Гражданином быть обязан!

Методический портал


Организация деятельности воспитателя ДОУ 
по формированию толерантного сознания у дошкольников 
средствами краеведческого материала



Мазур Л.В., 
воспитатель МОУ ДО «Детский сад №361»,
г.Омск


       Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения толерантности дошкольников  - это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников моей группы разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при   непосредственном участии нас, взрослых. Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления  личности дошкольника. В диалоге с семьей беру за основу принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаю важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество.

     По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

     Решаем эти задачи совместно с семьей различными средствами: организовали жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть особенное в ком-то или чем-то.    Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди. Пословицы, поговорки разных народов похожи по смыслу, перекликаются: «Вперед взгляни один раз – оглянись пять  раз», башкирская; «Семь раз отмерь – один отрежь», русская; «Язык острее меча», корейская; «Доброе слово – лечит», русская. Похожи колыбельные песни, пальчиковые игры, подвижные игры для детей разных народов: русские, немецкие, татарские, удмуртские.  Всё это частицы, создающие эмоциональную отзывчивость у детей и открытость восприятия другой культуры. 

    Рассматривая традиционные игрушки разных стран с детьми на занятиях по ИЗО, обращаю внимание на то, как  проявляется общность в восприятии окружающего мира людьми разных народов. Королева игрушечного мира – свистулька, она превращается то в забавную сопелку, то в поющую акарину – простейший музыкальный инструмент. Конь – это знак Солнца. Кони всегда помогают людям в работе, считаются покровителями домашнего очага. При изготовлении народной куклы «Купавки» дети узнали сокровенное. В старину куколке-подружке расскажет девица о своих горестях, да потом пустит ее в реку плыть. Уплывают все горести, беды. Отсюда и название «Купавка». Куколку делаем без иголочки. Ведь не будешь колоть подружку иголкой?  

    Краток, доступен для понимания детей материал по различным лексическим темам с элементами краеведения. Ребята узнали, что издавна люди плавали по Иртышу на стругах, как отряд Ермака; на плотах, на лодках, затем на колесных пароходах. Поразила детей «Легенда об Иртыше»: «Родился у старика Алтая сын Иртыш. Малой каплей вынырнул он из каменной щели и давай расти не по дням, а по часам. И пока искал молодой Иртыш красавицу Обь, напоил прохладной водой многие земли и многих людей разных стран» Использование краеведческого материала на занятиях с детьми не только расширяет кругозор детей историческими фактами, былинами, но и воспитывает уважительное отношение к людям прошлого и к истории в целом. 
     
      Проводим с родителями совместные мероприятия: праздники, встречи с интересными людьми, экскурсии по улицам города, в Краеведческий музей,  выставки творческих работ, ярмарки, фотовыставки. Плодотворно использование в практике си¬туаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур. Это происходит во время организуемых семьями воспитанников экскурсий по городу, во время туристических поездок в период отпуска. По приезду из отпуска родители привозят фотографии из мест отдыха. Дети делятся впечатлениями, выражают свое отношение к событиям, взрослым, познанному миру. Каждое мероприятие – шаг совместной работы  в направлении формирования толерантности  дошкольников, так как толерантность возникает, укрепляется по мере расширения кругозора и углубления знаний о мире, подобно тому, как и любовь к своей родине и народу крепнет по мере расширения знаний о ней. 

     Воспитывая детей, нам, взрослым: педагогам, родителям полезно помнить, как в 1930 году воплощалась идея Александра Дмитриевича Кизюрина, который заставил плодоносить в Сибири европейские яблони. Яблони сажали необычно, под углом в 45 градусов, ни одна веточка, ни один стебель, не возвышался над землей более чем на 40 см. Ученый решил намеренно придать стелющуюся форму. Он рассчитывал на тепло земли, которое может сохранить дерево от мороза на небольшой высоте. Шли годы, молодой сад рос и рос. Через четыре года дал сочные плоды. Так возник необычный сад в городе Омске, а его создателя назвали «сибирским Мичуриным». 

     Если философски размышлять над этим историческим фактом, то мы, люди, воспитывающие детей своего рода «мичуринцы». Рассчитывая на «тепло земли», то есть богатство национальных культур, традиций, обычаев, демонстрируя детям взаимную терпимость, уважение друг к другу, несомненно, и очень скоро увидим плоды своего труда, значимые для России.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты