Гражданином быть обязан!

Методический портал

Современные подходы к нравственному воспитанию в школах США

О.Е.Савельева , 
Смоленский государственный университет, доцент , канд. пед. наук

       Моральные ценности, нравственность и гражданственность – эти понятия всегда были и будут актуальны для обсуждения в любом обществе, в любую эпоху. Воспитывать такие ценности в новых поколениях всегда остается насущной задачей педагогов и школ. Вопрос постоянного поиска путей улучшения нравственного и гражданского воспитания школьников в особенности важен в нашей стране на современном этапе, когда ещё не выработаны четкие подходы и стратегии к формированию достойных высоконравственных граждан нашего государства.
       Зачастую, возмущенные недостатками в гражданской воспитанности молодого поколения, пытаясь разобраться в причинах, мы склонны обвинять власти, «систему», уровень жизни, общую атмосферу деградации и т.п. Вряд ли, при этом, задумываемся над тем, в чем виноваты мы, и как мы – конкретные – можем и должны влиять на происходящее вокруг нас.
       Таким подходом мы в достаточной степени отличаемся от американского общества, в котором многие ученые, исследовательские центры, программы стремятся показать гражданам их личную роль во влиянии на окружающий мир.
       Некоторые исследователи в нашей стране говорят о том, что американская школа ориентирована в большей степени на образование, и воспи-танию не уделяется особое внимание. Однако процессы последнего десятилетия опровергают этот факт, выявляя огромный интерес американского правительства и общества к проблемам нравственного и гражданского облика школьников. Так, в 2001 году в Северной Каролине был принят Закон «Школьники – граждане» (the Student Citizen Act of 2001), который предусматривает следующие положения:
- государственному отделу образования следует внести изменения в программу по социальным дисциплинам, включив в неё материал по граж-дановедению и воспитанию гражданственности. Закон рекомендует включить в новую программу в качестве минимума следующие компоненты:
       Старшие классы:
       1)        письменное обращение учащихся к выборному должностному лицу по важным для них вопросам;
       2)        просвещение по поводу важности голосования и участия в демократическом процессе;
       3)        информацию о текущих событиях и структуре правительства;
       4)        материал о демократическом процессе и о том, как создаются законы.
       Средние классы:
       1)        посещение правительственных заведений, таких как местная тюрьма, здание суда или муниципалитета;
       2)        анализ проблем местной общественности и стратегические реко-мендации местным должностным лицам;
       3)        информация по вовлечению в общественные объединения.
- всем местным отделам образования следует разработать и внедрить материал по нравственному воспитанию (character education) с задействованием местной общественности. Этот материал следует объединить со стандартной учебной программой.
       Закон 2001 года не просто диктует широкое развитие нравственного воспитания в школах, но и рекомендует, что конкретно следует воспитывать в современных учащихся. Предложенный список состоит их 8 основ-ных качеств, впервые разработанных законодательством еще в 1996 году. Среди этих качеств: смелость, способность принимать правильные ре-шения, честность, доброта, настойчивость, уважение, ответственность, самодисциплина.                 Рассмотрим эти черты подробнее.
       Смелость. Это качество, на наш взгляд, правомерно занимает первое место в списке. Это та черта, воспитания которой так недостает нашим гражданам. Способность быть верным своей совести и противостоять толпе, решимость в отстаивании своей точки зрения, а также в начинании чего-то, что кажется сложным, но стоящим, - так разработчики расшифровывают это понятие. Мы можем обладать положительными качествами и хорошими намерениями, но это не принесет пользы, если мы боимся действовать, проявлять себя, если нас останавливают трудности, принятый порядок вещей или страх перед неудачей. Даже при хорошей академической подготовке в российских школах не уделяется должного внимания обучению действовать: писать в газеты или местным властям, проводить собрания по насущным вопросам или просто активно и грамотно выразить свой протест по определенной социальной проблеме. Мы боимся быть «не как все»: убрать грязь на улице, сделать замечание ругающемуся, поговорить с побирающимся ребенком и т.п., и такая смелость – это то, чему стоит и необходимо обучать с раннего возраста.
       Способность принимать правильные решения. В данном случае речь идет о том, чтобы ученики могли выбирать себе достойные цели и приоритеты, задумываться над последствиями своих действий и принимать решения, основываясь на благоразумии и здравом смысле.
Честность. В детях следует воспитывать внутреннюю силу быть правдивым, надежным, честным во всех отношениях. Нужно обучать действовать справедливо и с честью.
       Доброта. Это качество связывается авторами с такими проявлениями, как: внимательность к другим, вежливость, готовность помочь, понимание и забота, сочувствие, дружба, щедрость, - в конечном итоге – обращение с окружающими так, как дети хотели бы, чтобы с ними обращались.
Настойчивость. В детях необходимо культивировать целеустремленность, способность преодолевать трудности, не опускать руки, доводить до конца свои положительные цели. Школьникам понадобятся терпение и стойкость, чтобы не поддаться разочарованию от ошибок или неудач.
       Уважение. Школьники должны проявлять уважительное отношение к руководству, другим людям, к себе, к собственности, к своей стране. Следует обучать пониманию того, что каждый человек представляет собой ценность.
       Ответственность. Она подразумевает надежность в выполнении обязательств, умение сдерживать обещания, отвечать за свои слова и поступки, быть активным участником в жизни своего сообщества. На наш взгляд, отечественной школе во многом недостает практики воспитания именно ответственных, неравнодушных граждан, которые бы имели привычку видеть и адекватно реагировать на проблемы своей местности – от маленьких до больших. Наши школьники в большинстве своем мало заду-мываются о собственной роли в изменении окружающей обстановки, они воспринимают свой мир как данность, которую формирует кто-то другой. Например, об этом свидетельствуют ответы на вопрос, заданный нами однажды в 4-ом классе общеобразовательной школы: Что мы можем сделать, чтобы парк и улицы стали чистыми? Среди ответов были: Надо принять закон против загрязнения городов, Надо, чтобы ввели штрафы…, - то, что напрямую не в компетенции школьников. Практически никто не предло-жил организовать уборку или выступить перед другими школьниками на тему необходимости поддерживать чистоту. Формировать привычку ви-деть и действовать – это то, что должно делать современное гражданское воспитание.
       Самодисциплина. Это качество обращается к большой степени силы воли личности и связано со способностью усердно работать, стремиться к достижению цели, совершенствоваться и не проявлять недостойного поведения. Это способность контролировать свои слова, импульсы и поступки, воздерживаться от вредных привычек и проявлять себя наилучшим образом в любой ситуации.
       Таковы основные требования Закона 2001, при этом их реализация может быть разной в различных штатах и школах. Главная задача – внедрение в учебный план элементов нравственного и гражданского воспитания.
       Для успешной реализации нравственного воспитания исследователи рекомендуют учитывать следующие критерии:
- задействование общественности;
- разработка стратегии нравственного воспитания;
- четкость в определении целевых качеств (рекомендуется проводить собрания родителей, учителей, представителей общественности для обсуждения четких дефиниций);
- взаимосвязь с учебным материалом;
- обучение на примере и опыте;
- оценка предпринимаемых шагов;
- пример родителей;
- подготовка и совершенствование кадров;
- активная деятельность учащихся;
- поддержка программы (финансирование, помощь координаторам, обучение, система контактов между учителями, внедряющими программу).
       Распространен подход, при котором каждый месяц посвящен определенному качеству (Честность, Уважение и т.п.). В конце месяца школьным коллективом отмечаются ученики, показавшие наибольшее владение данным качеством. Разрабатываются комплексы полезных советов координаторам, директорам школ, однако мы остановимся на методах и приемах, доступных рядовым учителям. Среди таких методов и приемов нет тех, которые были бы кардинально новы для педагогики, однако в отечественной школе их применение единично, не системно, зачастую приоритет получают цели запомнить учебный материал, а не сформировать при этом привычки нравственного и гражданского поведения.
       Прежде всего, сам учитель играет большую роль в воспитании нравственности и гражданственности. Он должен являться одним из ярчайших примеров для подражания, демонстрировать уважение к окружающим, предъявлять моральные требования, четко выполнять обещанное, быть справедливым. Не следует пренебрегать даже деталями: поднять бумажку в коридоре, оставить после урока чистую доску и т.п. 
       Большое внимание в школах США советуют уделять чтению на морально-этические темы и обсуждению в классе героев, их поступков и мотивов.         Стимулируется размышление, важность приобретают детали. Биографии знаменитых людей разных сфер деятельности также могут служить материалом для анализа. При этом важно очертить разницу между «знаменитостями» и «героями». Интересен прием «переделывания» сказок, например, на основе мысли о том, что отрицательные персонажи вдруг стали не такими плохими.
       «Мой личный герой» - так советуют исследователи назвать одно из главных сочинений школьников, в котором основная роль отводится нравственным достижениям и добродетелям выбранной фигуры. Пусть учитель назовет и своего героя, объяснив свой выбор. Можно отмечать дни рождения великих людей, обсуждая их достижения и лучшие качества. В языко-вых умениях можно поупражняться и при написании адресных писем: благодарственных записок, обращений к чиновникам, писем в редакцию.
       Полезными считают обсуждения и разъяснения некоторых правил, которые школьникам следует соблюдать: почему недопустимо плагиаторство, почему нельзя опаздывать, зачем носить школьную форму и т.п. Хорошо, если сами ученики сделают правильный вывод.
       Самостоятельной активности школьников придается большое значение. В качестве домашнего задания рекомендуется проведение исследования (например, достижений выдающейся личности), наблюдения за поступками окружающих и их оценка, поиск статей на нравственные темы, опрос знакомых, родственников. Распространено ведение личных журналов, где отмечаются результаты наблюдений, собственные поступки, комментарии и т.п.
Практика деятельности – важная сторона нравственного воспитания школьников США. Моральные качества воспитываются как на уроке, так и во внеурочное время. Например, современные учащиеся активно задействованы в помощи своему району, благотворительности, волонтерской работе и подобной деятельности. Рекомендуется, к примеру, организовать шефство над престарелыми людьми с коллективным обсуждением того, что класс может сделать для своего подшефного. При этом, такая деятельность может быть организована любым учителем даже в рамках преподавания своего отдельного предмета. При корректном планировании, мотивации и руководстве подобный проект вполне может оказаться успешным, дать результаты, стать основой для дальнейшей деятельности и служить примером для коллег. В советской школе широко практиковалась общественно полезная деятельность. Отличия американского «обучения через служение обществу» (service learning) в том, что большая роль отводится обсуждению, размышлению над проектом (этап осмысления является главным). Школьники сами предлагают, обсуждают варианты, организуют деятельность и – в конце – представляют свои мысли и чувства по поводу проделанной работы. Помимо того, деятельность в данном случае тесно связана с учебным материалом, а также с большой самостоятельной работой по поиску новых знаний, требующихся для осуществления проекта.
       При работе в классе активность стимулируют подобные методы и приемы: решение конфликта или ситуации в паре или в группе, ролевые игры, представления, упражнения-игры, помощь друг другу по предмету. Приведем примеры:
       Работа в парах:
       Организуйте два ряда партнеров, лицом друг к другу (линия X и линия Y). Дождитесь тишины и прочитайте ситуацию. Дайте ученикам 30 секунд подумать над своей ролью, и при слове «Начинайте» они приступают к разговору с партнером. Через две минуты по вашему сигналу школьники замирают на месте.
Примерные ситуации:
1. Линия X – Робин, Y – Лесли. Лесли просит Робина дать ей свою старую школьную работу, которую намеревается выдать за свою. Хотя Лесли хорошая подруга Робина, он не приветствует обман.
2. Линия X – Трейси, Y – Тоби. Трейси передразнила Тоби за его сильный акцент.
Обсуждение:
1. Как вы себя чувствовали в своих ролях? В какой из них вам было наименее комфортно? Почему? В какой сцене ваш персонаж был похож на вас?
2. Поделитесь с классом своими решениями разыгранных ситуаций. Было ли много разных решений? С какими подобными ситуациями вы можете встретиться в своей жизни?
3. Какие действия вашего партнера помогли в достижении решения? А какие поступки разочаровали вас? Что бы вы или ваш партнер могли сделать иначе?

Упражнения – игры:
Попросите двух учеников (девочку и мальчика, возможно разных на-циональностей) выйти к доске. Дайте задание остальным назвать признаки, по которым эти двое школьников различны. Пусть мальчик и девочка отходят друг от друга на шаг при каждом названном признаке (пол, одежда и т.п.).
Затем попросите класс назвать общие черты: строение, язык общения, разум, цвета в одежде, город проживания, номер школы, и т.п. Двое у доски должны сближаться по мере названия общих черт. Вскоре им неку-да будет двигаться, и упражнение придется остановить, поскольку общих черт больше, чем различий.

В заключение, суммируем некоторые общие рекомендации амери-канских авторов учителям, взявших на себя ответственность воспитать нравственное и высокогражданственное поколение. Они заключаются в семи О (по-английски 7 E’s). Итак, определив качество:
Объясните его – дайте определение, проиллюстрируйте, обсудите его важность.
Открывайте его – в литературе, истории, в жизни.
Олицетворяйте его – своим примером.
Ожидайте его – с помощью правил, договоров и последствий.
Обладайте им – непосредственно.
Ободряйте его достижение – через постановку целей, практику, самооценку.
Оценивайте его – демонстрируя обратную связь.

Литература:
1. Character Education – ERIC Resources. – www.indiana.edu/~eric_rec/ieo/bibs/characte.html
2. Character Education Information Handbook and Guide. – www.ncpublicschools.org
3. Character Education Quality Standards. – Character education partnership, 2008. -  www.character.org


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты