Гражданином быть обязан!

Методический портал

Социальное проектирование 
как средство гражданского воспитания студентов



       О. Малова,
ст. преподаватель, Чебоксарский институт (филиал)
Московского государственного открытого университета
.


       Одним из эффективных средств формирования гражданской позиции студентов является социальное проектирование. Отличительной особенностью этого вида деятельности является ориентированность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем (например, оказание помощи детям5инвалидам). Проектная деятельность студентов может быть направлена на просвещение сообщества (например, работа с детьми группы риска). Такой характер деятельности позволяет определить этот вид проекта как социально-педагогический.
       Социальный проект ориентирован на формирование у студентов гражданской компетентности. Под гражданской компетентностью понимается готовность и способность личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
       Формирование гражданской позиции студентов в контексте решения социально значимых проблем возможно при условии решения в процессе воспитательной работы следующих задач:

  • выработка навыков выявления, анализа и выбора для проектирования социальных проблем, формулирование на их основе целей и задач проекта;
  • овладение методами поиска необходимой информации;
  • формирование умений, необходимых для поиска моделирования и планирования проектной деятельности;
  • формирование навыков составления проектной документации;
  • овладение способами презентации результатов проекта и рефлексии собственной деятельности;
  • формирование установок гражданского самосознания и опыта гражданского поведения.

       Нами разработана технология формирования у студентов навыков социального проектирования. Она состоит из трех этапов.
       Первый этап – обучение проектировочных команд факультетов. В программу обучения входят следующие темы: «Особенности проектной деятельности. Социальное проектирование», «Формулировка проблемы», «Как правильно сформулировать цели проектной деятельности», «Сбор и анализ информации в процессе работы над проектом», «Определение способов решения проблемы», «Планирование проектной деятельности», «Составление портфолио и презентация результатов проекта».
       В соавторстве с А.И. Пайгусовым нами разработано учебно5методическое пособие «Студенческий социальный проект», ориентирующее студентов на активное усвоение курса посредством продуктивной деятельности с использованием интерактивных методов обучения.
       Доминирующую роль играет групповая форма работы со студентами, позволяющая сформировать навыки работы в коллективе: умение предлагать идеи для обсуждения, аргументированно отстаивать свои позиции, выслушивать другую точку зрения, согласовывать позиции, формировать общие взгляды, презентовать продукты деятельности.

       В качестве основных критериев оценки учебных достижений рассматриваются следующие параметры.
       Студенты должны знать: цели, задачи и особенности социального проектирования; особенности метода проектов; основные этапы работы над проектом; процедуры выявления проблемы; требования к формулированию цели проекта; виды источников информации; методы работы с информацией; методы решения проблем; способы планирования; технологию организации групповой деятельности; цель и структуру портфолио; процедуру защиты социальных проектов; критерии оценки результатов проектной деятельности.

       Студенты должны уметь: выявлять и формулировать проблему; ставить цели и задачи проектной деятельности; работать с источниками информации (находить, обрабатывать и использовать); проводить простейшие социологические исследования (опросы, анкетирование); обрабатывать и интерпретировать результаты исследований; осуществлять деловую переписку; вести переговоры с представителями общественности, депутатами, представителями органов государственной власти; работать со средствами массовой информации; планировать деятельность; организовывать деятельность; составлять портфолио; публично защищать проект; организовывать работу в малых группах; отстаивать свою точку зрения, используя систему доказательств; проводить дискуссии и дебаты; объективно оценивать учебные достижения учащихся; организовывать проектную деятельность учащихся; осуществлять рефлексию.

       Второй этап – самостоятельная проектная деятельность команд и педагогическое сопровождение проектной деятельности педагогами вуза. Этот этап можно разделить на несколько подэтапов.
       
       1. Выбор проблемы. Методом мозгового штурма выявляется спектр проблем, подлежащих возможной реализации в рамках социального проекта. Список проблем всесторонне обсуждается с целью выявления наиболее значимой. Важность проблемы определяется при помощи социологического исследования, которое студенты проводят среди жителей данной местности.
       2. Сбор информации. Студентами осуществляется поиск и обработка информации по проблеме. Изучается законодательная и нормативно5правовая база проектной деятельности. Проводятся опросы разных групп населения. Анализируются материалы средств массовой информации (публикации в газетах и журналах, радиопередачи, телепередачи, ресурсы Интернета). Проводятся встречи с компетентными специалистами, экспертами. Собранная информация должна способствовать формированию максимально полной картины изучаемой проблемы.
       3. Разработка варианта решения проблемы. Участники проекта ищут варианты решения проблемы. Разрабатывается план действий, описывается ресурсное обеспечение (материально5техническое, финансовое, нормативно5правовое, информационное и т.д.).
       4. Реализация плана действий команды учащихся. Проектная идея реализуется на практике.
       5. Подготовка к защите проекта Результаты реализации проекта описываются в виде отчета. Подготавливается материал для презентации проекта (стенд, портфолио).

       На протяжении всего этапа самостоятельной проектной деятельности должно осуществляться педагогическое сопровождение проектировочных команд студентов.
       
       Третий этап – публичная защита социального проекта. Для этого процесс разработки и реализации проекта, а также его результаты должны быть описаны в отчете в форме портфолио. Процедура защиты проекта состоит из двух элементов: презентации командой своего проекта и ответов на вопросы жюри и зрителей. Представление хода и результатов проектной деятельности должно быть обеспечено электронной презентацией, созданной с помощью программы Power Point. Это позволяет командам наглядно продемонстрировать свои достижения.
       Экспертная оценка проектов осуществляется на основе следующих критериев: актуальность и важность поставленной проблемы; социальная значимость проекта;  юридическая правомерность действий; саостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с органами управления; реалистичность, экономичность; перспективность; результативность.


* * *
       Данная технология была апробирована в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева в 2004–2005 учебном году в рамках акции «Я – гражданин России, студент ЧГПУ», в которой приняли участие все факультеты вуза.
       В процессе сопровождения проектной деятельности нами были выявлены характерные недостатки, возникшие на этапе самостоятельной деятельности. Наибольшие затруднения возникали в процессе выбора проблемы. Характерными ошибками являются:
  • выбор проблемы, которую студенты не могут решить за данный период времени;
  • принятие в качестве проблем существующих трудностей, которые являются не самостоятельными проблемами, а их следствиями;
  • выбор проблемы, которую можно решить без разработки проекта;
  • определение проблем, которые принципиально не могут быть решены студентами.

       Затруднения возникали и в процессе формулировки цели и задачи проекта:
  • неконкретность цели (обобщенные, расплывчатые формулировки);
  • нереальность поставленных целей;
  • неоперациональность целей (отсутствуют способы и ресурсы достижения данной цели);
  • невозможность реализовать поставленную цель через совокупность решаемых задач;
  • расхождение между целью и задачами.

       Недостатком в проектной деятельности студентов зачастую является также небрежность при проведении социологических исследований.
       В 2006–2007 учебном году прошел первый межрегиональный конкурс студенческих социальных проектов «Я – гражданин России», в котором участвовали студенческие команды факультетов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Чувашского государственного института культуры и искусств, Чебоксарского института (филиала) Московского государственного открытого университета, Чебоксарского кооперативного института, Вятского государственного гуманитарного университета.

       28 февраля 2007 г. состоялся финал I Межрегионального конкурса студенческих социальных проектов «Я – гражданин России». На нем было представлено 10 проектов.
       Эксперты отметили следующие положительные стороны презентации проектов:

  • по сравнению с прошлым конкурсом стало больше интересных идей, которые выражены четко, конкретно, меньше размытых целей;
  • хорошо представлена социальная переписка;
  • у многих команд хорошо продумано выступление, присутствует атрибутика команд;
  • на защите проекта студенты дают компетентные ответы на вопросы;
  • сделаны качественные электронные презентации;
  • возрос уровень оформления портфолио: эстетичность, содержательность.

       Все замечания, высказанные в процессе публичной презентации проектов, были проанализированы и обсуждены на совместном заседании организаторов конкурса и экспертов. Наиболее характерные замечания будут учтены и подробно рассмотрены в процессе обучения студенческих проектировочных команд.
       В марте 2007 г. прошло совещание проректоров по воспитательной работе вузов Чувашской Республики, на котором были обсуждены результаты межрегионального конкурса социальных проектов. Представители вузов выразили желание принять активное участие в конкурсе социальных проектов, который пройдет в следующем учебном году.
       Таким образом, в Чувашской Республике складывается опыт студенческого социального проектирования. Практика показывает, что эта работа является важным средством формирования активной гражданской позиции студентов.



Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты