Гражданином быть обязан!

Методический портал

Из передового опыта США: 
«Обучение через служение обществу»


О.Е.Савельева , 
Смоленский государственный университет, доцент, 
канд. пед. наук

       В последние годы широкое распространение в школах США получила такая форма обучения как «обучение через служение обществу» (service learning). Прежде всего, отметим основные черты, характеризующие рассматриваемую форму. Согласно американскому педагогу Катрин Бергер Кей (Cathryn Berger Kaye), «обучение через служение обществу - это форма обучения, при которой преподаваемые знания углубляются посредством деятельности на благо других в процессе, который предусматривает время на осмысление опыта такой деятельности и демонстрацию приобретенных знаний и умений» [4].

       В другом определении «обучение через служение обществу» объединяет цели служения обществу с целями обучения с тем, чтобы деятельность изменила как получателя,  так и  производителя  служения обществу[2].

       «Обучение  через служение обществу» получило широкое распространение в США: половина всех школ старшего звена (high schools) применяют проекты на его основе, каждый год в таких проектах участвуют несколько миллионов школьников. Проекты поддерживаются федеральным и местным правительствами, различные учреждения вкладывают ежегодно миллионы долларов в разработку, развитие и улучшение «обучения через служение обществу). По всем аспектам такая форма обучения получили одобрение в политической сфере.

       Чем «обучение через служение обществу» заслужило такое пристальное внимание и популярность? Структурируем его полезное воздействие по признаку адресата, получателя пользы:

  1. Польза школьникам. Школьники получают пользу в академической, социальной и эмоциональной сфере: развивают умения, исследуют карьерные альтернативы  и   получают  возможность  признать  ценности  гражданской ответственности и активного участия в жизни общества.
  2. Польза  учителям.. Учителя делают школу и обучение более значимыми для   своих учеников, зачастую наблюдая, как их ученики добиваются успеха и развивают в процессе неиспользуемые ранее силы; сотрудничают с коллегами и общественными партнерами с целью разработки интересного учебного плана и  способны открыть в себе новые профессиональные силы.
  3. Польза школьной администрации. Школьное руководство может отметить подъем морального духа учителей и учеников по мере достижения желаемых академических результатов, а также рост положительного интереса к школе со стороны общественности.
  4. Польза общественным партнерам. Партнеры получают необходимую помощь, а также могут сами научиться от школьников в процессе преподавания или общения.

       Однако, в чем состоит главная ценность применения такого обучения, так это в том, что даже маленькие дети с восторгом замечают, как их мысли и действия изменяют окружающую действительность, что является мощным стимулом дальнейшего проявления гражданственности. «Развиваются отношения между людьми, что способствует пониманию и признанию общих и отличительных особенностей друг друга. Глаза привыкают к поиску общественных нужд, за чем следует осознание возможности собственного влияния» [4].

       Таким образом, «обучение через служение обществу» - мощное средство гражданского воспитания, учащее детей взаимодействовать, быть терпимее, принимать активное участие в изменении окружающей действительности, предлагающее углубить школьные знания, а также приобрести навыки для будущей карьеры. Чем, однако, такая форма обучения отличается от общественного труда в советской школе? Для выявления разницы отметим необходимые черты, характеризующие «обучение через служение обществу»:

  1. интеграция обучения с общественно полезной деятельностью;
  2. соответствие деятельности реальным нуждам общественности;
  3. самостоятельность детей в обсуждении и принятии решений;
  4. применение объединенных усилий (с членами общественности, партнерами, организациями, другими учащимися);
  5. сотрудничество (взаимное обучение, взаимовлияние);
  6. систематическое осмысление;
  7. гражданская ответственность (понимание учащимися, как собственная способность ответить на общественную нужду может улучшить благосостояние общества. Признание собственной значимости в демократическом процессе).

       Деятелъность, выполняемая школьниками в процессе «обучения через служение обществу» может иметь различные формы

  1. Прямая общественная деятельность (Direct Service). Работа напрямую влияет на адресата и предусматривает его вовлечение. Например, работа с маленькими детьми или престарелыми людьми. 
  2. Непрямая общественная деятельность (Indirect Service).  Работа направлена не на конкретных людей, а в целом на пользу общественности или окружающей среде. Примером могут быть ремонт скамеек в парке, сбор продуктов для продовольственных банков или книг для детских домов.
  3. Пропаганда (Advocacy). Задача деятельности - просвещение или призыв к действиям по вопросу общественного интереса. Это, например, написание писем, постановка пьесы, публичные выступления. Школьники учатся понимать правила, системы, процессы, а также работать с взрослыми.
  4. Исследовательская деятельность (Research). Школьники ищут, собирают и отражают в отчетах информацию по значимым для общественности вопросам. Например, это обзоры, интервью, эксперименты, анализы , в частности, анализ окружающей среды. 

       В применении «обучения через служение  обществу»  выделяются четыре этапа осуществления:

       1) Подготовка.
       На данном этапе школьники под руководством учителя определяют общественную проблему (цель),  повторяют полученные ранее знания и умения, приобретают новые знания с помощью различных средств и методов, анализируют основную проблему, устанавливают сотрудничество с общественными партнерами, разрабатывают план, что стимулирует ответственность, выявляют интеграцию знаний и практики, определяют реалистичные пределы своих действий.

       2) Действие.
       Школьники выполняют деятельность, которая имеет ценность, цель и значение, используя ранее приобретенные и новые знания и умения. Эта деятельность дает уникальный образовательный опыт, имеет реальные последствия и предлагает безопасную среду для обучения, ошибок и успехов.

       3) Осмысление.
       Учитель или школьники организуют процесс осмысления, используя различные приемы: ролевые игры, обсуждение, ведение журнала. Школьники описывают, что происходило, анализируют произведенный эффект, обсуждают мысли и чувства, интегрируют полученный опыт в больший контекст, размышляют над улучшением проекта, генерируют идеи и.вопросы, получают обратную связь. Этот этап - один из ключевых. Согласно Марку Куперу (Mark  Cooper), «Помощь  обществу,   сама  по  себе,  может быть значимой, бессмысленной или вредной.  Осмысление является  ключом к выявлению смысла вашей деятельности на благо общества. Что такое осмысление? Процесс, путем которого участники обучения через служение обществу критически оценивают свой опыт» [3]. 

       4) Демонстрация.
       Школьники демонстрируют умения, понимание и свои результаты внешней группе. Из методов могут применяться: доклады перед сверстниками, преподавателями, родителями и (или) членами общественности, статьи или письма в местные газеты, рассматривающие вопросы общественной значимости, разработка публикации или веб-сайта, который мог бы помочь другим использовать описанный опыт, подготовка презентации и выступлений, создание  визуальных художественных форм. Данный этап позволяет школьникам не только обучить других своему опыту, но и самим лучше осознать то, чему и как они научились.

       «Обучение через служение обществу» всегда предполагает информированную и осознанную деятельность. Так, Катрин Кей приводит пример, когда деятельность не являлась таковой, хотя изначально предполагался её общественно полезный характер. Это пример распространенной в США акции по сбору консервированных продуктов для бедных ("Canned Food Drive")- Школьников просят принести из дома что-либо из консервированной продукции. В данном случае дети это делали, не задумываясь над дальнейшей судьбой принесенного. Так, один школьник заметил, что собранные продукты не представляют большой ценности (фасоль, томатный соус и т.п.). Благодарственный ланч для учителей, приготовленный как раз из этих продуктов, способствовал тому, что организаторы задумались над просвещением детей по вопросам голода, бедности и продовольственных банков. Дети начали читать книги, проводили исследование района, общались с представителями продовольственного банка. В результате существенно улучшилось качество акции, а также улучшилось общение учеников и учителей, наметились планы на будущее.

       
       
       С учетом всех необходимых этапов и характеристик, мы разработали собственный пример по включению практической полезной деятельности в процесс обучения школьников иностранному языку на основе выбранной нами темы.

       Мы сконцентрировались на процессе преподавания английского языки в четвертом классе городской общеобразовательной школы. Курс основан на учебном пособии "Enjoy English 2" М.З. Биболетовой и др. [1]. Выбранная тема - "Being Happy in the Country and in the City" («Хорошо в деревне и в городе»). Тема предусматривает введение новой лексики, а также правила образования степеней сравнения прилагательных.

       Форму «обучение через служение обществу» мы будем применять на этапе творческого применения знаний, когда на основе учебника пройдена и закреплена лексика и грамматика. На этом этапе классу могут быть предложены вопросы на размышление (на изучаемом языке): Красив ли наш город? Можно ли его сделать лучше? Что вам не нравится на улицах, когда вы идете в школу? В качестве домашнего задания может быть предложено следующее:

       Когда вы гуляете по городу,  наблюдайте,  что вам не нравится. Составьте на английском языке список таких  наблюдений. Для этого вспомните новые  слова.  Если вам понадобятся  неизвестные слова, посмотрите их по словарю.

       Для более успешного  выполнения задания в классе повторяются некоторые грамматические конструкции: глагол to be, there is (are), have. Примерный список наблюдений может быть таким: «Парк грязный. Озеро в парке грязное. На дорогах ямы. На домах граффити. Некоторые скамейки сломаны» и т.п.

       По прочтении подготовленных списков в классе могут быть подняты следующие вопросы: «Можем ли мы что-то изменить? Можем ли мы сделать дома чище? Можем ли мы сделать дороги лучше? Можем ли мы сделать парк красивее?» и т.п. Возможный вывод, к которому приведут ответы на эти вопросы, будет такой: «Да, мы можем и хотим», но: 

       1) У нас не хватает материалов, оборудования, некоторых компетенций.
       2) Другие люди всё равно будут портить дома и мусорить. Они не понимают, что это плохо.

       Следующий вопрос напрямую связан с обсуждением и выбором той полезной деятельности, которую класс мог быть выполнить. Придем к предполагаемому заключению: мы можем подготовить выступление элементами художественной самодеятельности, сообщениями, выставками для привлечения внимания людей к проблемам красоты нашего города. (Вывод может быть и несколько другим, так как дети выбирают сами). 

       В дальнейшем стимулируется следующая деятельность учеников: подготовка индивидуально и в малых группах различных  сообщений, воспитательных сценок, песен,  визуальных материалов (фото, рисунки, видеосъемки)  и прочего на тему чистоты и  благоустройства города. К выполнению этого могут быть подключены уроки рисования, музыки, информатики, окружающий мир. Класс во главе с учителем устанавливает связи с руководством школы или с детской общественной библиотекой о возможности использования помещения (актового или другого зала) для проведения мероприятия. В первых классах своей школы и ближайших школ, а также в подготовительных группах детских садов проводится реклама мероприятия с целью приглашения зрителей. Дети приглашаются с учителями и родителями.

       Затем следует второй этап - сама деятельность. Проведение мероприятия возможно, например, совместить со сбором пожертвований на благоустройство школьного двора. 

       Достаточно ответственен следующий этап - осмысление.  Детьми переживается, осмысливается и выражается значимость проделанной работы. Учащимся важно осознать пользу того, что они донесли до малышей и их родителей необходимость заботиться о красоте и порядке родного города и внимательно относиться к окружающей среде. В рамках языковой работы возможно подведение к следующим утверждениям на изучаемом языке (тренируется лексика, новые и давно пройденные грамматические темы):

       1. Улицы не чище сегодня, но они будут чище в будущем.
       2. Парк ещё не красивее сегодня, но он будет красивее в будущем.
       3. Город сейчас еще не лучше, но он будет лучше завтра и т п.

       Для осуществления последнего этапа - демонстрации - возможно, например, подготовить школьную стенгазету с фотографиями, рисунками. фрагментами выступлений и собственными впечатлениями. Простые подписи под фотографиями и рисунками можно выполнить на изучаемом языке.

       Таким образом, даже обычный учитель-предметник в силах разнообразить мир школьника, сделать его более значимым и запоминающимся, заставить детей поверить в их собственные силы и очертить: первый шаг в их гражданском становлении.


Литература:

1. Биболетова М.З. и др. Enjoy English-2: Учебник англ. яз. для нач. шк./ М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.В. Добрынина. - Обнинск: Титул, 2004.-224с.
2. AACTE  National Service-Learning  in Teacher Education Partnership.- http://www.aacte.org/Other_Professional_Issues/service_learnirig.htm
3. Education for Civic Engagement in Democracy: Service Learning and Other Promising Practices / Mann Sh. (Editor), Patrick J.J. (Editor)-NY.2000- 267p.
4. Kay С. В. The Complete Guide to Service Learning: Proven, Practical Ways to Engage Students in Civic Responsibility, Academic Curriculum, & Social Action. - Minneapolis: Free Spirit Publishing, 2004. - 228p.
5. National Service Learning Partnership. – http://www.service-learningpartnership.org
6. The National Service-Learning Clearinghouse. –http://www.servicelearning.org.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты