Гражданином быть обязан!

Методический портал

Основные принципы и подходы к формированию 
системы патриотического и гражданского воспитания российской молодежи


Козлов А.А. 


       Вопрос о ключевых принципах и подходах к формированию системы патриотического и гражданского воспитания молодежи, имеющего в качестве главных целей как развитие социальной активности молодежи, так и профилактику негативных проявлений в сознании и поведении молодежи, в современных условиях приобретает весьма важную роль. Ибо речь идет о создании не просто конгломерата форм и видов воспитания, объединенных общими целями, а системы, которая стала бы предметной основой общественно-государственной системы как социального института. А поскольку данный институт должен осуществлять свою деятельность в системе социальных координат, постоянно соприкасаясь в проблематикой прав и свобод личности, а также с деятельностью различных социальных институтов, целесообразно ставить вопрос о законодательном обеспечении его действий в виде закона РФ о воспитании и воспитательной деятельности.

       Думается, что определение системы воспитания как воспитания патриотического и выбор в качестве цели этой системы формирование человека-гражданина вполне оправдан.

       Опыт развития демократий показывает, что любое государство, избравшее данный путь, может быть только правовым. А это значит, что приоритет в многообразных отношениях в таком обществе принадлежит, в первую очередь, праву. Однако было бы ошибкой исходя из данной посылки сводить все многообразие воспитания исключительно к праву, а само воспитание превращать в правовое. Понятие гражданского значительно шире правового, поскольку включает в себя и само правовое, и множественность связей и отношений, имеющих нравственную, социальную, экономическую, идеологическую, этническую и биологическую природу.

       Но и это не все. Гражданское, в отличие от правового, предполагает не только исполнение действующих законов и законопослушание. Оно связано с генеральными векторами развития страны и государства и отражает в себе перспективные национальные интересы государства и общества. А если раскрыть еще более глубокий пласт, то базируется на такой значимой величине, без которой просто немыслимо развитие как общенациональная идея.

       Именно поэтому гражданское внутренне противоречиво, ориентировано на перспективу и в силу этого может в отдельных ситуациях противостоять правовому. Такое происходит в периоды социальных переломов, изменяющих природу общества и характер действующих в нем отношений.

       В качестве примера можно привести период так называемой «перестройки», с одной стороны, подведшей черту под предыдущим развитием исторически исчерпавшего свои возможности Советского Союза и приведшей его к краху. То же мы видели недавно на Украине. Поведение лидирующих групп общества в этот период, несо­мненно, можно было характеризовать, с точки зрения действовавшего тогда советского законодательства как антигосударственную деятельность, включая и измену Родине. Однако эта деятельность в своем гражданском качестве выражала более высокий смысл, нежели правовые нормы и положения (типичная ситуация в переломные периоды общественного развития). Она была нацелена не на преобразо­вания, а на слом отжившего строя, в то время как право выполняло свою функцию— защиты строя и его стабильности независимо от политической и иной конъюнктуры. Стабильности того, что уже не давало России никакой возможности нормально развиваться. Кстати, в схожей ситуации находились в 1787-93 годах французские револю­ционеры, а в 1825 году декабристы.

       Поскольку подробный анализ проблематики гражданственности проделан выше, мы солидарны с мыслями, высказанными авторами книги ''Социология молодежи" под ред. В.Т.Лисовского (см.: 17, гл.VIII), а также и с заключением, согласно которому по прошествии смутного времени и определенной стабилизации ситуации гражданское вновь начинает играть свою конструктивную стабилизирующую роль. Соответственно, между ним и правовым (как впрочем, и между другими составляющими — гражданским и патриотическим, гражданским и национальным и т.д.) преодолевается состояние непримиримого противоречия и устанавливается позитивное равновесие. Хотя определенная противоречивость сохраняется всегда.

       Именно в такой ситуации проявляется объективная потребность в гражданском воспитании. Одним из ключевых принципов гражданского воспитания является его естественность. Постановка вопроса таким образом не случайна и возвращает нас к практике действовавшего в советское время коммунистического воспитания.

       В самом общем виде оно было зафиксировано в партийных документах того времени (См.: 18,19, 20, 21) и имело следующий вид:

       Формирование марксистско-ленинского мировоззрения;
       Общественно-политическое воспитание;
       Нравственное воспитание;
       Эстетическое и художественное воспитание;
       Трудовое воспитание;
       Профессиональное воспитание;
       Интернациональное воспитание;
       Патриотическое воспитание;
       Правовое воспитание;
       Атеистическое воспитание;
       Физическое воспитание.

       Не вдаваясь в детальный разбор данной структуры, поскольку это не входит в задачи нашего исследования, отметим все же ряд его особенностей.

       Во-первых, данная структура не может характеризоваться как логически стройная и, скорее, представляет собою жестко зафикси­рованный (что контролировалось партийными органами) конгломерат основных составляющих, связанных основным направлением: '"формирование марксистско-ленинского мировоззрения". Более того, в практике воспитания тех лет, по понятным причинам, и не предпринималось попыток поставить под сомнение и саму структуру, и иерархию ее элементов.

       Во-вторых, хотя в данной структуре просматривается определенная иерархия, она небезупречна по целому ряду моментов. К примеру, трудно объяснить, почему интернациональное воспитание в такой многонациональной (и как показал опыт— высоконапряженной) стране, каким был СССР, отставлено на седьмое место.

       В-третьих, в данной системе напрочь отсутствуют жизненно важные направления воспитания, остро необходимые самой личности, особенно в детском и подростковом возрасте, такие, как половое и семейное. А физическое, важность которого бесспорна во всех возрастных периодах, вообще поставлено на последнее место. Лишь в последние годы существования Союза делались робкие, но в целом, неудачные попытки полового и сексуального воспитания.

       Но что самое главное, дело не столько в наборе направлений и их иерархии, а во взаимодействии и гибкости. А вот этого-то системе коммунистического воспитания явно не хватало. Уже перечень этих трех позиций показывает, насколько далекой от жизни, от актуальных проблем развития самих воспитуемых, поставленной «с ног на голову» была выстроенная схема.

       Основные составляющие патриотического и гражданского воспитания

       Говоря о принципах формирования системы воспитания, мы еще раз подчеркиваем, что в своем окончательном виде таковая может быть только системой патриотического и гражданского воспитания. Все остальное носит вспомогательный и дополняющий характер и может выступать в виде долгосрочных или краткосрочных составляющих. Кроме того, структура воспитательной системы должна быть тесно увязана с основными этапами и законами развития личности и с логикой их освоения.

       Жизнь человека начинается с осознания себя, с освоения основных норм и правил, причем процесс этот невозможен вне активности самой формирующейся личности. А это значит, что на первом месте должны стоять не идеологические составляющие воспитания, а половое (то есть, по признаку пола — не путать с вызвавшим бурную полемику сексуальным воспитанием, — где главные императивы: "Будущий мужчина должен быть мужественным", "Будущая женщина должна быть женственной").

       Далее, формирующаяся личность должна быть крепкой, здоро­вой. А это значит, что физическое воспитание должно переместиться с последнего на первые места. И речь не только о физическом воспитании, но и о здоровом образе жизни.

       Освоение правил и норм, начиная с самых простых истин, осознание и освоение собственных прав и обязанностей открывает дорогу гражданскому и нравственному воспитанию и т.д.

       Огромное значение имеет культурное сопровождение воспитательного процесса, начиная с раннего детства. Задача воспитательной системы — создание адекватной, соответствующей параметрам российской национальной культуры (и национальных культур составляющих Россию народов) эмоционально-культурной среды. Вероятно, имеет смысл обсудить тему пропорций в национальной и иной тематике в наиболее значимых СМИ, об идеологическом обеспечении данного процесса.

       И конечно, с первых лет жизни ребенок должен познать ценность и смысл труда, без которого невозможно ничего достигнуть ничего совершить. При этом, ориентироваться следует не только на результат труда (как вознаграждение), но и на сам процесс.

       Что же касается идеологического наполнения воспитания, то оно определяется содержанием общенациональной идеи, национальных интересов, патриотического и гражданского долга.

       Говоря о естественности системы и структуры воспитания, мы предполагаем выделение двух важнейших моментов, существующих в неразрывной взаимосвязи:

       Выделение в качестве несущих конструкций соответствующих природе человека направлений воспитания.

       Соответствие этапам и законам развития личности

       В первом случае, подразумевается такое построение системы воспитания, когда структура ее основных составляющих выстроена в соответствии с объективными потребностями формирующейся лич­ности. А во втором, в соответствии со спецификой этапов и законов формирования и развития личности. На каждом из них структура воспитания приобретает вид, присущий потребностям данного этапа, а также его целям и задачам. Искусство же реализации воспитательных задач заключается в диалектическом соответствии потребностей формирующейся личности с интересами государства и общества, как в конкретике, так и исходя из длительной перспективы.

       В начале данного раздела уже говорилось о государственно-общественном характере системы воспитания. Однако такая постановка вопроса вовсе не закрепляет доминанту государства и его ин­ститутов относительно системы воспитания, даже в том случае, если гипотетически предположить создание некоей воспитательной системы как государственного департамента. А заметим, что в последнее время все чаще высказываются и такого рода предложения. Дело в том, что особая роль государства в отношении к воспитанию как институту и процессу скорее закрепляется в функции государства как гаранта.

       Особенность действия воспитательных систем в демократических или проходящих путь демократического становления государствах и обществах заключается в том, что сама система воспитания приобретает государственно-общественный характер независимо от форм и уровня ее институциализации. А это значит, что в данном процессе равнозначно и равноправно принимают участие и государственные институты, и общество в лице его организаций и инициатив. Беда в том, что в силу неразвитости институтов гражданского общества в современной России, данная часть воспитательной системы очень слабо выражена и зачастую становится ареной столкновения и реализации групповых интересов разного рода общественных организаций. Такие, как правило, больше громко заявляют о себе, чем работают. А реальный охват людей крайне незначителен. Кроме того, предметом их деятельности является воспитательная работа с детьми и подростками, требующая определенной квалификации и соблюдения ряда непреложных научно-обоснованных правил. А значит, требуется определенная регламентация и государственное лицензирование такой деятельности.

       Выше уже говорилось о значении национальной идеи. Между тем, система патриотического и гражданского воспитания должна иметь в своей основе не просто идею, но своего рода сверхидею, способную логически выстроить всю систему на относительно дальнюю перспективу, а также "зажечь" своей энергией самих воспитуемых, сообщив им высшие позитивные цели жизни и сориентировав их на активную жизненную позицию в качестве реальных и значимых участников процесса возрождения великой России, а значит, и своей республики, региона, города, села,

       Учитывая различие интересов государства, его институтов, общественных организаций как, с одной стороны, естественное в силу различия их природы, целей, задач и т.д., а с другой стороны, в силу конъюнктурных претензий их лидеров в конкретной обстановке, складывающейся в стране, регионах имеет смысл поставить вопрос о достижении общенационального согласия по проблематике воспитания в общем виде, по целям и задачам, способам. Но при этом учесть, что достигнутое (на какой-то определенный срок) согласие должно быть обязательным для всех его участников. А гарантом исполнения такого соглашения может быть президент страны, а в регионах — главы администраций, президенты, губернаторы.

Цели воспитания

       Представляется, что в качестве целей воспитания можно в целом принять предложенные специалистами НИЦ при Институте Мо­лодежи (Москва) в "Концепции воспитания жизнеспособных поколений", такие положения, как: формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения законности и правопорядка, внутренней свободы и чувства собственного достоинства; ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей; воспитание потребностей молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирование эстетических ценностей и вкуса, стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества; приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали национальным традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности; выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических особенностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию; воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах деятельности; воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

       В качестве основных принципов воспитания авторы рассматриваемой концепции предлагают и раскрывают: гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализацию, вариативность.

       В итоге авторы концепции пытаются сформировать модель жизнеспособной личности (как "прогностическую модель среднего уровня"), акцентируя внимание на самых существенных, по их мнению, личностных и гражданских качествах: способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям,    уметь   ориентироваться    в    экономической,    социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности; обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях; иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими; иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни; иметь национальное самосознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе; понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.

       В общем виде, такого рода модель достаточно универсальна. Дело в системе, через которую будет реализован социальный заказ на воспитание.

О военно-патриотическом воспитании

       К всему сказанному следует добавить необходимость не только утверждать в сознании патриотические и гражданские ценности, но и потребность и умение эти ценности отстаивать, защищать.

       Речь идет о военно-патриотическом направлении воспитания. Понятно, что имея такую богатую событиями военную историю, мы закономерно получаем отражение ее опыта и в воспитании. Практически все элементы воспитания как бы пронизаны двумя заповедями, идущими к молодому человеку от его предков: а) помни о защитниках своей Родины; б) будь защитником ее.

       В рамках данной работы в нашу задачу вовсе не входит детальное описание данного направления воспитания, его функции, структуры и т.д. Тем более, что есть работы, в которых авторы решили эту задачу блестяще. (См напр.: Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России. Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М., 1999; Подготовка учащейся молодежи к защите Отечества и военной службе в условиях оборонно-спортивного оздоровительного лагеря; Организационно-методические и правовые основы. М., 2003; Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. М., 2004.)

       Мы полагаем, что куда более серьезной задачей является определение роли и места военно-патриотического воспитания в системе патриотического и гражданского воспитания в целом. На наш взгляд это просто необходимо в связи со стихийной тенденцией, идущей от советской системы воспитания, где военно-патриотическое было одной из ведущих составляющих, в соответствии с идеологической и оборонной доктриной тогдашнего государства. В условиях, когда страна была фактически превращена в огромную военную базу (что явно входило в противоречие как с тенденциями мирового развития, так и с интересами развития страны, военно-патриотическое воспитание по своей масштабности подменяло остальные направления и, в определенной степени, способствовало маскировке разного рода недостатков.

       В определенной степени это касалось и базовых понятий патриотизма. Напомним то, что уже было озвучено нами в первых главах. Патриотизм в основе своей имеет эмоционально-нравственную связь человека с его землей, историей, языком традициями, культурой как ценностями. Но если это ценности, то их следует, по необходимости, отстаивать, защищать. Вот здесь-то и заложено противоречие. Если в человеке не сформировалась данная связь, то что он будет защищать и отстаивать?

       Еще одно противоречие, если можно сказать, латентного свойства, но дающее о себе знать. Патриотизм — категория созидательная, функционально настроенная на развитие и процветание. Военная сфера связана с разрушением. Причем, как мы знаем из истории, вовсе не всегда оправданным.

       Но есть еще одно соображение. Военно-патриотическое воспитание не является собственно патриотическим. Это, скорее, область гражданского воспитания, поскольку речь идет о долге молодого человека перед Отечеством. А категория долга, прав и обязанностей — все-таки предмет гражданского и правового воспитания. Конечно, в неразрывно связи с патриотическим и будучи пронизано им.

       Как-то директор одной из школ показал нам утреннюю линейку. С поднятием государственного флага и исполнением гимна. Он был горд. Тем более, что в других школах этой процедуры не было. И он был очень удивлен, когда пришлось обратить его внимание на захламленный школьный двор, поломанные деревья, выкрашенные в грязно-тюремный цвет стены и т.д. Может, лучше было бы не спешить с ритуалом, а подумать, чем его воспитанники будут гордиться. А известно, что чувство ценности возникает тогда, когда ты сам прилагаешь усилия к тому, чтобы жизнь вокруг тебя стала лучше и красивей? Убрать свою территорию и поддерживать там порядок (постоянно). Не формально, ради галочки. Если вдуматься, то это вовсе не банальные вопросы.

       Теперь о защите Отечества. Тоже не простой вопрос. И подросток в свои 13-17 лет уже способен формулировать свое мнение относительно многих сложных даже для взрослых вопросов. Хотя бы относительно того, что вовсе не все войны, которые вела наша страна в разные периоды истории, были справедливыми. Особенно это относится к периодам гражданских войн. То же и о героях, которые формировались в соответствии с классовыми доктринами.

       Представляется, что огромный вред (если не самый существенный) нанесло так называемое ниспровергательство и конъюнктурное переписывание истории под известные социальные заказы последних лет. Сколько путаницы, сколько злобы, грязи накопилось в этих, выскочивших как чертики из бутылок, так называемых авторах. Кажется, не удалось. Но след остался.

       Мы не случайно говорим об этом. Поскольку история и ее образы в значительной степени мифологизированы. И так должно быть. Поэтому вовсе не всегда требуется некое, с душком, «правдокопательство», особенно под заказ.

       В оценке роли и значения военно-патриотического воспитания требуется учитывать и сегодняшние реалии, в которых, с одной стороны, отражается потребность вооруженных сил в военнослужащих и резерве, а с другой стороны, те векторные процессы, характерные для всего мира, когда в высокотехнологичных армиях осуществляется переход на профессиональную основу. В таких условиях пытаться возродить военно-патриотическое воспитание в его советском виде не только не реально, но и вредно. Поэтому лучше оставить его одной из составляющих, не пытаясь придавать ему гипертрофированный вид.

       У нас слишком много ценного и славного в нашей истории. И имена великих героев гармонически сочетаются с именами великих ученых, инженеров, деятелей культуры и искусства. Они — наша немеркнущая слава и гордость. Но перед нами стоят и задачи возрождения великой России. И думается, что образы прошлого, лики великих деятелей страны будут вдохновлять новые поколения россиян на свершения во имя своей великой Родины.

 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты