Гражданином быть обязан!

Методический портал


Краеведение в системе воспитания патриотизма  и гражданственности  
у обучающихся   в современной школе




Смаилова С. С.,
 учитель истории и обществознания 
МОУ «СОШ № 151 КАО»,
Стасенко Т. И.,
 зав. школьной  библиотекой,
г.Омск


       В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. 
            
       Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. 

       Современная школа ставит целью не трансформацию готовых знаний обучающемуся, а обучение его самостоятельному поиску информации, её анализу, глубокому осмыслению и определению своей гражданской позиции по тем или иным проблемам. Краеведческая работа в школе эффективна в том случае, когда она осуществляется в системе. Мы понимаем это как: 

       - всеобщий охват обучающихся с 1-11 классы,
       - регулярно - систематически согласованная работа с учебно-воспитательным планом школы, 
       - тесный контакт и взаимосвязь с  учителями-предметниками и другими учреждениями вне   школы, 
       - использование как традиционных форм и методов работы, так  и инновационных. 
       
       Педагогическое творчество позволяет иначе подойти к образовательному пространству школы. Среди инноваций сегодняшнего дня – интегрированные уроки. Качественно подготовленный интегрированный урок имеет чёткую структуру, отличается компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью материала на каждом этапе урока, большой ёмкостью и успешным усвоением информации. Именно интегрированные уроки стали новой формой взаимодействия нашей школьной библиотеки с учителем истории и обществознания.

       Большой интерес у учащихся школы вызывают встречи с интересными людьми нашего города, микрорайона. Стали хорошей традицией проводимые ежегодно встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Поисковая работа краеведческих кружков позволила выявить ветеранов, проживающих на территории 12 микрорайона, – это Александра Михайловна Алёхина-Михайлова, Трубицын Константин Алексеевич, Кузьмин Глеб Михайлович, Карабанов Иван Михайлович, Тарасов Герман Анатольевич и др.        По нашему мнению, тема семьи должна стать одним из ведущих направлений в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. 

       Краеведческая работа позволяет развивать детское творчество. На неделе детской книги проводится конкурс чтецов стихотворений о родном крае. В настоящее время готовится к изданию сборник авторских стихов обучающихся школы. Обучающиеся начальных классов с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах поделок и рисунков «По страницам омских книг». Особенно удачными и яркими стали конкурс «Омск глазами юных художников и фотографов», конкурс сочинений о Великой Отечественной войне «Великим тем годам посвящаю».

       Краеведческая деятельность в школе  – это продуманная система по воспитанию  патриотизма  и гражданственности    у обучающихся   в современной школе. Она способствует:
                                                                  
       - всестороннему, глубокому изучению истории родных мест, природы, экономики, культуры города и области;
       - созданию книжного  фонда, который  наиболее более полно удовлетворяет читательские потребности; 
       - пробуждению интереса к чтению литературы о нашем крае;
       - знакомству учеников школы и их родителей  с интересными людьми города, микрорайона и их творчеством;
       - появлению новых форм деятельности.

       Глубоко продуманная и грамотно организованная краеведческая работа в школе способна воспитать высоко нравственного гражданина и настоящего патриота своей Родины.



Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты