др.); 
  • проектные и исследовательские (конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.).

       Реализации задач правового просвещения и воспитания младших школьников на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий:
  • создание на занятиях атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а откровенные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей; 
  • единство прав и обязанностей, слова и дела, т.е. включение  школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы;
  • учет психолого-возрастных особенностей, уровня развития младших школьников; 
  • опора на жизненный опыт детей, связь с реальной практикой применения получаемых знаний;
  • максимальное использование игровых форм, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм.

       5. Важнейшим направлением правового просвещения и воспитания является оказание социально-педагогической и правовой поддержки детям, направленной на преодоление и профилактику противоправного поведения и деятельности, самопознание, самоопределение и самореализацию младшего школьника в различных видах деятельности в поликультурной среде. 

       6. Проведение текущей и итоговой диагностики уровня правовой культуры младших школьников. Это необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации образовательных целей, которая имеет существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования процесса правового просвещения. Диагностическая деятельность должна быть нацелена также на изучение характера межличностных отношений в многонациональной школьной среде, выявление индивидуальных проблем ребенка и их причин; исследование стиля семейного воспитания и характера его влияния на гражданское становление личности.
       Информативными методами диагностики правовой культуры младших школьников являются: наблюдение (включенное, открытое и скрытое), беседа с учеником (собеседование, интервьюирование), беседа с родителями, опрос, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей (письменных и творческих работ и др.), экспериментальные методы (создание воспитывающих ситуаций, ситуаций на моделирование поведения и др.), социометрия, графические и рисуночные, проективные тесты, сочинения и др. В младшем школьном возрасте материалом для диагностики может служить характер поведения ребенка в игровой и трудовой, коллективной и индивидуальной деятельности, в общении с родителями и др. Несмотря на сложность фиксации результатов исследования правовой сферы личности каждого ребенка, в начальной школе это осуществимо по причине тесного контакта и взаимодействия учителя с младшим школьником и его семьей.

       7. Важнейшим условием эффективности процесса правового просвещения младших школьников является личностная и профессиональная готовность учителя начальных классов к данной работе, включающая в себя: необходимый уровень правовых знаний, личностных качеств, соответствующее нравственным нормам поведение, сформированность навыков толерантного, бесконфликтного взаимодействия с различными категориями населения (детьми, членами их семей и др.), владение методикой и технологиями правового просвещения  воспитания.
Таким образом, формирование правовой культуры в младшем школьном возрасте – задача весьма актуальная и сложная. Ее решение зависит от комплекса условий, важнейшими из которых являются: грамотное выстраивание содержания правового просвещения и воспитания, применение совокупности форм, методов и приемов, стимулирующих социальную активность ребенка, готовность учителя к осуществлению правового образования.

Литература:

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 2000. – 528 с.
  2. Элиасберг, Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И.Элиасберг // Преподавание истории в школе. – 1996.- №4.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Электронный ресурс. - [Режим доступа] //http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf
  4. Земляченко, Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона / Л.В.Земляченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. - №2. – С.85-94.


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты