Гражданином быть обязан!

Методический портал


Подпрограмма «Я – маленький гражданин» 
(дошкольный возраст)
 

Отдел образования Исполнительного комитета 
Заинского муниципального р-на
Республики Татарстан
Информационно-методический центр



       Цель работы:

       Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, яркими индивидуальными способностями и хорошим здоровьем, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

       Основные задачи:

       Воспитательные
       Формирование осознанной убежденной гражданской позиции патриота своей Родины у взрослых и детей, задействованных в реализации Программы 

       Образовательные
       Апробация новых форм, средств и содержания педагогической работы с детьми, их родителями и педагогами по сообщению знаний об истории быта, культуре и традициях нашей страны, знакомство с трудом народа на современном этапе. 

       Развивающие 
       Эмоциональное развитие через формирование  чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие «Родина», сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.





Гипотеза работы:

  1. Получение  теоретических  знаний  педагогами,  детьми   и  родителями  в  области  гражданско-патриотического   воспитания.
  2. Формирование чувства собственного достоинства, самоутверждения,  овладения  умением  правильно строить свои отношения с окружающим  миром.
  3. Безболезненная  адаптация  выпускников дошкольных учреждений к условиям  школьной жизни.
  4. Разумная  организация  своего  свободного  времени.
  5. Формирование умения защищать себя на правильной правовой основе на  протяжение  всей  жизни.


Этапы реализации проблемы по формированию личности гражданина Заинского муниципального района

       Диагностический:
       -выявление затруднений участников Программы при решении данной проблемы;
       -анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

       Теоретическое исследование проблемы:
       - изучение теоретических вопросов проблемы
       - предварительная работа по проблеме, сбор материалов
       - организация работы творческой группы

       Практическая часть:
       - оформление методических пособий, разработка и принятие Программы по ДОУ города
       - наработка практического материала для педагогов
       - установление взаимосвязи с общественными организациями, учреждениями, школами 
       - исследовательская деятельность, разработка педагогических проектов.

       Подведение итогов работы:
       Диагностика результатов работы, выступление с обобщенным опытом на конференциях, форумах различного уровня, защита проектов по Программе.

Общее содержание и задачи

       1. Тематический блок «Кто я?»

       Основные темы:
       - Кто я?
       - Моя семья.
       - Мой детский сад.
       - Профессии

       Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования («Я есть!»); повысить педагогическую культуру родителей, гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства; воспитывать бережное отношение к труду.


Средства реализации
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл познавательных занятий "Я здоровье берегу, сам себе я помогу":
-мой организм                                   - мои чувства
- мои поступки                                  - мои умения 
- мои мысли                                     - мое настроение

Организация работы по педагогическому проекту "Знай свое тело"
Цикл занятий для родителей по адаптации ребенка к детскому саду
Организация работы по семейным проектам "Дружная компания семей", "Мужчины нашего рода", "Семейные традиции", "Большая семья - большая радость", "Детский сад и семья - первый социум для ребенка" и др.
Составление социального портрета семьи
Составление генеалогического древа семьи, семейного герба
Организация работы по семейному проекту "Мама, папа, я - читающая семья"  и другим.
Организация работы групп кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (для детей с 1 года)
Проведение Фестиваля "Самая умная и талантливая семья"
Проведение  Недели семьи во всех ДОУ
Организация семейных выставок
Организация Клубов выходного дня с участием всей семьи
Проведение Дня рождения детского сада
Экскурсии в соседние детские сады "Замечательный сосед"
Цикл бесед на тему "Чем мы похожи, чем отличаемся?" (имя, фамилия, внешность и др.)

День встречи с выпускниками детского сада


Цикл познавательных занятий "Лица народов мира"

Цикл познавательных занятий "Что в имени тебе моем?" (что означает мое имя, отчество, имена в названии улиц, великие тезки и т.д.)


Проведение "Дня Успеха" с приглашением успешных людей
Знакомство с профессиями (на занятиях, согласно основной программе).
Цикл познавательных занятий "Профессии моих родителей", "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цикл познавательных занятий "Цена хлеба", "Разговор о правильном питании"
Организация семейных субботников
       2. Тематический блок «Мой любимый город»

       Основные темы:
       - Природа родного края.
       - История города, символика.
       - Достопримечательности города. 
       - Села и деревни района. 

       Задачи: формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к  достопримечательностям, культуре  и истории родного края; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей); знакомить с селами района, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду,  формирование потребности трудиться.


Средства реализации
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл занятий "Моя "малая" родина"
- времена года      - история города               - символика
                           - природа родного края      - знаменитые земляки
                           - достопримечательности    - предприятия       
                                                                     - села и деревни
Проведение экологических акций "Каждой пичужке свою кормушку", "Зеленая улица", "Природа любит чистоту" и др.
Работа над экологическими проектами
Цикл бесед о растениях и животных (согласно основной программе)
Цикл экскурсий - в лес, парк, поле, к водоему, о правилах поведения на природе
Цикл бесед "Где эта улица, где этот дом" - знаешь ли ты свой адрес
Цикл экскурсий "Наш город красив и молод"
Посещение мини-музея детского сада (при наличии), выставок в ДОУ
Посещение экспозиций краеведческого музея
Изготовление схем совместно с родителями "Дорога в детский сад"
Изготовление макетов "Наш микрорайон" - развивать умение детей ориентироваться в ближайшем окружении, логично излагать мысли.
Прогулки по бульвару Победы. Подготовка  празднования юбилея Победы: экскурсии к памятнику воинам, погибшим в ВОВ, встречи с земляками - ветеранами, воинами-интернационалистами, оформление фотовыставок, выставок и т.д.
Уроки безопасности в быту, дать понятие об опасных предметах, явлениях
Уроки безопасности: дать понятие о возможных травмах, о безопасном поведении на дороге, в быту, об общении с незнакомыми людьми; учить оказывать первую помощь.
Экскурсии по детскому саду, знакомство с профессиями сотрудников детского сада.
Закрепление знаний о профессиях. Цикл экскурсий на предприятия города, занятия на тему "Люди труда". Дать детям первоначальные сведения об особенностям развития сельского хозяйства и животноводства Заинского района (с использованием материала местных СМИ).
Цикл бесед "Все работы хороши"
Цикл занятий "Рукотворный мир"
1) Кто и как создает красивые и полезные предметы (рассказы о профессиях. Схема: замысел- материал - орудие труда -производство -продукт деятельности)
2) Я в гостях у мастеров (посещение музеев, выставок, ознакомление народно-прикладным искусством)
3) Я тоже многое могу! (художественно-прикладная деятельность)
4) Подарим новую жизнь старым вещам (изготовление предметов из утилизированного материала, оформление выставок)


Цикл занятий по экономическому воспитанию детей.  Социально-  экономическая игра "Юный коммерсант"
       3. Тематический блок  «Наша Республика. Российская Федерация»

       Основные темы:
       - Из истории Республики, символика.
       - Казань -  столица Татарстана.
       - Знакомство с природой, растительным и животным миром. Красная книга Татарстана.
       - Наши соседи. Знакомство с национальным составом.
       - Российская Федерация. Символика.
       -  «Я имею право…» - знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями гражданина. 

       Задачи: познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет  людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории родного края; познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;  формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях.


Средства реализации
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл бесед "Кто ты?" - принадлежность к национальности, язык

Знакомство с государственной символикой РТ. Президент РТ
Знакомство с государственной символикой РФ. Президент РФ
Цикл занятий "Моя родина - Татарстан" - беседы, праздники, игры, песни, национальные блюда. Казань - столица Татарстана
Цикл занятий "Наша Родина - Россия"
Что такое родная природа? (ознакомление с ландшафтом, растительным и животным миром своего края). Красная книга Татарстана, России
Цикл занятий об экономном расходовании природных ресурсов
Цикл занятий о соседях Татарстана "Наши соседи". Знакомство с культурой чувашей, башкир, марийцев и др.
Многонациональная Россия. Знакомство с расами, воспитание толерантного отношения к культуре разных народов. Понятие о многообразии религий
Цикл занятий "Воины - защитники Отечества". Из истории русской армии, о ее славных победах. Беседы о Великой Отечественной войне, воинах-интернационалистах. Создание Книги Памяти о родственниках - участниках ВОВ и боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и т.д.
Цикл занятий "Я имею право…". Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
Цикл бесед с родителями "Маленький гражданин в вашей семье"
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты