Гражданином быть обязан!

Методический портал

Патриотическое воспитание в современной школе. 
Заочный круглый стол 


 Б. В. Куприянов,
докторант кафедры социальной педагогики 
Костромского государственного университета, канд. пед. наук, доцент 


       
.

       К предложенной для обсуждения проблеме в своих размышлениях я обращался много раз, но самым продуктивным для меня было научное руководство диссертационным исследованием Сергея Николаевича Смирнова «Педагогические условия использовании символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса», ниже изложенные мысли результат наших разговоров трех-четырех- летней давности. Текст получился в виде четырех соображений: Что? (Что такое патриотизм?), Что? (Что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания?), Чем? (При помощи каких средств можно патриотически воспитывать?), Зачем? (Есть ли альтернатива патриотическому воспитанию и откуда берется содержание воспитания?). 

       Первое соображение. Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему. Не уверен, что не прочитал этого у Питирима Сорокина. 

       Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С.И.Ожегов). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» – широкие поля, «голубые глаза» – ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь– неспешно текущие реки и т.д. Широко известна цитата А.Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше». Итак, первая составляющая патриотизма – идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести. 

       Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции: 

       - благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет), 
       - уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм), 
       - возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник), 
       - возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери). 

       С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. 

       В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг . 

       Второе соображение. На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать? Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств . Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане. 

       Вот некоторые положения диссертационного исследования которые хотелось бы процитировать. «…Содержательно патриотические чувства: 

       - выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести; 
       - включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; 
       - проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины; 
       - выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности…. 
….. сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране…» 

       Третье соображение. Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания мне представляется особо адекватной – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного. 

       Здесь необходимо сделать оговорку о том, что в Костромском Государя и Великого князя кадетском корпусе трудами офицеров и воспитателей в 2000- 2002 были заложены основы педагогической технологии использования символики в воспитании патриотических чувств. Вот некоторые моменты. 

       В воспитании патриотических чувств использовалось пять групп символов: 

       - словесные (девиз, название, имя), 
       - предметные (знамя, форма, нагрудный знак), 
       - действенные (ритуалы), 
       - музыкальные (мелодии, сигналы), 
       - изобразительные (рисунки). 

       Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся Костромсокго кадетского корпуса строился как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. В дальнейшем было выяснено, что успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики зависит от: 

       - особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью»; 
       - специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л.И. Новиковой, как – «амбивалентность». 
       
       В процессе развития символики (от дореволюционных до современных) кадетских корпусов С.Н. Смирнов выделил ряд основных идей, составляющих патриотическое содержание (значение): 

       - идея государственности выражалась в использовании государственной символики в эмблемах отдельных кадетских корпусов; 
       - идея державности (на знаменах, элементах формы одежды присутствовали символы власти – корона, скиптр, держава); 
       - идея самоотверженного служения Родине (многие военно-учебные заведения носили имя государственного деятеля или были связаны с личностью, которая играла выдающуюся роль в истории); 
       - идея преемственности прослеживается в различиях элементов символики определенного военно-учебного заведения и в сохранении символики реорганизованных военно-учебных заведений; 
       - идея региональности (символика кадетских корпусов определяла принадлежность к отдельным регионам России); 
       - идея воинской службы ярко выражена в использовании орденских лент в различных видах символики; 
       - идея православия проходит через всю символику кадетских корпусов, и отражается в изображениях православных символов и использовании таких изречений девизов, как «С нами Бог», «Бойся Бога». 

       Анализируя различные виды символики кадетских корпусов России, можно говорить об определенных требованиях к «техническому исполнению» - форме символики: 

       - соблюдение законов геральдики, фалеристики, униформологических и вексиллологических правил, 
       - соблюдение исторических традиций и традиций военно-учебных заведений, 
       - эстетичность и красота в исполнении символики, 
       - соблюдение удобства в использовании видов символики. 

       Завершая свое выступление, хочу высказать одну, на мой взгляд, достаточно принципиальное четвертое соображение . Патриотизм это позиция и поэтому не может существовать без оппозиции – космополитизма. В условиях лингвистического лицея, ориентированного на приобщение к культуре другого народа, в рамках тематической международной смены загородного детского лагеря, возможен и космополитический вектор в воспитании (в концепции «Воспитание культуры мира» я вижу именно этот контекст, и ничего плохого здесь нет). Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, на мой взгляд, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения. В практике, как правило, мы имеем дело с перечнем ценностей, которые «по кучи забиты» в ориентиры педагогического коллектива. Заказывают ли воспитания патриотизма родители? Вопрос интересный, мы получили ответ не него в ходе исследования, проведенного по заказу Минобразования РФ в прошлом году (2004), но это как говорится другая история. 

       В качестве послесловия. Побывав в ряде сельских школ Костромской области, неоднократно видел огромные стенды, рассказывающие о Великой Отечественной войне, об односельчанах, погибших в Афганистане, в Чечне. В одной школе в центре коридора – огромная доска, где перечислены все жители села, погибшие на фронте (более ста фамилий), чувство такое, что находишься на кладбище. Нужно ли каждый день видеть это школьнику, не уверен. 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты