Гражданином быть обязан!

Методический портал


Воспитание гражданских качеств личности обучающихся 
на уроках русского языка и литературы 
(на материале текстов краеведческого характера)


Ташимова М.М., 
методист МОУ «ЦТР и ГО «Перспектива»,
                                                                           Сенько С.В., 
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 142»,
                                                                           Малахова А.В., 
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 142»,
г.Омск


       Одним из аспектов работы творческой группы «Формирование активной гражданской позиции обучающихся» является работа с материалом по краеведению. Тексты по истории края, города у детей вызывают искренний интерес: привычные топонимические названия начинают звучать по-иному.

       На уроках русского языка мы используем материалы из пособий «Омск и история Сибири на уроках развития речи» и «История края в словесности». Но существуют ведь и другие яркие произведения омских поэтов, писателей, интересные работы краеведов, которые вызывают чувство гордости за свой край, город, за своих земляков. Так родилось желание в рамках работы творческой группы подобрать материал по краеведению.

       Работа с краеведческим материалом получила развитие в трёх направлениях: подбор адаптированных текстов  для анализа на уроках русского языка, знакомство с творчеством современных омских писателей на уроках литературы и во внеклассной деятельности.

       Мы не смогли пройти мимо книги А.Поварницына, посвященной 290-летию города Омска «Любимому городу». Написанная с любовью, с осознанием, что любой факт из истории города – это часть жизни наших бабушек, дедушек, родителей, это история страны.  Мы подобрали из этой книги несколько текстов, которые можно использовать на уроках развития речи.

       Все знания и умения, которые требуются от обучающихся  при сдаче ГИА  или ЕГЭ, можно отработать на данных текстах:

  • сжатое изложение;
  • выявление проблемы текста, авторской позиции;
  • обучение сочинению-рассуждению.

         На уроках литературы мы обращаемся к творчеству омских писателей, в частности, к поэзии Сергея Криха, выпускника исторического факультета ОмГУ, лауреата  премии им. Ф.М.Достоевского.

         Изучая роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», мы попытались создать портрет героя – нашего современника. Подобным «портретом» можно считать и лирического героя первой книги С.Криха «Хруст эпохи». Герой не сторонний наблюдатель в эпоху перемен. Он не перекладывает вину за то, что этот мир таков, на кого-то, он берёт её на себя:

       Я один из виновных, я знаю, что будет,
       Я живу, но уже не достоин цели…

       Лирический герой, как и все мы, живёт на сплошном переломе эпох, принципов, судеб. Он ходит по тем же улицам, дышит тем же воздухом.

        С лёгкой руки наших библиотекарей мы познакомились с повестью омских авторов Николая и Светланы Пономарёвых «Фото на развалинах». Захотелось обсудить повесть с детьми во внеурочное время.

       Повесть  Пономарёвых оказалась действительно актуальной для подростков: одиночество ребенка в семье, где у взрослых своя жизнь, а интерес к жизни собственного отпрыска часто воспринимается им как фальшь. Первая неразделённая любовь. Юношеский максимализм в оценке людей, событий, эпохи. Мысли о разрушении этого мира, любование следами разрухи, стремление их запечатлеть, увековечить на своих фотографиях. Мысли о самоубийстве.

       Но вера в жизнь берёт своё! На пути героя появляется Учитель. Где ещё в современной литературе (и в жизни, т.е. в газетах, на телевидении) вы увидите положительный образ учителя?

        Теория  учителя Виктора Карбони: «Думай о хорошем,  делай  хорошо и будет легче», оказалось, действует! Правда, не вокруг, а в душе человека. Герой понимает, что «схема пессимизма треснула от того, как я попытался увидеть вокруг добро». Он понимает, что Бог, устав от серости и разрушения, «устраивает весну и лето… Потому что за осенью и зимой всегда наступает цветная весна. И ничто не кончается разрушением».

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты