Гражданином быть обязан!

Методический портал


РЕЗОЛЮЦИЯ 
научно-практической конференции
«Патриотическое воспитание в Свердловской области:
опыт, перспективы развития» 
25 марта 2009 года



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, 
Институт развития регионального образования Свердловской области,  
Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи»


       Научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание в Свердловской области: опыт, перспективы развития»  подготовлена и проведена Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Институтом развития регионального образования Свердловской области, Центром дополнительного образования детей «Дворец молодежи».

       В конференции приняли участие представители Правительства Свердловской области, Департамента по делам молодежи Свердловской области, Министерства культуры Свердловской области, ГУВД по Свердловской области, Военного комиссариата Свердловской области, Уральского государственного педагогического университета, Свердловской областной организации РОСТО (ДОСААФ), специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и педагоги образовательных учреждений различных типов и видов, студенты Уральского государственного технического университета-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

       В рамках конференции прошло пленарное заседание, работали секции: 

  1. С чего начинается Родина: патриотическое воспитание дошкольников.
  2. Воспитательный потенциал детских общественных объединений и организаций.
  3. Развитие системы патриотического воспитания детей в муниципальных образованиях.
  4. Патриотизм и культура: воспитательные возможности этнокультурного образования.
  5. Воспитание защитников Отечества.
  6. Координация  деятельности  органов  исполнительной  власти и общественности по созданию системы патриотического воспитания в Свердловской области.

       Участники конференции «Патриотическое воспитание в Свердловской области: опыт, перспективы развития», 
       отмечая актуальность обсуждаемой проблемы в современных условиях построения демократического, правового государства и гражданского общества,
       исходя из приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в воспитании подрастающего поколения, 
       принимая определение патриотизма как осознанного гражданского чувства и гражданской позиции, основанной на понимании своей принадлежности к определенной культуре, сообществу, государству; 
       определяя целью патриотического воспитания развитие позитивно направленной личности гражданина-патриота, обладающего чувством  гражданского патриотизма и гражданской позицией, осознанно сформированной и принятой личностью, 
       осознавая необходимость совместных усилий всех социальных и государственных институтов, организаций, объединений, органов местного самоуправления, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения, 
       понимая, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это развитие всей системы образования и образованности как условия вхождения человека в новые реалии гражданского общества, а не система шаблонных мероприятий воздействия на личность, которая может приводить к формальному патриотизму и гражданственности, 
       акцентируя внимание на необходимости гражданско-патриотического воспитания на всех ступенях общего и профессионального образования и в системе дополнительного образования, 
       понимая необходимость формирования политической, правовой культуры, а также толерантного сознания детей и молодежи,  уважения к представителям разных культур, воспитания патриотизма через осознание национального многообразия страны, региона,
       признавая важность развития этнокультурной компетентности, этнического самосознания, российской идентичности личности в системе гражданско-патриотического воспитания, 
       опираясь на нормативные и программные документы Российской Федерации и Свердловской области, 

       ПРЕДЛАГАЮТ:

       1. Правительству Свердловской области:

  • обратить внимание на необходимость государственной поддержки деятельности клубов, объединений гражданско-патриотической направленности;
  • поддерживать проекты историко-краеведческой, этнокультурной, социально-правовой направленности, предлагаемые для реализации учреждениями культуры и образования, детскими и молодежными общественными организациями;
  • шире информировать общественность о деятельности Координационного совета по вопросам патриотического воспитания граждан при Губернаторе Свердловской области;
  • провести целенаправленную работу по подготовке полиграфических изданий гражданско-патриотической направленности, а также социальной рекламы на улицах населенных пунктов Свердловской области.

       2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области:

  • создать совет по гражданско-патриотическому воспитанию в системе образования;
  • продолжить поддержку изданий  историко-краеведческой, этнокультурной, социально-правовой направленности;
  • организовать в 2010 году проведение конкурса на лучшее образовательное учреждение, реализующее комплексную программу гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • организовывать проведение конкурсов на лучшую детскую общественную организацию.

       3. Институту развития регионального образования Свердловской области:

  • провести социологическое исследование по проблемам гражданско-патриотического воспитания в системе образования;
  • подготовить сборник учебно-методических материалов по организации и содержанию гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях различных типов и видов;
  • разработать методические рекомендации по активизации деятельности детских общественных организаций в сфере гражданско-патриотического воспитания;
  • определить основные подходы к мониторингу качества гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовании, образовательном учреждении; определить параметры и критерии оценивания сформированности гражданско-патриотических качеств личности.

       4. Центру дополнительного образования детей «Дворец молодежи»:

  • совместно с Институтом развития регионального образования Свердловской области обобщить опыт работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений и педагогов по направлениям гражданско-патриотического воспитания, обеспечив информирование общественности об опыте, дающем позитивные результаты;
  • шире использовать потенциал передачи «Час Дворца» для освещения деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений и отдельных педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • на официальном сайте Центра дополнительного образования детей «Дворец молодежи» создать раздел «Гражданско-патриотическое воспитание в Свердловской области» для размещения информационных, аналитических материалов, публикаций педагогов Свердловской области.

       5. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:

  • выступить инициаторами разработки комплексных муниципальных программ гражданско-патриотического воспитания;
  • выстраивать систему взаимодействия государственных и муниципальных организаций различных ведомств, общественных организаций для развития системы гражданско-патриотического воспитания муниципального образования (образовательные учреждения различных типов и видов, клубы, музеи, библиотеки, центры и дома творчества и культуры, учреждения физической культуры и спорта, другие учреждения и организации);
  • информировать сообщество о новациях, достижениях в сфере гражданско-патриотического воспитания через средства массовой информации, научно-практические конференции, семинары, другие формы;
  • издавать сборники по проблемам гражданско-патриотического воспитания (из опыта педагогов и образовательных учреждений);   
  • с периодичностью раз в два года проводить конкурсы на лучшую детскую общественную организацию. 

       6. Образовательным учреждениям:

  • активизировать формы массовой гражданско-патриотической работы (поисковая деятельность, деятельность военно-патриотических клубов, праздники, связанные с памятными датами истории Отечества и другие формы);
  • развивать формы увековечения памяти воинов России (мемориальные музеи, установление и благоустройство памятников, обелисков, стелл, организация выставок, сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов и другие формы); 
  • создавать кабинеты (музеи) истории и культуры Урала в образовательных учреждениях как центры формирования культурно-исторической компетентности подрастающего поколения;
  • шире использовать часть образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, для проведения дополнительных занятий культурно-исторической  направленности («История мировой культуры», «Героические страницы отечественной истории», «История и культура Урала», «Этнокультурные традиции Урала» и другие);
  • создавать условия для деятельности детских общественных объединений, организаций, органов ученического самоуправления на принципах добровольности, подлинной самостоятельности, реальных полномочий, способствующих развитию личностного потенциала ребенка, его духовно-нравственных (в том числе гражданско-патриотических) качеств, инициативности, правосознания, активной гражданской позиции;
  • создавать условия для культурной адаптации детей-мигрантов;
  • систематически освещать опыт гражданско-патриотического воспитания, представлять его результаты в средствах массовой информации, научно-практических изданиях.

       7. Педагогическим работникам:

  • обновлять содержание учебных предметов путем включения в них культурно-исторического, духовно-нравственного, политико-правового компонентов;
  • шире использовать современные педагогические технологии, позволяющие развивать позитивные качества личности, формировать гражданскую позицию обучающихся;
  • обеспечивать эмоциональное, чувственное развитие детей на основе положительных примеров через содержание образовательных программ и различные виды деятельности;
  • действенно приобщать детей к общечеловеческим ценностям, нормам и правилам, позволяющим жить и действовать в настоящем и будущем;
  • использовать  социально ориентированные игры, включающие ребенка в коллективную активную деятельность;
  • повышать роль рефлексивной деятельности, способствующей осознанию своего отношения к окружающему миру и своим поступкам;
  • оказывать методическую помощь родителям по формированию и развитию у детей положительного ценностного отношения детей к окружающей среде;
  • вовлекать родителей в различные виды совместной общественно полезной деятельности.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты