Гражданином быть обязан!

Методический портал

Музейная педагогика 
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.


       
Васильева М.В., воспитатель,
Ермолаева С.Н., заведующая,
МДОУ д/с№63  "Золотой петушок",
г. Смоленск


       
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, 
прививая духовную оседлость, 
так как без корней в родной местности, 
стороне человек похож на иссушенное 
растение перекати-поле».

Академик Д.С.Лихачев.

       Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной     и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

       В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное от¬ношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

       Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой коллектив и сложился в ДОУ «Золотой петушок». Работа строилась, систематизировано по нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов. В воспитании дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науки - музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

       Смоленск — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. 
       
       Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и истории. 
Содержание, оформление и назначение мини-музея должны были обязательно отобразить специфику возраста каждой группы. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п. 
  • В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.
  • Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей. 
  • Было разработано положение по мини- музеям ДОУ. 

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП 
(ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

       Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами. 

3 этап
ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ».

       Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

       Благодаря конкурсу «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ» в ДОУ «Золотой петушок» появились мини-музеи:

•        Мини-музей «Русская изба»;
•        Мини-музей «Золотой петушок»;
•        Мини-музей «Чудо-дерево»;
•        Мини-музей «Волшебница-вода»;
•        Мини-музей «Книжки-малышки, книжки игрушки для Катюшки и Андрюшки»;
•        Мини-музей «Театральные куклы»;
•        Мини-музей «Кукол-неваляшек»;
•        Мини-музей «Волшебный мир ракушки».
•        Мини – музей  «Пирамидка»

       В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых и спальных комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п. Одно из требований к обустройству мини-музеев – это, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу. 

       Воспитатели активно используют экспонаты мини-музеев в работе с дошкольниками:

       - перед поездками в музеи города Смоленска.
       - при проведении занятий по патриотическому воспитанию.
       - при проведении экскурсий по мини – музеям.
       - при знакомстве детей с поведением в музеях.
       - бережном отношении к вещам и при решении других  важных задач в воспитании дошкольников.

       В результате такой работы в ДОУ появился круг единомышленников, которые заинтересованы работой, созданием таких уголков. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

       МДОУ в тесном контакте работает с музеями города Смоленска, эта работа отражается в следующих схемах, включая разнообразные разделы в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию:

       Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной. Таким образом у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.  Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини- музеи экспонатами, поддерживать связь с другими музеями города. 
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты