Гражданином быть обязан!

Методический портал

Проблемы гражданского воспитания в школе

В.Г. Ларионов,
Председатель Избирательной комиссии
Республики Бурятия 


       Одной из важнейших проблем современной демократичес­кой России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Граждани­на. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма акту­ален для многих учителей и родителей. Почти на всех семина­рах, совещаниях и т.п. мероприятиях, на которых мне довелось присутствовать, при обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или Гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «обще­ственный интерес»; когда утеряно уважение к органам государ­ственной власти, как ни странно, именно к органам народного представительства, наличие которых, кстати, единственно и дает право государству называться демократическим. Не поленитесь, посчитайте количество отечественных и иностранных фильмов, демонстрирующихся по нашему телевидению хотя бы за один день.

       В таких условиях говорить о гражданском воспи­тании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное потому, что в стране отсутствует какая-либо по­зитивная идеология, а также четко сформулированная нацио­нальная идея. Со школьника­ми сегодня практически не ведется какая-либо организованная, систематизированная и, главное, целенаправленная обществен­ная работа. В свое время из средней школы были изгнаны все детские общественные организации, проводившие и организо­вывавшие подобную работу. Сделано это было под предлогом деидеологизации образования. Уже тогда, на рубеже 80-90-х годов людям и педагогам, мало-мальски разбирающимся или хотя бы интересующимся историей и политикой, было понятно, что образование не может быть вне политики, вне идеологии. Было ясно, что на смену коммунистической идеологии в школу обязательно придет какая-то другая. Но тогда мало кто предпо­лагал, что на смену коммунистическим идеалам, ставившим, возможно, излишне резко, государство выше человека и бук­вально требовавших принесения личных интересов в жертву интересам общества, придут иные ценности, выражающиеся в абсолютном пренебрежении общественными и государственны­ми интересами. Мало, кто тогда думал о том, что, лишив школу права занимать­ся идеологическим и, если хотите, политическим воспитанием подростков, мы отдадим своих детей, будущее нашей Родины в руки нечистоплотных отечественных и зарубежных политиков. А в общем и целом, оставим наших детей практически один на один с мощной идеологической пропагандой западных стран.

       Отрадно сознавать, что сегодня государственная власть встала на путь борьбы с безыдейностью школьного образова­ния. Правительству России дано поручение разработать про­грамму патриотического воспитания детей и молодежи. Все чаще говорят о необходимости воссоздания детских организаций в школах. О необходимости вовлечения детей и подростков в ак­тивную общественную жизнь. И тем не менее, несмотря на пред­принимаемые государством шаги в этом направлении, учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро нуждается в гражда­нах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Наша задача, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь необходимо привить лю­бовь к своей Родине, чувство гражданского долга. И еще их надо научить умению как, каждодневно являясь объектом по­литических манипуляций, остаться субъектом политического процесса. Эта задача тем более важна, потому что лишь при этих условиях можно создать подлинно гражданское общество, способное не только осознанно избирать власть, но и грамотно ее контролировать, эффективно влиять на принимаемые этой властью решения.

       Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыг­рать решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление лично­сти, вырабатывается отношение к себе и окружающей действи­тельности.

       Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подра­стающего поколения, следовательно, и в становлении полно­ценного гражданского общества. А значит, эта работа должна проводиться систематизированно, она должна обеспечиваться методическими пособиями, и организовывать ее должны специ­ально подготовленные школьные работники.

       Поэтому особое внимание при обучении необхо­димо уделять изучению Конституции Российской Федерации и основного закона - Конституции Республики Бурятия и устава го­рода Улан-Удэ и местного самоуправления районов, где находится конкретная школа. Как показали многочисленные опросы, большинство старшекласс­ников даже не читали основной закон страны. Они имеют весьма приблизительное представление о своих гражданских пра­вах и обязанностях. Смутно представляют структуру органов государственной власти. А о знаниях устава родного города, района вообще говорить не приходится. Хотя, казалось бы, этот устав вместе с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия должен быть вывешен в каждой школе на видном и самом почетном месте. То же самое касается государственного флага России и флага Республики Бурятия.

       Грамотная организация работы органов школьного самоуправления имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необ­ходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция. А значит, в сво­ей будущей жизни, новые граждане повой России будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избиратель­ных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они бу­дут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах России. А разве не это есть главная цель гражданского воспитания.

       Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превраща­ются в пустую, бесполезную, а потому - вредную формаль­ность. Только реальная с самого раннего возраста осознанная деятельность на благо общества и государства позволит воспи­тать из ребенка Гражданина и Патриота. Это можно сделать только при помощи школы. Только на базе школы и других детских образова­тельных учреждений можно создать структурированную систе­му детских организаций, политически не ангажированных, и способных к вовлечению детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.

       Хочу подчеркнуть, что с очередных выборов поколение 18 - летних приступает к государственному строительству, и от них будет зависеть, как будет сформирована власть, и насколько полезные она будет принимать законы, поэтому молодежи необходимо помочь подойти к выбору своего будущего. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей демократических выборов.

       В плане серьезного изучения избирательного права особого внимания заслуживает опыт комплекса "Начальная школа - детский сад "Медвежонок" школы - лаборатории № 32/92, где отработаны вопросы преемственности в изучении права (детский сад и школа), апробирован данный вопрос как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

       В сентябре т.г. члены Координационного Совета при Избирательной комиссии Республики Бурятии провели очередное свое заседание на базе школы-лаборатории № 32/92. Члены Совета убедились в том, что учителя действительно используют самые различные формы обучения, позволяющие активизировать учебный процесс и стимулировать интерес школьников к избирательному процессу. Здесь широко практикуются учебно-деловые игры, которые являются наиболее эффективным методом обучения учащихся избирательному праву и процессу. Увлекательная форма игры дает возможность школьникам раскрыть и творческий потенциал, и организаторские способности. Ученики выбирают ученическое самоуправление на демократических принципах, с соблюдением всех необходимых процедур.

       Необходимо отметить, что в Республике с каждым годом растет число школ, где учителя обращают больше внимания изучению избирательного права. Например, интересные уроки и большую внеурочную работу проводят учителя: Филиппова Юлия Анатольевна, (СОШ № 32 г. Улан-Удэ), Чулкова Елена Васильевна (СОШ № 2 г. Улан-Удэ), Долина Ирина Николаевна (СОШ № 23 г. Улан-Удэ), Балчинова Тамара Галсановна (Онохойская СОШ № 1 Заиграевского р-на), Краснопеева Любовь Александровна (Хоринская СОШ № 1), Баданов Баир Раднаевич (Курумканский национальный лицей) и др.

       Избирательная комиссия Республики Бурятия уделяет особое внимание проведению совместных мероприятий с Министерством образования и науки РБ, с Госкомитетом РБ по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту по подготовке будущих избирателей. К примеру, на растиражирование учебных пособий "Избирательное право" (для учащихся общеобразовательных школ) Избирательной комиссией РБ ыделено в общей сложности 41 тыс. рублей.

       С 4 по 9 ноября 2001 г. Госкомитетом по делам молодежи, туризму, физкультуре и спорту с участием Избиркома РБ состоялся I Республиканский семинар по правовому просвещению для старшеклассников, в котором приняли активное участие учащиеся 9-10 классов школ районов республики. Я думаю, что семинар достиг уровня правовой культуры учащихся.

       Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных - одна из важнейших задач школы.
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты