Гражданином быть обязан!

Методический портал

Из опыта США: 
применение инсценированных процессов и ролевых игр в гражданском образовании

О.Е.Савельева , 
Смоленский государственный университет, доцент , канд. пед. наук

       Демократических уклад самой школы, а также широкое использование различного вида инсценированных процессов и ролевых игр в не меньшей степени способствует формированию определенных гражданских качеств у школьников. Калифорнийский центр по граждановедению, являющийся в США лидером по созданию программ по гражданскому воспитанию, настоятельно рекомендует: «Ученическое участие в управлении классами и школами должно стать неотъемлемой частью гражданского образования на протяжении всего периода обучения. Классы и сами школы должны рассматриваться как лаборатории, в которых дети могут овладеть практическими навыками, соразмерными их возрасту. Управлять – это значит иметь голос в таких вопросах как школьные правила и дисциплинарные процедуры».
       Приведем пример того, как в одной из школ США (школа Лонгвью) работает система разрешения конфликтов.
       Если в школе между кем-то происходит конфликт и школьник чувствует ущемление своих прав, он может выбирать из двух вариантов решения ситуации: обратиться в судейский комитет или к посреднику.
       Судейский комитет состоит из трех учеников и учителя и меняется каждый месяц. Комитет выслушивает дело и уполномочен его решать на основе школьных законов. Это больше, чем упражнение по обществознанию или инсценированный суд. Здесь учащиеся имеют реальные полномочия, и каждый в школе знает, что он может привлечь к ответственности виноватого.
       Посредник – это сертифицированный ученик или работник из штата. Он действует в тех случаях, когда дело не требует слушаний и часто достаточно простого извинения, чтобы его решить. Посредник дает возможность обеим сторонам совместно придти к решению.
       Большую популярность в американских школах имеют ролевые игры и инсценировки различных общественных и политических процессов. Имитации могут дать возможность обычному школьнику выступить с заявлением в парламенте, оспаривать дело в верховном суде, поучаствовать в городском совещании, обсудить соглашение, затрагивающее права работника и т.п.
       Зачем использовать имитации?
1. В имитированных процессах учащиеся могут применить изученный материал в реальных, но лишенных риска ситуациях, что позволит учителю оценить, усвоили ли ученики информацию настолько, чтобы использовать её в своих действиях как граждан;
2. Учеников увлекают инсценированные процессы, они учат больше, поскольку это касается их;
3. Инсценировки требуют мышления высокого порядка;
4. Кульминация процесса протекает с привлечением публики, что мотивирует учеников усердно работать и совершенствоваться.
Важно с ответственностью подойти к разработке проекта инсценировки. Зачастую в наших школах подобная форма проводится без тщательной подготовки и служит лишь для разнообразия применяемых форм. Вот несколько советов, разработанных американскими исследователями:
1) четко представлять свои цели и задачи. Это поможет в выборе вида инсценированного процесса и в построении плана работы;
2) разделить проект на этапы и выделить определенное время на каждый этап (например, попрактиковаться работать в малой группе, в выполнении своей роли и т.п.). Раздать ролевые задания. Каждый должен быть задействован;
3) убедиться, что существует доступная информация, которую дети могут найти;
4) определить, следует ли пригласить в класс стороннего представителя: адвоката, юриста, чиновника и т.п. для консультаций;
5) должным образом обставить кабинет во время процесса;
6) самый важный этап – заключительное осмысление. Педагоги пишут: «НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ИСКУШЕНИЮ ОПУСТИТЬ ЭТОТ ЭТАП, решив, что и так всем всё понравилось». Это может быть обсуждение, эссе или какая-нибудь другая интересная форма.
Одной из самых распространенных форм, иногда применяемой и российскими учителями, является инсценированный суд. Рассмотрим подробнее применение этой формы на различных ступенях.
       Начальное звено. Один учитель (5 класс) выбрал инсценировать суд над королевским охранником за смерть Шалтая Болтая из детских стихов.
«Прежде чем выбрать предмет суда, я задал ученикам написать всё, что они знают о судах в тетради с сочинениями. Они могли писать об участниках, каковы их должности, что происходит во время суда. Интересно, что всё, что они знали о судах, они узнали из телевизора. Из их записей я понял, что многие знали большинство фигур в суде, но плохо представляли роли каждого из них. Также они не знали разницу между уголовным и гражданским делом. Затем мы перечислили все фигуры на доске и обсудили их роль в зале суда. Моим ученикам было любопытно, что происходит в зале суда, и у нас получилось очень хорошее обсуждение с интересными вопросами. Ученики решили выбрать роли и опробовать их. Когда они их опробовали, остальная часть класса голосовала за того или иного кандидата на роль. Почти два дня ушло на определение ролей. Те, кому роль не досталась, были присяжными.
Пришлось репетировать, чтобы присяжные поняли, насколько это трудно - выслушать обе стороны и принять решение. Было обсуждение того, что нужно быть непредвзятыми, не обращать внимание на то, что мы знаем людей, играющих прокурора и адвоката. Мы провели 8 или 9 репетиций, чтобы устранить все неполадки. Каждый раз возникали новые вопросы и новые обсуждения (почему адвокат протестует в таком-то случае, и др.).
Наверно, самая интересная часть была, когда мы играли перед другим пятым классом. Пришел наш помощник, она согласилась встретиться с присяжными и руководить процессом принятия решения. Присяжные практически единодушно признали королевского охранника виновным. Однако, один из присяжных выступил, не согласившись с другими, и допустил другую возможность. Он утверждал, что охранник может быть виновен в халатности и словесном оскорблении, но не убийстве (и это вполне допустимо). Другие присяжные подхватили эту идею и решили снять обвинение в убийстве. Наша помощница  была под впечатлением от обсуждений.
Наконец, мы завершили это дело, и ученики захотели провести еще один суд. В следующий раз я задействовал тех, у кого до этого не было роли выступающего. На этот раз это было гражданское дело».
Учителя считают важным, чтобы ученики обязательно написали свои впечатления после суда. Вот некоторые из них:
Сэм: Мне понравилось участвовать в имитированном суде, потому что я много узнал о том, что из себя представляет настоящий суд. Я был присяжным. Было трудно внимательно следить за всем процессом. У всех было много ответственности.
Дана: Мне понравился имитированный суд, потому что я была присяжным, а присяжные должны быть внимательны к процессу и к доказательствам. У присяжных было много ответственности. Также, надо было, чтобы все присяжные пришли к одному мнению. Нужно было убедить остальных согласиться с тем, что думаете вы.
Николь: Мне понравилось быть поверенным адвоката. С моим громким голосом казалось, будто я по-настоящему в зале суда. Мне нравилось вести себя как в зале суда. Это на самом деле учило меня ответственности. 
       Таким образом, качественно поставленный суд объединяет несколько целей и служит не только для формирования правовых и гражданских знаний, но формирует и определенные качества: ответственность, умение слушать, внимание, умение отстаивать свою точку зрения.
       Ещё один учитель, вдохновленный опытом других, решил устроить суд на основе программных книг о войнах с индейцами. В подсудимые был выбран полковник Чивингтон. Учащиеся провели четыре двухчасовых занятия, изучая бойню у песчаной гавани, исследуя законы и конвенции тех времен, ища свидетелей и информацию о событиях. Эксперимент оказался положительным: «То, что началось как классный проект, обернулось страстным увлечением для моих учеников. Дети добровольно проводили большие перемены за исследованием. После суда все ученики умоляли меня позволить им выступить еще раз перед другой аудиторией».
       Еще один проект, связанный с имитацией, предлагает школьникам почувствовать себя в роли политиков. Таков, например, проект «Граждане». Деятельность детей в данном случае связана с изучением политических вопросов, формулировкой стратегических рекомендаций, разработкой планов и выступлением с ними перед общественностью, включая политиков. Такие проекты обладают огромной мотивационной силой. Выступления такого высокого уровня заставят школьников подойти к ним со всей ответственностью и исключат попытки воспользоваться стандартным докладом из Интернета. Учителя одной из школ увенчали свой проект целой ярмаркой, на которой дети выступали перед членами школьного комитета, городскими чиновниками, школьной администрацией и журналистами.
       Инсценированные процессы могут применяться практически любым учителем - предметником. Вот, например, процесс, который можно связать с экологией или биологией или правоведением.
Недавно избранный член городского совета Кори Вашингтон знает, что скоро в совете будут обсуждать проблему запрета курения в ресторанах. Пока что городской указ предписывает ресторанам выделять хотя бы 25 мест для некурящих. Одни предлагают полностью запретить курение, другие призывают к компромиссу (например, расширить количество мест для некурящих или отвести специальные помещения). Требуются публичные слушания. Вашингтон назначает слушания и узнает, что собираются присутствовать следующие группы:
«Коалиция владельцев ресторанов». Они против запрета курения, считая, что это повредит бизнесу. Коалиция готова к компромиссу.
«Чистый воздух». Эта организация выступает за запрет курения, считая, что все американцы имеют право на чистый воздух. У них довольно твердая позиция.
«Курильщики также имеют права». Название этой группы говорит за себя. Их сайт организует курильщиков на протест против запрета.
«Общественный дозор здоровья». Эта группа за запрет. Их аргументы основываются на проблемах здоровья, с которыми сталкиваются работники ресторанов и баров.
Кори Вашингтон должен решить, как ему голосовать в совете. Каждая из групп, на которые поделился класс, убеждает его в своей правоте. Приводится список сайтов, которые дети могут использовать при самостоятельном изучении вопроса.
После слушаний проведенное дело тщательно обсуждается в классе. Финальным заданием становится изучить законы о курении в своей местности, а также написать письмо члену городского совета, выразив и доказав свое мнение по этому вопросу.
       Таким образом, использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать школьников к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать свое мнение. Однако по-настоящему успешной такая форма является лишь при правильном и тщательном подходе к ее планированию и проведению. Эта форма требует от педагога больших творческих усилий и энтузиазма.


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты