Гражданином быть обязан!

Методический портал


Роль семьи в возможности использования краеведческого материала 
в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся




Артёмова Е. С.,
 учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 43»,
г.Омск



       Полный отказ от патриотического воспитания, который был характерен для нашей страны в 90-е годы, явился причиной таких негативных явлений, как отрицание  прежних достижений в истории развития России, неверие в её будущее.

       Ещё Н.М. Карамзин писал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Для формирования программы сотрудничества с семьёй по этой проблеме я исходила из следующего:

  1. Приоритет общечеловеческих ценностей. Человек защищает только то, что любит. Это семья, друзья, родной дом, «малая родина». Любовь к Родине складывается из любви к родной природе, к родному городу, из гордости прошлым родной страны и из веры в её будущее, из стремления впитать в себя ценности своей культуры.
  2. Ребёнок является не только объектом, но и субъектом учебно-воспитательного процесса: он должен стать своеобразным «соавтором», «сотрудником» педагога при формировании собственной личности.
  3. Одновременное воспитание патриотических чувств у детей и их родителей, так как сознание родителей нынешних учеников сформировалось в эпоху «безвременья».

       Необходимо восстановить приоритет семейного воспитания, так неразумно разрушенный в предыдущие годы, когда молодые родители фактически уклонялись от воспитания собственных детей, перекладывая его на плечи работников образования.

       В ходе определения психологической природы патриотического чувства можно сделать вывод, что для формирования полноценного, истинного патриотизма необходимы два основных условия:

       1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве.
        Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких – в своей семье, в школе, в том месте, где он родился. Тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности.
       
       2.Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством.

       Именно семья становится тем явлением, которое будет притягательным магнитом для человека в любом возрасте. Семья – это не только родители, но и своеобразие их быта и языка, местности, климата, природы, традиций. Необходимо убедить родителей в важности нравственно-патриотического воспитания, дать им основы истории, культуры и духовной жизни родного народа.

       Можно рекомендовать родителям знакомить детей с родословной своей семьи в простой доступной форме: кем были дедушки и бабушки, прадеды, откуда пошёл ваш род, сколько у вас родственников и т. д.  Неплохо провести беседу с ребёнком о том, какая у вас фамилия,  рассказать, что такое отчество, какое отчество у папы и мамы, почему отчества разные, а фамилия одна. Нужно заинтересовать ребёнка, а потом более подробно рассмотреть на уроках окружающего мира в теме «Мы и окружающий мир». Это будет продолжением работы над патриотическим воспитанием.
       
       Подробное знакомство с семьёй позволит ребёнку осознать свои корни, понять, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей страны. Особое значение в воспитании патриотизма являются семейные истории об участии родственников в Великой Отечественной войне.

       Ребёнок обязательно почувствует волнение и трепет, если увидит письма с фронта, награды, которые бережно хранят родители. А когда он в классе об этом расскажет одноклассникам, то обязательно почувствует сопричастность к этим событиям и гордость за своих родственников. В нашем классе это  мероприятие проводится каждый год. Ребята с помощью своих родителей рассказывают о дедах и прадедах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, приносят их фотографии, награды. И нужно видеть, с каким чувством гордости они рассказывают об этом.

       Ребята нашего класса планируют создать свою книгу Памяти, в которой были бы сделаны заметки обо всех родственниках, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Здесь необходима помощь родителей, которые хранят фотографии, награды, письма с фронта, свои воспоминания. Именно такая работа объединит каждую семью.

       Особое значение в воспитании патриотических чувств детей имеет посещение вместе с родителями, классом исторических мест, возложение цветов к памятникам и обелискам. Таких мест в городе Омске много: улицы, названные именами героев, памятные доски, парк Победы. Рассказы родителей о том, чьи имена носят улицы нашего города, дают возможность детям познакомиться с историей своего города и страны. В такие минуты в душе ребёнка появляется чувство признательности к защитникам Родины и гордости за наш народ и страну.

       В нашей школе стало традицией проведение смотра песни и строя (к 23 февраля и 9 мая). На эти мероприятия приглашаются ветераны  всех войн. Ребята очень ответственно относятся к этому: разучивают военные песни, изучают команды, с помощью родителей готовят форму. 

       Сегодня к нам возвращаются национальные праздники, устное народное творчество, художественные промыслы и другие элементы русской культуры. Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционные Масленица, Рождественские посиделки, Святки и праздники, связанные с национальными традициями, характерными для конкретного уголка России.

       Конечно, без помощи родителей в этом случае не обойтись.  Это и подбор материала для праздника, и подготовка костюма совместно с ребёнком. А также разучивание народных игр, потешек, прибауток. Родители никогда не должны забывать, что в патриотическом воспитании не может быть мелочей.
Семья – это первая ступень воспитания любви к Родине. А школа призвана помочь ей в этом. Форм патриотического воспитания  много. Каждая играет определённую роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в чёткую систему, их выбор был целесообразен.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты