Гражданином быть обязан!

Методический портал


Формирование исследовательских умений 
в процессе гражданского воспитания студентов




Ардашева Н.В., 
преподаватель Техникума строительства 
и эксплуатации зданий и инженерных сооружений,
г. Кемерово


       Среднее специальное образование является одним из важных звеньев непрерывного образования и профессиональной подготовки для отраслей промышленного производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы обслуживания и др. Изменение технического уровня экономики и ее структурная перестройка, развитие рыночных механизмов, переход от технической модернизации к технологической, развитие высокотехнологического производства, основанного на автоматизации и информатизации, требуют максимальной интеграции образования и производства.

       Специалисты среднего звена – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий. Поэтому одним из ведущих направлений обновления содержания и структуры среднего специального образования становится исследовательская деятельность, которая рассматривается как стиль жизни современного человека, неотъемлемая характеристика его личности, входящая в структуру представлений о профессионализме. Исследовательская деятельность студентов средних специальных учебных заведений организуется с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения ими учебного материала, формирования исследовательских умений.

       Под исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на получение новых знаний, развитие умений и навыков, способствующую дальнейшему формированию профессиональных качеств студентов с целью определения себя в обществе, окружающем мире. Исследовательская деятельность является в большинстве случаев учебной, так как ее главное предназначение не столько в получении новых результатов, имеющих объективную новизну, сколько в реализации умения проводить исследование.

       Мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как процесс совместной работы студентов и педагогов, состоящий из основных этапов, характерных для исследований в научной сфере: постановки проблемы; изучения теории по данной проблематике; подбора методик исследования и практического овладения ими; сбора материала, его анализа и обобщения; выводов. Таким образом, мы видим, что учебно-исследовательская деятельность носит научный характер. Научно-исследовательская деятельность – это конкретная форма проведения научной работы, т.е. всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса, явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания с целью получения еще не известных знаний о них и дальнейшего полезного использования этих знаний в практической деятельности. 

       Основное различие между учебно- и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности студентов при выполнении исследования и уровне новизны полученного результата.

       В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий студент овладевает определенными исследовательскими умениями: работать с научной литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, вырабатывать гипотезу, давать определения понятиям, аргументированно и логично излагать мысли в письменной и устной форме, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, приводить развернутые доказательства; объективно оценивать свои достижения; соотносить приложенные усилия с полученными результатами деятельности, отстаивать личные мировоззренческие взгляды.

       Опрос студентов I курса средних специальных учебных заведений г. Кемерово показал, что у большинства студентов сформированы простые исследовательские умения. Так, 65% респондентов отметили, что умеют только наблюдать, собирать, хранить и обрабатывать информацию. Результаты анкетирования и беседы со студентами показывают, что на I курсе студенты используют простые исследовательские умения, сформированные в общеобразовательной школе. Они функционируют на основе приобретенных знаний. Действие на уровне умения еще недостаточно отработано и закреплено. В результате повторения оно может быть доведено до уровня навыка. 

       На основе анализа научно-педагогической литературы, образовательной практики можно сделать вывод, что исследовательские умения студентов формируются успешно, если в учебном процессе используются учебно-исследовательские задания при изучении как технических, специальных так и гуманитарных дисциплин.

       Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов. Гражданин – конечная цель гражданского воспитания. Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и подчиняться законам общества.

       Гражданское воспитание предусматривает воспитание личности на основе государственных и общественных ценностей. На основании исследований проблем гражданского воспитания мы приходим к выводу, что гражданское воспитание – это многоплановый, целенаправленный процесс взаимодействия студентов и преподавателей с целью формирования личностно значимых для студентов качеств.

       Нас интересовала возможность формирования исследовательских умений студентов в процессе гражданского воспитания. Нами была разработана и реализована в экспериментальной работе педагогическая модель, отражающая содержание общественной и профессиональной подготовки, характер учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов, их интеллектуального и творческого потенциала.

       Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • обосновать перечень исследовательских умений, формирующихся в процессе гражданского воспитания студентов в период их обучения в средних специальных учебных заведениях;
  • определить основные направления деятельности студентов в процессе гражданского воспитания, способствующие формированию их исследовательских умений.

       Для реализации поставленных задач нами была изучена организация гражданского воспитания в ссузах. В экспериментальной работе участвовали студенты Техникума строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений, Технического техникума, Педагогического колледжа, Горнотехнического колледжа г. Кемерово.

       Анализ образовательной практики данных учебных заведений позволяет констатировать, что гражданское воспитание осуществляется как при организации краеведческой деятельности, правовом просвещении, культурно-массовой работе, так и при профессиональной подготовке студентов в процессе обучения.
       
       Краеведческая деятельность предполагает организацию поисково-исследовательской работы, экспедиций, посещение музеев, выставок, проведение краеведческих вечеров, викторин, подготовку публикаций о жизни края и др. Более половины респондентов (66%) считают, что краеведческая деятельность является ведущей при формировании исследовательских умений в процессе гражданского воспитания. Студенты Техникума строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений участвовали в экспедициях по родному краю, где собирали разнообразный материал о природе, экономике, культуре родного края, беседовали с местным населением, фотографировали, готовили аудио- и видеоматериалы, альбомы с воспоминаниями
участников войны и труда, старожилов города, области. Результатом такой работы стало создание музея техникума, где сами студенты проводят поисковую, оформительскую, экскурсионную работу. Они составляют планы и тексты экскурсий, собирают и описывают музейные экспонаты, что развивает их творческие способности, чувство ответственности за порученное дело. Студенты разработали тематический план работы музея, который включает четыре экспозиции: «Наш край Кузбасс», «Кемеровский техникум строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений – из прошлого в день сегодняшний», «Ими гордится техникум», «Спортивная жизнь техникума».

       Студенты разработали алгоритм поисково-исследовательской деятельности. Опираясь на него, они проводили исследования, участвуя в экспедициях по родному краю, организовывали встречи и интервью с участниками боевых действий и их родственниками. В результате была собрана информация о боевом пути 150-й Сибирской добровольческой стрелковой дивизии им. И.В. Сталина (в дальнейшем – 22-й Гвардейской дивизии). Были восстановлены карты боевых действий дивизии под городом Белым с 24 ноября по 15 декабря 1942 г., под Великими Луками в 1943 г., при освобождении Латвии в 1944 г. Была восстановлена и неоправданно забытая военная история 237-й Стрелковой дивизии. Разработанные и организованные на базе музея техникума экскурсии по родному городу, выставки «Кузбасс – фронту», «Кузбассовцы – герои Великой Отечественной войны» привлекают школьников – будущих студентов техникума, жителей не только микрорайона, но и города.

       Респонденты отмечают свою высокую активность в исследовательской деятельности при подготовке рефератов, выступлений, на круглых столах, семинарах, диспутах. Например, при подготовке к урокам истории, посвященным Великой Отечественной войне, которые проводятся в Областном совете ветеранов, музее техникума, студенты работают в библиотеках, архивах, чтобы найти, оформить и представить информацию.
Такая деятельность способствует формированию умений осуществлять отбор и анализ необходимой информации, логично излагать свои мысли в письменной и устной форме.

       Правовое просвещение направлено на получение знаний о конституционных правах, свободах и обязанностях граждан, об устройстве государства и о политической структуре Российской Федерации. Респонденты (56%) отметили, что правовое просвещение не только дает возможность получить основы правовых знаний, но и формирует исследовательские умения. В рамках такой просветительской деятельности проводятся классные часы «Символика города, области, страны», «Я гражданин России», «Президент и его функции». Студенты по группам готовят сообщения, разрабатывают наглядный и раздаточный материал, проводят анкетирование учащихся общеобразовательных школ, обобщают результаты своей работы. Правовое просвещение осуществляется и на уроках «Основы права», где студенты получают проблемные задания, обыгрывают ситуации поведения гражданина в общественном месте, решают конфликтные вопросы между работодателем и работником. При выполнении таких заданий формируются умения студентов видеть проблему исследования, давать определения понятиям, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

       Профессионально-практическая деятельность включает овладение студентами профессиональными знаниями, умениями, навыками, определение траектории профессионального роста, выстраивание профессиональной карьеры, непрерывного образования. пПрофессионально-практическая деятельность, по мнению 54% опрошенных, больше всего способствует формированию исследовательских умений. Участвуя в профессионально-практической деятельности, студенты средних специальных учебных заведений разрабатывают курсовые и дипломные проекты, которые воплощаются в практику. Например, строительные фирмы застраивают жилые кварталы города по проектам студентов Техникума строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений. По результатам практической деятельности студентов в АООТ «Трест Кемеровопромстрой», ОАО «Кемеровогражданстрой», МП «Кемеровозеленстрой» были представлены творческие работы, которые были отмечены дипломами на городских и областных выставках ЭКСПО «Сибирь», «Стройпроект», областной выставке технического творчества, областной выставке творческих работ студентов СПО.

       Студенты Технического техникума и Горнотехнического колледжа, защищая курсовые проекты, участвуют в деловых играх, диспутах, пресс-конференциях, где аргументированно излагают результаты своей работы, приводят доказательства, отстаивая собственную точку зрения.

       Культурно-массовая деятельность предполагает вовлечение населения района, города в культурно-массовые досуговые мероприятия. Так, 46% студентов отмечают, что при участии в культурно-массовой деятельности формируются исследовательские умения. Студенты Педагогического колледжа участвуют в музыкальных, интеллектуальных, юмористических конкурсах, фестивалях, общественных марафонах, праздниках.
Самостоятельно разрабатывают номера для выступлений, подбирают необходимую информацию, музыку, стихи, костюмы, участвуют в экспедициях по сбору старинных песен, сказов, былин и т.д. В рамках этой деятельности студенты Техникума строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений проводят профориентационную работу среди школьников, готовят фото- и видеопрезентации своего учебного заведения. В сотрудничестве с социальными организациями города студенты участвовали в молодежной акции «Будущее в наших руках», где представляли информационный материал для агитбригад на темы «Жизнь без табака», «Мы против наркотиков» и др. Ребята выпускают альманах «Мой техникум», в котором публикуются результаты квартальной учебной и воспитательной работы.

       Такая деятельность позволяет студентам накапливать опыт исследовательской работы.
       
       По окончании нашего эксперимента 84% студентов IV курса отметили, что у них сформированы сложные исследовательские умения и навыки, которые базируются на системе ранее усвоенных знаний, навыков и простых умений. Общая структура и способы выполнения исследовательской работы не остаются постоянными, они варьируются. Их совершенствование происходит в процессе самостоятельного использования рациональных приемов и способов действий, в постановке и решении учебных и учебно-производственных задач. На основе этих умений формируются новые действия: планирование и осуществление эксперимента, разработка проекта и т.д.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты