Гражданином быть обязан!

Методический портал

Студенческое самоуправление: система и диагностика


Г. ПОПОВА, 
доцент, Набережночелнинский филиал КГТУ 
им. А.Н. Туполева

       


       
       За последнее десятилетие существенно изменилась практика организации воспитательной работы в вузах. На смену социоцентрическому и авторитарному по характеру построению воспитательного процесса приходит гуманистическая, личностно развивающая парадигма. Воспитание, на наш взгляд, должно соответствовать практико-ориентированному обучению, компетентностному подходу, суть которых определена в государственных образовательных стандартах нового поколения. Подготовка специалиста в высшей школе не может результативно осуществляться без формирования так называемой социальной, коммуникативной компетентности, которая предполагает развитие личностных качеств, включая готовность к сотрудничеству, инициативность, ответственность за участие в общем деле, культуру общения, гражданскую позицию и т.п. Во многом решению этой задачи способствуют инновационные воспитательные проекты, в частности налаживание и совершенствование студенческого самоуправления.

       В Набережночелнинском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева студенческое самоуправление является неотъемлемой частью общевузовской системы управления и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни. Исходя из современных разработок тематики самоуправления в научной литературе, мы предлагаем следующее рабочее определение: студенческое самоуправление (ССУ) – это форма самоорганизации студентов и аспирантов, представляющая собой автономный, упорядоченный элемент системы управления учебным заведением, основанный на самостоятельности, выборности, инициативности, системности, целенаправленности, добровольности, сбалансированности полномочий и направленный на решение вопросов в данной сфере деятельности. Естественно, в контексте вопроса о взаимодействии администрации учебного заведения и органов ССУ непременно фигурирует так называемый режим соуправления, определяющий меру полномочийпоследних, средства и способы их функционирования и представляющий собой тип отношений, ориентированный на сотрудничество с администрацией и общественными организациями в решении задач оптимизации жизнедеятельности образовательного учреждения.

       В структуре органов студенческого самоуправления в нашем филиале можно выделить уровни академической группы, факультета и филиала. В академических группах ССУ представлено профгрупоргом, старостой блока общежития, членом молодежной службы безопасности (МСБ), членом студенческого научного общества (СНО), членом студенческого инновационного агентства (СИА) и старостой группы.

       Факультетский уровень представлен следующей схемой (рис.). В структуре студсовета заметное место занимает Клуб авангардных интеллектуалов (КАИ). В его цели входят содействие воспитанию компетентных, нацеленных на саморазвитие специалистов(профессионалов, выработке навыков критического, проектного, нестандартного исследовательского мышления, повышение социальной активности, агитация пропаганда здоровых форм отдыха студенческой молодежи и т.д. При студсоветах формируются различные комиссии, службы контроля, редколлегии, секторы, отвечающие за организацию отдельных мероприятий, в том числе культурно(массовых и спортивных, за воспитательную работу. В их задачи также входит помощь в решении административных, учебных и иных вопросов, возникающих у студентов.

       Уровень ССУ филиала представлен заместителем председателя профсоюзной организации по работе со студентами, председателем студенческого совета общежития, командиром МСБ, председателем СНО, председателем СИА, председателем совета студентов и аспирантов.
       В качестве методов обучения навыкам самоуправления в филиале используются различные формы совместной деятельности. Так, лучшие студенты факультетов, выиграв выборы, становятся членами Студенческого парламента. В план его рабочих заседаний включены психологический тренинг и групповая работа над специализированными заданиями (проведение мероприятия или реализация проекта), организация деятельности комитетов, налаживание взаимодействия между студенческими советами различных факультетов. Другая форма обучения самоуправлению – Академия студенческого актива, комплексное выездное мероприятие на базе отдыха, направленное на овладение студентами навыками планирования, организации и проведения внеучебных мероприятий. Студенты сами организуют быт и вырабатывают основные правила жизнедеятельности лагеря, что уже является неплохой школой самоуправления.

       Заметим, ССУ – это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с «функциональным» образованием, метод самовоспитания действительной самостоятельности, активности, стремления к лидерству, что отвечает современным требованиям рынка труда. Эффективность функционирования данной системы видится в степени сформированности профессионально значимых личностных качеств, соотнесенности полученных результатов с целями и прошлыми достижениями. К ее диагностированию привлекаются преподаватели, кураторы групп, а также директор филиала, его заместители, социальные педагоги, психологи, медработники, консультанты по самоуправлению, руководители базовых предприятий (работодатели). Для оценки эффективности используются как мониторинг – многолетнее исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода, так и экспресс-методики. 

       На основе определенных концептуальных принципов нами разработана технология диагностирования эффективности ССУ, в которой применяются следующие критерии и показатели. Критерий «самоактуализация личности студента» предполагает выявление таких показателей, как: 1) стремление к познанию, проявление и реализация способностей; 2) креативность личности студента, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности; 3) выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения; 4) наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; 5) способность к рефлексии. Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса участием в деятельности по самоуправлению» определяется по показателям степени участия студентов в ССУ и удовлетворенности преподавателей вуза участием в педагогическом самоуправлении. Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью в институте» оценивается по показателям комфортности, защищенности личности студента, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в филиале, по степени удовлетворенности преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой, педагогической деятельности, взаимоотношениями в студенческом сообществе, а также по уровню удовлетворенности родителей результатами обучения и воспитания своего сына или дочери в студенческом коллективе.

       В настоящее время известно значительное количество диагностических методик, которые используются в исследовательской и практической деятельности педагогов. Назовем лишь некоторые из применяемых нами: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», определяющий нравственную направленность личности; методика С.М. Петровой, показывающая направленность развития личности; методика выявления коммуникативных склонностей; методы экспертной оценки педагогов и самооценки обучаемых; методика А.А. Андреева, замеряющая степень удовлетворенности обучаемых жизнедеятельностью в образовательном учреждении; методика Е.Н. Степанова – для исследования удовлетворенности педагогов, родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении; методика М.И. Рожкова, определяющая уровень развития самоуправления в образовательном учреждении; методика И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, оценивающая место и роль управления и самоуправления в воспитательной деятельности образовательного учреждения.

       Оценка эффективности ССУ обычно определяется по трем уровням его качества: В (высокий) – имеется в наличии, полностью обеспечено; С (средний) – имеется частично, обеспечено частично; Н (низкий) – отсутствует. По этим параметрам можно судить о наличии в вузе модели самоуправления, программы такой модели, о том, на каком уровне осуществляется самоуправление (уровни филиала и студенческих групп), о степени включенности всех структур в реализацию программы самоуправления, о том, разводится ли самоуправление на учебное и внеучебное, степени контроля за реализацией программы самоуправления, уровне разнообразия форм воспитательной деятельности, степени исполнения программы самоуправления.

       После проведения процедуры оценивания по предложенным критериям и показателям производится подсчет показателей и формулируется результат оценивания.
  1. Если суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составляет 75% и более, то в данном образовательном учреждении самоуправление обеспечено полностью.
  2. Если суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составляет не менее 50%, можно констатировать его частичное обеспечение.
  3. Если суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составляет менее 50%, налицо необеспеченность самоуправления.

       Как свидетельствуют проведенные по данной методике исследования и оценка уровня развития студенческого самоуправления в Набережночелнинском филиале КГТУ им. Туполева, суммарное число показателей В и С от общего числа показателей составило 85%. Это позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, в филиале практически полностью обеспечено студенческое самоуправление, а с другой – предложенная методика диагностики оказывает реальное корректирующее влияние на процесс формирования профессионально значимых качеств личности студента в системе ССУ. Так, анализ эффективности работы по самоуправлению на третьих курсах филиала выявил: на первом этапе развития коллектива студенческой группы («все начинается с интереса») находятся 20% от общего числа групп, на втором этапе («все делай творчески – иначе зачем?») – 45%, на третьем этапе («жить для радости людей») – 45%. Анкетирование среди студентов, преподавателей и родителей четвертых курсов по нашей методике также обнаружило высокий уровень развития ССУ в филиале.

       Повышение эффективности и качества деятельности ССУ, привлечение студентов к непосредственному участию в управлении делами филиала создают реальные условия для достижения поставленной цели – формирование сплоченного и жизнеспособного разновозрастного коллектива, в котором все чувствуют себя успешными. 


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты