Гражданином быть обязан!

Методический портал


Использование краеведческого материала 
в урочной и внеклассной деятельности как средство воспитания 
патриотизма и гражданственности младших школьников



Щеглина С. М.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144»,
г.Омск



       Одним из ведущих факторов формирования  исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся  о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

       Академик Д.Н. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежат, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Известно, что формировать понятие патриотизма уже возможно в 7-8 лет. Поэтому не случайно, что уже младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей (Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.), характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.

       Свою деятельность по формированию у учащихся патриотизма и гражданственности начала с диагностики. Результаты диагностики показали, что дети недостаточно знают о родном крае. Основным источником получения знаний учащиеся назвали школу и лишь немногие – рассказы родителей, книги, газеты, интернет. Следовательно, основные знания об истории нашего города и людях, прославивших его, дети получают в школе на уроках. 
       
       Изучение краеведческого компонента в нашей школе осуществляется за счет 15% учебного времени на предметах «Литературное чтение», «Природоведение». Так, при изучении раздела  «Страницы русской классики» на уроке по теме «Рассказы о животных» широко использую стихи, рассказы омских писателей (Т. Четвериковой, Т. Белозерова и др.). При этом применяю групповой метод работы: учащиеся первой группы – подбирают и представляют биографический материал об омских писателях или поэтах; учащиеся второй группы – готовят и оформляют выставку книг, посвященную животным, третья группа – готовит небольшую инсценировку или чтение по ролям отрывка из произведения. Дети с удовольствием участвуют в подготовке таких уроков. Метод защиты проектов находит широкое применение и на уроках «Природоведения». Так, на уроке в третьем классе в разделе «Эта удивительная природа» есть уроки по темам: «Охрана растений», «Охрана животных», на которых обязательно используется местный краеведческий материал. Дети составляют загадки,  кроссворды, ребусы. В конце урока проводим защиту проекта – презентацию. Лучшие проекты мы собираем в папку. За этот год папка пополнилась материалами о животных, птицах, растениях Омской области. На этих уроках воспитывается бережное отношение к родному краю.

       Большие возможности для формирования патриотизма и гражданствен-ности обучающихся дает внеклассная воспитательная работа. В практике моей работы применяется следующее:
 
  • приглашение и выступление перед учащимися омских поэтов; 
  • проведение уроков  в библиотеке имени Т. Белозерова, где есть небольшой музей; 
  • экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, просмотры видео-фильмов;
  • классные часы; 
  • участие в акциях, конкурсах. 
       Я думаю, именно такие яркие мероприятия оставляют след в жизни ребенка, ему хочется узнавать что-то новое. А связь поколений и воспитывает настоящего патриота и гражданина своей страны.   

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты