Гражданином быть обязан!

Методический портал

Преподавание граждановедения в США 
(на примере анализа учебника)

О.Е.Савельева , 
Смоленский государственный университет, доцент , канд. пед. наук

       В наши дни в сфере образования актуален вопрос о пересмотре различного рода стандартов. В частности требует критической переработки старая, «доперестроечная», программа гражданского воспитания в школе. Ввиду этого целесообразно было бы, на мой взгляд, изучать педагогическую практику и процессы, происходящие за рубежом с целью анализа их полезности для нашей российской практики. Изыскивая наилучшие способы и методы преподавания граждановедения в школе, я обратилась к опыту США. Выбор страны был не случаен в том плане, что США отличаются довольно высоким уровнем гражданственности своего народа, народа, знающего и умеющего защищать свои права и отстаивать принципы демократии, чтящего свою историю и ратующего за активность социального деятеля. Цель данной статьи - осветить наиболее выдающиеся особенности преподавания граждановедения (обществознания) в школах США, сопоставить их с отечественной практикой и стимулировать поиск возможностей применять зарубежный опыт при преподавании обществознания российским школьникам.

       Для анализа было выбрано учебное пособие по граждановедению Дж. Саффела [J. Saffell] «Civics : Responsibilities and Citizenship». Для более детального рассмотрения мною был разработан ряд критериев, по которым оценивался учебник:

  1. Значимость содержания материала для будущего социального деятеля;
  2. Связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка;
  3. Стимулирование самообразования (степень собственного участия в приобретении знаний и умений);
  4. Ориентация на практическое применение знаний и стимулирование преобразовательной деятельности;
  5. Стимулирование взаимодействия и построения корпоративных связей и отношений.

       В ходе анализа содержания учебного материла я обратила внимание на то, что выбор тем для изучения осуществляется американским автором на основе их актуальности и полезности для успешного функционирования обучаемого как гражданина своей страны. Учащимся предлагается познакомиться с основными принципами построения государства и гражданского общества, приводится множество исторических фактов зарождения американской демократической системы, обсуждаются проблемы прав, обязанностей граждан и их законных оснований. Затрагиваются темы о необходимости гражданской ответственности и участия в общественной жизни, рассматривается многообразие социальных групп, в том числе групп по интересам, способы индивидуального или коллективного влияния на политические и социальные процессы. Помимо этого освещаются основы экономического построения общества, а также вопросы взаимодействия американского государства с другими странами.

       Интересным, на наш взгляд, является то, что наряду с основными темами в учебник включены профориентационные разделы ("Careers"). В них приводится информация, связанная с тем или иным родом деятельности (о профессии учителя, пожарного, библиотекаря и т.п.). Такой подход, на мой взгляд, облегчает решение задачи профессионального ориентирования учащегося и помогает ему в выборе своей будущей карьеры.

       Помимо этого, на протяжении всего учебника школьникам предлагаются статьи чисто практического содержания, призванные наилучшим образом помочь будущим гражданам ориентироваться в общественно-политических процессах. К примеру, при изучении правительства ученикам предлагается конкретная информация или сведения из реальной политической жизни. Учеников обучают, как интерпретировать политическую карикатуру, или, например, как получить максимально полную информацию о кандидатах перед теми или иными выборами. Много статей начинаются вопросами: «Как провести митинг», «Как написать представителю Парламента», «Как защитить свои права потребителя», «Как обращаться в государственные учреждения» и т.п. Таким образом, наблюдается высокая степень соответствия учебного пособия критерию №1.

       Степень соответствия критерию №2 можно проследить при анализе сопровождающих учебный материал заданий. Методы и приемы работы с материалом довольно разнообразны и интересны. Например, авторы советуют вести личный журнал по граждановедению ("My Civic Journal"), в котором ученики оставляют собственные наблюдения, комментарии, и т.п. При изучении, к примеру, роли правительства, школьники получают задание записывать те случаи, когда он или его семья непосредственно испытывают влияние правительства на свою жизнь (например, чтобы водить машину, нужно получить права, а когда ты за рулем, необходимо соблюдать скоростной режим, и т.п.).

       Интересны задания под заголовком «Работа в своем районе» ("Working in Your Community"), а также «Обрати внимание на свой район» ("Focusing on Your Community"). Они предлагают ученикам выявить основные политические предпочтения местной общественности, насущные проблемы района, налоговую политику местного правительства, основные производства района, предлагаемые рабочие места и т.п. Другими словами, эти задания ориентированы на то, чтобы учащийся в своей реальной жизни наблюдал, как работают и применяются те знания, которые он получает в школе. Кроме того, формируется привычка обращать внимание на социальное, экономическое, политическое и т.д. положение вокруг себя, привычка задумываться и анализировать. (Далее будут приводиться отрывки из учебника.)

       Изучите политические предпочтения своего района. Большинство голосующих зарегистрированы как демократы или как республиканцы? Как последние три года голосовало большинство в вашей местности - за республиканцев или демократов? На уровне местного правительства, за какую партию ваша местность наиболее стабильно голосует? Сообщите в классе полученные сведения.
       
       В учебнике американского автора хорошо реализовано стимулирование собственного участия ребенка в приобретении знаний (критерий №3). Помимо заданий на воспроизводство, творческое применение знаний и развитие мышления, в большом объеме представлены задания по собственному сбору информации и презентации ее в классе.

       Исследуй различные группы людей в своем районе. Какие иммигрантские группы изначально там селились? Как изменился характер населения со временем?... Расспроси нескольких пожилых людей об изменениях, которые они заметили в районе. Подготовь сообщение для своего класса о характере своего района и о том, как он изменился.

       Много заданий связано с использованием Интернета. В некоторых заданиях даются прямые адреса сайтов для обращения за той или иной информацией, а некоторые связаны с использованием Интернет - поиска. В таком случае приводится краткий инструктаж для работы:

       Найдите в Интернете в школе или общественной библиотеке информацию о какой-либо поправке к Конституции, которую планирует внести Конгресс или штаты...
       Используйте текстовый редактор, чтобы  написать письмо в издательство вашей местной газеты о своей поддержке, либо несогласии с поправкой, аргументируя свое мнение. 

       Или, например:

       Поищите в Интернете адрес электронной почты президента. ДЛЯ поиска вам, вероятно, понадобятся следующие ключевые слова: правительство США, президент, e-mail. Затем найдите в своем журнале по граждановедению действия и тактику президента. Определите, как какое-либо из этих действий влияет на вас как гражданина. Подумайте, как бы вы поступили. Напишите и пошлите электронное письмо президенту. Ясно объясните свое отношение к любому из недавних поступков и предложите свой вариант действий.

       В этом случае учащиеся одновременно: участвуют в поиске информации, практикуют компьютерные и речевые знания и умения, пробуют себя в качестве активных граждан, способных выражать своё мнение. В таких заданиях четко прослеживается соответствие и критерию №3, и критерию №4, связанному со стимулированием практического применения получаемых знаний.

       Распространены задания, при которых собственный поиск информации связан с налаживанием контактов с различными людьми, организациями, государственными учреждениями. Многие задания, предложенные в американском учебном пособии, связаны с работой в парах или небольших группах. При таком способе выполнения работы развиваются навыки общения и сотрудничества, немаловажные для будущих деятельных граждан.

       В группах по четыре человека найди ближайшую иммигрантскую службу. Позвони служащим и выясни информацию о том, как стать гражданином по натурализации. Постарайся узнать, какие вопросы задают иммигранту при его обращении и в процессе собеседования. По возможности попроси натурализированного гражданина выступить перед классом с рассказом о его или её опыте по приобретению гражданства США.

       Многие задания учебника объединяют реализацию целого набора определенных нами критериев:
       
       Свяжись с волонтерской организацией в своем районе, чтобы узнать, какую помощь она предлагает населению. Вступи в организацию волонтером на определенное количество часов в неделю. Расскажи друзьям, семье и соседям об организации и предложи им также стать волонтерами (критерии №2, 3, 4, 5).


       На протяжении всего учебника в рамках той или иной темы приводятся описания конкретных выдающихся случаев из практики, судебных процессов и т.п. Учащиеся могут попрактиковаться в обсуждении подобных реальных случаев и предложить собственное видение и решение проблемы. Такой прием называется «изучение случая» (case study).

       При преподавании граждановедческих дисциплин (как и других дисциплин, обладающих воспитательным потенциалом), американские педагоги советуют прибегать к демонстрации подлинных исторических и других документов. Их рекомендуют искать в архивах, в Интернете, библиотеках. Например, это регистрационные карточки призывников, правительственные приказы, стенограммы переговоров и т.п. Они помогают иллюстрировать абстрактную теорию, стимулируют внимание и интерес, способствуют лучшему запоминанию материала, заставляют переложить изучаемый материал на себя.

       Сравнивая американское учебное пособие с отечественными аналогами, я наблюдаю то, что, при относительной схожести содержания, методы и приемы подачи материала в США в большей степени направлены на формирование учащегося привычки действовать, активно влиять на жизнь в стране, они имеют четко выраженную практическую направленность и предполагают, что гражданин должен не только знать, но и уметь реально отстаивать и защищать свои права в различных конкретных ситуациях. Теория в данном случае неразрывна с практикой, ученик не только читает или слушает, но и побуждается активно наблюдать изучаемые явления в собственной жизни, у него целенаправленно формируют исследовательские навыки, систематически поощряют стремление изменять собственную жизнь и жизнь американского общества к лучшему. При этом воспитывается определенная гражданская смелость и ответственность, формируется стойкое и искреннее желание быть гражданином своей страны.
       
       
       Литература:
       1. Saffell J. Civics : Responsibilities and Citizenship : Textbook / J. Saffell. - Glencoe McGraw-Hill. - 2000. - 617 p.



Примеры аутентичного раздаточного материала:

       1) армейские регистрационные карточки: участника 1 Мировой войны Алвина Йорка, пионера джаза Луи Армстронга.

       2) заявление Ричарда Никсона об уходе с поста президента 



1
2
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты