Гражданином быть обязан!

Методический портал

Методические материалы 
в помощь куратору учебной группы по проведению классного часа: 
«Духовность, нравственность, смысл жизни человека»


Поликарпов А.А.,
Архитектурно - строительный колледж в составе ГУ ВПО
«Белорусско-Российский» университет




Предисловие

Уважаемый куратор учебной группы!
       Данные методические материалы целесообразно использовать при подготовке классного часа по теме: «Духовность, нравственность, смысл жизни человека».
       В них раскрывается сущность важнейших свойств личности: духовности и нравственности, которые наряду с другими социальными свойствами, такими как гуманность, патриотизм, трудолюбие, терпимость и другие определяют сущность человека.
       Необходимо помнить, что формирование духовности и нравственности может происходить только через процесс самосовершенствования, самоосмысления и индивидуального желания изменить самого себя.
       Проблемы духовности, нравственности, духовных и нравственных исканий занимают центральное место в большинстве произведений художественной литературы. Некоторые из этих произведений рекомендуются для изучения и прочтения учащимся.
       В материалах приведены также вопросы, на которые должны ответить учащиеся и которые должны способствовать осмыслению ими рассматриваемых понятий.



       В своей жизни ты наверняка сталкивался с такими словами как духовность, мораль (нравственность), нравственные принципы, нравственные нормы поведения. А задумывался ли ты над тем, что они означают, каков их смысл, чему они обязывают   человека. Ты можешь спросить: «А так ли важно хорошо разбираться в этих понятиях, да и зачем?» Может быть,  можно прожить и без них. Кто-то скажет - можно. Но это далеко не так, ибо они являются основополагающими в определении смысла жизни не только отдельного человека (индивида), но и целых поколений.
       В христианской религии смыслом жизни человека является движение к вечной жизни, которая наступает после смерти, через духовность, нравственность, веру. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, в смерть. «Если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (гл.8(13) Послание к римлянам Святого апостола Павла) Ты скажешь: «Но ведь есть люди верующие, а есть и не верующие. Ставят ли они перед собой вопрос о смысле жизни.
       Безрелигиозных концепций смысла жизни человека много. В них индивид рассматривается не сам по себе, а как часть целого - человеческого общества. .Человек, согласно философа материалиста К. Маркса отличается от других живых существ более всего тем, что на протяжении своей жизни никогда не достигает поставленных целей и представляет в этом смысле постоянно не реализуемое адекватно существо. Такая неудовлетворённость и нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности. Поэтому призвание, назначение и задача всякого человека -всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в процесс развития общества и его культуру. В этом и есть смысл жизни.
       Понятия духовность, мораль (нравственность), нравственные принципы и нормы тесно связаны с понятием смысла жизни для всех людей, независимо от национальной или религиозной принадлежности.
       Что же такое духовность? Духовность—понятие очень широкое, не имеющее созерцания, точки  или события, на котором могло бы быть разрешено. Поэтому целью и ценностью является не сама духовность как таковая, а когда духовность становится смыслом и целью самого конкретного человека.
       Исходя из этого, духовность понимается как способность, усилие человека расстаться с самим собой, т.е. изменить самого себя. Духовность- это бесконечный поиск собственной сущности и своего предназначения, осознания смысла жизни.
       Религиозное понимание духовности, состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь,  как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо всё остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают» (Достоевский Ф.М. Дневники писателя за 1876г.ноябрь- декабрь /пол. собр. соч.Т. 24. М., 1982. с.48
       Это означает то, что в повседневной жизни человек должен поступать так, как предписано священным писанием,  исходя из тех заповедей, которые нам оставил Иисус, учение которого проповедовали Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Георгий Флоренский и др.
       
       Так, например, степени духовной жизни по преподобному Сергию (С. Радонежский) следующие:
  1. «Непреткновенно в православии пребывать и единомыслие друг к другу хранить»- связь веры в бога и доверие друг к другу до единомыслия -одна из самых характерных черт духовности русского народа.
  2. «Чистота душевная и телесная»,- то есть целомудрие, от которого «рождается любовь, а от любви множество благ».
  3. «Любовь нелицемерная»,- то есть единение ради блага, а не ради зла.

       Блага, происходящие от любви, преподобный Сергий раскрывает в следующей последовательности:
         - «От злых и скверных похотей остерегайся» (борьба со страстью блуда),
       - «Пищу и напитки вкушать трезвенные» (борьба со страстью чревообъедения и пьянством)
       - «Особенно смирением укрощать себя» (борьба со страстью гнева),
       - «От противоречия уклоняться» (борьба со страстями гордости, печали, уныния),
       - «И ни во что ставить честь и славу жизни этой» (борьба со страстью тщеславия).

       В заключение преподобный Сергий указывает, что должно быть движущей силой духовной жизни: «Но вместо этого (то есть чести и славы земной жизни) от Бога воздание ожидать...». Данное заключение логически сводится к утверждению: нравственность человека в земной жизни может определяться только от того, какова будет его посмертная участь. Нравственно только то, что соединяет человека с богом, это и есть русское понимание духовности, выраженное преподобным Сергием. 
       А какова же связь духовности и нравственности в светском (т.е. нерелигиозном) понимании. Существует ли она? Безусловно, такая связь существует. Понимание духовности, как процесса поиска собственной сущности, своего предназначения, осознания смысла своей жизни,  неразрывно связано с пониманием нравственности, которая базируется на общечеловеческих нравственных ценностях.
       
       Наиболее полно их изложил академик Д.С. Лихачев в своих «Десяти заповедях человечности»:
  1. Не убий и не начинай войны;
  2. Не помысли народ свой врагом других народов;
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего;
  4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ей во зло или ради корысти;
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих;
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
  7. Чти природу как мать свою и помощницу;
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба;
  9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое;
  10. 10. Пусть будет свободным все, ибо все рождается свободным.

       Эти заповеди человечности очень близки к тем заповедям, которые оставила нам Библия и видные религиозные деятели, что свидетельствует о их неразрывном единстве и позволяет принять за общие нравственные принципы, понять сущность нравственности и нравственных норм. Что же такое нравственность?
       Нравственность, её ещё называют моралью, происходит от латинского слова mores-нравы -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей, их действия и поступки. Понятие морали неразрывно связано с понятием нравственных норм, т.е. тех требований, которые общество предъявляет к человеку и человек к самому себе.
       Отличие морально-нравственных норм от правовых заключается в том, что они санкционируются не властью закона, а силой обычая, традиций, общественного мнения, сознания человека. Закон нарушить нельзя, ибо неминуемо наступит юридическая ответственность в виде дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. За нарушение нравственных норм такой ответственности не наступает, что порождает в человеке проблему морального выбора -как поступить? Этот выбор будет определяться, личными качествами человека, главными из которых являются духовность, гуманность, патриотизм, вера, доброта и др.
       Диалектика взаимосвязи морально-нравственных и правовых норм заключается и в том, что в большинстве случаев правовые нормы являются и нормами моральными. Поэтому нарушение правовых норм является нарушением и норм морали.
       Сурова дисциплинарная, административная, и правовая ответственность, но ещё суровей ответственность моральная, ибо человеку приходится держать ответ перед обществом, перед другими людьми, перед самим собой, а верующему человеку ещё и перед богом.
       К сожалению, несовершенство нашего общества, несовершенство самого человека, которое заключается в незнании нравственных принципов и отсутствии высоких морально-нравственных качеств, приводит часто к нравственным отклонениям, а иногда толкает человека и на серьёзные правонарушения. Как этого избежать? Существуют ли пути нравственного совершенствования.
       Конечно, такие пути существуют. В становлении человека как нравственной личности огромную роль играют обучение и воспитание. Благодаря им, человек получает необходимые знания и навыки, под их воздействием у человека формируются определённые качества и свойства. В ходе обучения и воспитания становление личности происходит целенаправленно, в соответствии с теми установками, которые определены обществом.
       Но формирование качеств и свойств личности происходит не только целенаправленно, но и стихийно, под воздействием социального окружения: семьи, друзей и знакомых, тех людей, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.
       Огромную роль в своём совершенствовании, в том числе и нравственном,  играет сам человек. Недаром пословица гласит, что человек сам творец своей судьбы. Возможности самосовершенствования безграничны.
       В тоже время в жизни человек может совершать «ошибки», которые являются следствием ошибочного морального выбора. В религии эти ошибки связывают с понятием греха, который заключается в невыполнении нравственных  принципов и норм. Но через веру, покаяние и молитву, человек может их осознать и коренным образом изменить себя.
       Заканчивая разговор о духовности и нравственности, мы можем сказать, что без них не может быть полноценной человеческой жизни, без них понятие человек утрачивает свой смысл.

Литература, использованная при написании методических материалов

  1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы,- М.,. 1994
  2. Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового завета. Брюссель,1994
  3. Нравственное и патриотическое воспитание в традиции православия/Сборник докладов V Свято -Евфросиниевских педагогических чтений.-Мн.,1999
  4. Традиции и перспективы православного образования в грядущем тысячелетии Материалы VII Свято -Евфросиниевских чтений,-Мн.2002
  5. Формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей/Материалы республиканского семинара-практикума.- Гродно,1999
  6. Философский словарь/ Под редакцией И.Т.Фролова.-М.,1981
  7. Философия бытия: познание, общество, человек, ценности культура –М., Современный гуманитарный университет. 2002
  8. Ценностные ориентации белорусской молодёжи на рубеже XXI века. Материалы региональной научно-практической конференции.-Могилев,1998. чем заключается смысл человеческой жизни в религиозном и светском понимании?

           Вопросы для самостоятельного осмысления

  1. Какова связь между смыслом жизни и духовностью? Что такое духовность?
  2. Что такое мораль/нравственность? Какова её роль в жизни человека.
  3. В чём заключается смысл нравственных принципов? Назови основные нравственные принципы.
  4. Что представляют собой морально-нравственные нормы и какова диалектика их взаимосвязи с правовыми нормами?
  5. Каковы основные пути нравственного совершенствования человека?
  6. Может ли человек, совершивший нравственные и правовые проступки изменить самого себя.


Художественная литература для самостоятельной работы, в которой затрагиваются проблемы морали, нравственных исканий личности:
 
  1. Ф.М. Достоевский: «Братья Карамазовы»
  2. Ю. Трифонов: «Обмен», «Старик».
  3. А. Вампилов «Прошлым летом в Челимске», «Утиная охота»
  4. В. Распутин: «Прощание с матёрой», «Пожар»
  5. А. Мрый: «Запискі Самсона Самасуя».

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты