Гражданином быть обязан!

Методический портал


Концепция 
гражданского образования в Нижегородской области 
на 2009-2013 годы



Министерство образования
Нижегородской области
03.11. 2009 


1. Введение

       Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии гражданского образования. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, в документах которых подчеркивается ведущая роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека. Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно-значимыми, будут характеризовать личность.

       Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы  (далее в тексте – Концепция) определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования вопросов, отражающих процесс гражданского становления личности молодого человека.
        
       Концепция служит основой для организации работы региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, администраций образовательных учреждений общего и дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений при решении вопросов, касающихся гражданского становления личности.

       Нормативной правовой основой региональной системы гражданского образования являются:

-        Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
-        Всемирная программа образования в области прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.2004;
-        Конституция Российской Федерации;
-        Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании";
-        Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120 - ФЗ "Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-        Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
-        Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
-        Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751);
-        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ  от 29.12.2001 №1756-р);
-        Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004, протокол №47, разд.1;
-        Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утверждена постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.07.2005 №1528-III;
-        Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области" на 2009-2010 годы, утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2009 № 369;
-        Областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области"  на 2009-2011 годы,  утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 14.07.2009 № 490. 

         В перечисленных документах отражены прямые и косвенные положения, определяющие основные подходы по формированию у молодого современника гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

       Главные ориентиры и параметры региональной системы гражданского образования обозначены в письме Министерства образования Российской Федерации "О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" от 15.01.2003 г. №13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:

       - имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;

       - основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
       
       - носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений;
       
       - представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
       
       - должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.

       Исходя из вышеперечисленных документов, субъектами системы гражданского образования в Нижегородской области настоящая Концепция определяет региональные и муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, работодателей, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. В качестве предмета деятельности Концепция предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов, массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями, деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности. 

       Объектом региональной системы гражданского образования выступают дети и молодежь в возрасте от 5-ти лет до 18 лет (от периода дошкольной подготовки до получения среднего (полного) общего образования). Однако их статус как объектов этой системы не означает исполнение только пассивной роли в решении разнообразных проблем. Молодой человек должен становиться одним из активных социальных субъектов процесса гражданского становления личности уже в период получения им базовой общеобразовательной подготовки.

       Необходимость разработки данной Концепции детерминируется рядом объективных и субъективных факторов.
       
       Во-первых, значимость региональной системы гражданского образования особо ощутима в условиях становления гражданского общества и правового государства, интеграции России в международное пространство. От эффективности гражданского обучения и воспитания на региональном уровне зависит во многом состояние правовой культуры и демократии в целом в государстве.

       Во-вторых, высокая потребность формирования через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека, региона и страны в целом, что можно обозначить как процесс "социализации", то есть включение молодого поколения через образование в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению опыта и ценностных ориентаций. Это касается как вопросов воспитания, так и обеспечения доступности образования. От создания возможностей полноценного развивающего общения до принятия и поддержки обществом самореализации детей, нуждающихся в особом образовании (одаренных, инвалидов, мигрантов и т.д.), а также детей "группы риска". 

       В-третьих, необходимость формирования уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения, что, в свою очередь, требует обновления содержания и технологий на всех уровнях базового образования, создания возможностей для реализации гибких индивидуальных образовательно-воспитательных программ, новых организационно-финансовых механизмов гражданского становления личности.

       В-четвертых, необходимость разработки настоящей Концепции определяется существующими противоречиями между:

       - декларируемыми в нормативных правовых актах задачами повышения роли гражданского образования в современных условиях, формирования гражданственности у молодежи и не разработанностью путей и средств их реализации на региональном уровне;

       - необходимостью интеграции российского и международного образования в сфере гражданского становления личности и отсутствием механизмов ее осуществления в регионе;
       
       - наличием отдельных, созданных зачастую стихийным, эмпирическим путем, программ, моделей, технологий реализации гражданского образования и отсутствием целостного научно-методического обеспечения развития региональной и муниципальных систем гражданского становления личности;
- необходимостью организации системы гражданского образования детей и молодежи и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к решению данной задачи.

       В-пятых, следует отметить, что отсутствие системы единых требований к содержанию гражданского образования на региональном уровне, неразвитость механизмов реализации региональной образовательной политики, распространенность формального подхода к решению задач гражданского образования (попытка достигать целей посредством введения отдельных учебных курсов, проведением единичных мероприятий, реализацией обучения и воспитания вне их связи с местным сообществом и традиционными конфессиональными организациями) снижают эффективность процесса становления личности молодого гражданина страны.  

       Необходимо также отметить, что настоящая Концепция базируется на достижениях Нижегородского регионального образования, полученных в предыдущие годы, когда были заложены основы региональной системы гражданского образования. (См.: Основы гражданского образования. – 2-е изд., с доп. и изм. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 452 с.; Изучение прав ребенка в курсе «Гражданское образование в начальных классах» и во внеклассной работе. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – 171 с.   

       Но с изменением социально-экономической ситуации и определением новых задач по инновационному развитию страны на период до 2020 года, возникла необходимость внесения корректив в  концептуальные параметры региональной системы гражданского образования.

       Таким образом, региональный образовательный комплекс, являясь системообразующим фактором интеграции социальных и педагогических условий социализации и гражданского формирования личности, в структурном отношении представляет собой комплекс территориально-географических, природных, социально-политических, экономических, культурно-исторических, демографических, национально-этнических, педагогических, хозяйственно-бытовых, религиозных и других особенностей, которые выступают в качестве целостной социальной системы и, взаимодействуя с потребностно-мотивационной сферой личности, определяют внешнюю и внутреннюю ситуацию развития и гражданского становления человека на современном этапе развития страны, что нашло свое отражение в настоящей Концепции.


2. Основные понятия и принципы региональной системы гражданского образования детей и молодежи 
 
       Под гражданским образованием в настоящей Концепции, с одной стороны, понимается целостная система формирования духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, что дает основу для развития социальной активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их. Педагогическая интерпретация данного понятия определяет данную образовательно-воспитательную систему как систему, предусматривающую создание условий для становления активной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
       
       Следовательно, институционализация гражданского образования предполагает обязательный учет социально-экономических, политических, этно-конфессиональных и иных особенностей конкретного региона, что диктует потребность в разработке научных основ развития региональной системы гражданского образования детей и молодежи Нижегородской области.
       
       Являясь составной частью общероссийской системы гражданского становления личности, региональная система гражданского образования и воспитания, представляя собой взаимосвязанный комплекс институтов (дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, семьи, общественности, органов государственной и муниципальной власти, гражданского общества), напрямую связана с решением проблем формирования гражданственности, рассматриваемой как особое качество личности, позволяющее ей активно участвовать в политической, правовой жизни общества, уважая права других и защищая свои законные интересы. В системе образования деятельность по развитию гражданственности выступает как особая специфическая деятельность участников образовательно-воспитательного процесса, направленная на создание условий для усвоения обучающимися специальных знаний, формирование умений и навыков, приобретение ими позитивного социального опыта, а также развития у них базовых социальных компетентностей. Важным источником становления гражданских качеств личности является социальная практика, что предусматривает необходимость формирования в образовательном учреждении соответствующих условий, атмосферы, воспроизводящих ценности прав ребенка, демократии, позитивного опыта гражданской жизни, способствующих реализации на практике теоретических положений, осваиваемых в учебно-воспитательном процессе. Это нацеливает на необходимость рассматривать современное образовательное учреждение как "демократический институт общества",  а применительно к условиям развития современного российского общества должен пониматься в аспекте формирования в образовательном учреждении "демократического климата"  или "демократического уклада жизни". 
       
       Принципами развития региональной системы гражданского образования и воспитания детей и молодежи Нижегородской области являются:

       принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей молодого гражданина-россиянина;

       принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся во взаимодействии, партнерстве государственных, региональных и муниципальных органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных организаций исторически представленных в регионе конфессий, граждан по вопросам  разработки и осуществления мер государственной и региональной политики в области духовно-нравственного воспитания и образования, гражданского становления личности;

       принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение культурно-исторических достижений народов России и Нижегородского края); боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, память о великих для России и Нижегородского края событий и дат); трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества, страны и региона);

       принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий использование особых (активных и интерактивных) форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы обучающихся;

       принцип историзма, который отражает становление исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственно социально-активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз исходя из понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность;

       принцип комплексности – комплексный учет правовых норм законодательства об образовании: о единстве федерального и регионального культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многообразного этно-конфессионального сообщества; общедоступности образования; светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свободе и плюрализме в образовании; демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; обеспечении в содержании образования интеграции личности в национальную и мировую культуру; необходимости учета в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, способствующих реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;

       принцип информационной защищенности, утверждающий признание прав человека на обеспечение его защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья.

       Важным принципом в развитии региональной системы гражданского образования и воспитания является принцип межпредметности, положенный в основу подхода к реализации в образовательном учреждении проблем гражданского становления личности, что придает содержанию данного процесса качества синергетичности и системности. 

       Объединяющая роль межпредметного подхода актуальна для современной российской школы, нуждающейся в выстраивании системы идей, взглядов, позиций, подходов, вокруг которых может строиться вся система учебно-воспитательной работы, с учетом того, что деятельностный подход и применение активных методов обучения являются условием эффективности учебно-воспитательного процесса.

                
3. Цель, задачи и приоритеты региональной системы 
гражданского становления личности

       Цель настоящей Концепции гражданского образования детей и молодежи Нижегородской области заключается в разработке единых подходов к формированию региональной системы гражданского становления личности, в определении и научном обосновании путей и средств ее развития в условиях становления правового государства и гражданского общества в России. 

       В гражданском образовании приоритетный характер приобретает духовно-нравственный аспект развития личности, в котором важную роль играет формирование самосознания, позитивного самоотношения, так как формирование активной гражданской позиции во многом зависит от системы отношений, в которую включен молодой человек. Ряд современных исследований говорит о том, что наибольшая эффективность психолого-педагогической помощи достигается не на основе прямого воздействия на личность, а посредством создания специально организованной социально-культурной среды. 
       
       Здесь следует отметить важное обстоятельство, что современный молодой человек осваивает культурное наследие не механически, а, наоборот, сознательно и активно. Сегодня, будучи активным и деятельным, молодой человек избирательно в соответствии со своими ценностными ориентациями, наследственными и приобретенными качествами отбирает информацию. Именно в процессе встречи педагога и его ученика-воспитанника происходит преобразование социально значимого опыта в индивидуальное сознание, а содержание культуры воплощается в ценности, когда культурные традиции становятся внутренним достоянием обучающихся, что обеспечивает их саморазвитие, а вместе с тем – развитие коллектива, в котором происходит их гражданское становление. Поэтому необходимо создавать такие условия обучения и воспитания, в рамках которых ребенок, молодой человек сможет проявлять себя как полноценная, социально-активная личность, обладающая адекватной самооценкой и осознающая свою самоценность для общества, то есть ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

       Такая постановка проблемы позволяет сформулировать приоритеты региональной системы гражданского образования, выражающиеся в следующих положениях:

       - интеграция элементов гражданского становления личности (ГСЛ) и духовно-нравственной культуры (ДНК), содержащихся во всех образовательных областях, особенно в дисциплинах гуманитарного и естественнонаучного циклов, в целях знакомства обучающихся с наиболее актуальными обобщенными знаниями о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям и об основных областях общественной жизни (экономике, политике, праве, социальных отношениях, духовной культуре);

       - формирование способности успешной ориентации в социальной реальности, в приобретении опыта освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.п.), проявлении уважительного отношения к иному мнению, толерантности, нетерпимому отношению к ксенофобии, этнофобии, шовинизму, ведению диалога, умению конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, осуществлению жизненного выбора;

       - оказание педагогической помощи обучающимся в усвоении идеалов и ценностей демократического общества, патриотизма, осознанию себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране и мире.

       Определение приоритетов в обозначенной сфере деятельности в региональном образовательном пространстве позволяет сформулировать задачи по формированию региональной системы гражданского становления личности:

       1. Развитие и совершенствование региональной нормативно-правовой базы, формирующей условия для развития гражданского общества и роста гражданских инициатив.

       2. Обеспечение общественно-государственного контроля качества системы гражданского образования и воспитания в Нижегородской области.

       3. Совершенствование региональной системы образования, посредством повышения воспитательного потенциала обучающей функции образовательных учреждений на основе отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества, обеспечивающее формирование у обучающихся:
       
       - установок на нравственное поведение и нравственное отношение к другим людям, в том числе воспитание порядочности, чести, совести и человечности;

       - патриотического сознания на основе исторических ценностей России и Нижегородского края, любви к России и к малой родине, чувства гордости за свою страну, ее культуру, историю и традиции, а также формирование терпимости и уважительного отношения к представителям других стран, народов и религий. 

       4. Формирование активной жизненной и гражданской позиции, правовой культуры, позитивного правосознания социально-активного поведения, выражающегося в эффективной реализации своих прав и свобод, цивилизованной их защите и ответственном отношении к обязанностям гражданина Российской Федерации.

       5. Создание и осуществление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения деятельности системы непрерывного гражданского образования.

       6. Формирование системы изучения, обобщения и распространения передового опыта в сфере гражданского образования детей и молодежи.


4. Концептуальная модель региональной системы 
гражданского образования

       В современных условиях гражданское образование представляет собой системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением и не может сегодня отождествляться с реализацией отдельной учебной дисциплины. 

       Являясь целостной системой, охватывающей все сферы деятельности образовательного учреждения, как учебную, так и внеучебную, система гражданского образования предполагает использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

       Следуя логике и философии стандартов второго поколения в основе моделирования региональной системы гражданского образования и воспитания лежит компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). 

       Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

       - учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся условиях; 

       - компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;

       - компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;

       - коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;

       - исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

       Учитывая, что процесс моделирования системы гражданского образования в регионе будет базироваться на компетентностном подходе, при планировании практических шагов в решении проблемы гражданского становления личности следует акцентировать внимание на следующих обстоятельствах:

       а) реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности, которая  не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров;

       б) процесс становления компетентности как "доказанной готовности к деятельности"  может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, что предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации и может полностью проявиться только в реальной жизненной ситуации.

       В соответствии с вышеизложенным, задача создания условий для становления гражданской компетенции, как, впрочем и всей образовательной системы, в первую очередь может быть решена за счет учебных курсов социально-политического цикла. В этой связи, прогнозируемый результат внедрения новых стандартов образования позволяет в рамках реализации настоящей Концепции поставить перед образовательным учреждением решение следующих задач:

       а)    приобщение детей к родной истории и культуре;

       б) формирование содержания общего социально-гуманитарного образования через обеспечение разнообразия мировоззренческих подходов, обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания.

       Кроме того, огромную роль в этом процессе могут играть и другие образовательные компоненты, выступающие в качестве многоуровневых и многопозиционных стандартов-ориентиров, содержащихся практически во всех образовательных областях и предметах учебного плана общеобразовательной школы:

       - язык и литература способствуют формированию исследовательских и коммуникативных умений и навыков, критического анализа прочитанного текста и услышанной информации; способствуют обучению участию в дискуссии, постановке и анализу проблем, точек зрения, позиций, их аргументации, общению с представителями других стран и культур;
       
       - предметы естественно-научного цикла помогают осознавать жизнь как высшую ценность, помогают понять роль окружающей среды в жизни общества и человека, социальные аспекты научного знания и научных исследований, их применение в народном хозяйстве, а также осознать социальные последствия взаимоотношений общества и природы;

       - использование математических знаний необходимо для анализа статистической информации, различных аспектов финансовой деятельности;

       - технология дает возможность видения путей рационального использования ресурсов, рационализации технологических процессов; изучение основ бизнеса, проектирование хозяйственной деятельности;

       - огромное значение приобретает использование информационных ресурсов в процессе становления гражданина;

       - предметы художественно-эстетического цикла помогают осознавать роль культурного наследия в развитии личности;
       
       - физическая культура и безопасность жизнедеятельности способствуют осознанию таких ценностей как здоровье, здоровый образ жизни и безопасное поведение.

       Поскольку гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются не только в социальной сфере, но и в других сферах жизни, освоение обучающимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками – все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, используя в полной мере возможности учительской кооперации и межпредметных связей.

       С другой стороны, при обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с тем или иным учебным курсом, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии и биологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии и химии, проблемы гонения на ученых – на уроках физики и астрономии, социальные проблемы на уроках истории и т.п.)
       
       Безусловно, фундаментальным ядром гражданской компетентности в предлагаемой модели гражданского образования и воспитания выступают предметы социально-гуманитарного цикла, которые дают обучающимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на ее становление. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования и воспитания, осуществляемого в рамках учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью обучающихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательного учреждения. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения. 

       Следовательно, педагогическая функция предлагаемой модели состоит в буквальном развитии молодого человека в духовном и социальном отношении, в его личностном развитии, освоении им исторического и социального опыта,  в частности:

       - воспитание гражданственности, сознания себя гражданами единого общества (от местных общин до общенационального уровня);

       - воспитание патриотического сознания детей и молодежи, любви к нашей Родине – России, любви к своей "малой родине" (деревне, поселку, городу, области, родному краю);

       - воспитания веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в духовной сфере;

       - развитие нравственных начал личности, этической культуры, воспитание уважения к традиционным нравственным нормам народа;
       
       - воспитание уважения к семье, к старшим по возрасту, выработка самостоятельности и ответственности в семейной жизни, выработка целомудренного и ответственного поведения в области отношений с противоположным полом с учетом нравственных норм, принятых в традиционной культуре;

       - направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, асоциальности и приспособленчества.

       Таким образом, становление региональной системы гражданского образования – это своего рода социально-значимый проект, охватывающий все аспекты деятельности, как отдельного образовательного учреждения, так и муниципальной образовательной системы и образовательной системы региона в целом, и выражающийся в углублении и расширении демократического уклада жизни, привнесением в него опыта деятельного участия ребенка, молодого человека в образовательных и социальных пространствах внутри и во вне образовательного учреждения.

       Соответственно, предлагаемая модель определяет те ценностные ориентации региональной системы образования, без которых мы не можем мыслить гражданского становления и духовно-нравственного развития молодого россиянина, что отвечает, в свою очередь ценностным ориентирам всей образовательной системы, среди которых выделяются:

-        идеалы ценностей гражданского общества;
-        патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;
-        ценности безопасности (личностной, социальной, государственной)
-        гражданская идентичность;
-        национальное согласие по основным этапам становления и развития страны;
-        семейные ценности;
-        ценность человеческой жизни.

       Особенностью регионального подхода в данном контексте выступает стремление воспитать не "гражданина вообще", а гражданина России в современных исторических условиях. Поэтому содержание и процесс воспитания современного гражданина России не могут быть отделены от отечественной духовности и культуры. В противном случае гражданское воспитание сводится только к выработке лояльного отношения к существующему политическому строю, понимания человеком своих законных прав и обязанностей. 

       Центральное место в региональной модели гражданского образования отводится педагогическому потенциалу историко-культурных традиций региона, а в числе основных его составляющих, неразрывно связанных с традиционными ценностями, историей и культурой, можно выделить:

       - исторические ценности, значимые в гражданском самоопределении россиян – исторические события, имена, символы, святыни, в том числе религиозные;

       - территорию, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность и как духовно-нравственная категория – в понятиях: "малая родина", "родная земля", "дом", "Отечество", "святое место";

       - традиции гражданско-патриотического служения своему народу, обществу, Российскому государству.
       
       Соответственно, выделяем четыре базовых элемента данной модели: 

       во-первых, изучение исторических, культурно-нравственных ценностей в рамках предметов социально-гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, МХК и т.д) в рамках федерального компонента (инвариантная часть базисного учебного  плана); 

       во-вторых, обязательный курс историко-культурологического плана или краеведческой направленности (вариативная часть базисного учебного плана); 
 
       в-третьих, обязательные курсы за счет часов национально-регионального компонента (курсы гражданского или обществоведческого образования, культурологические и религиоведческие курсы);

       в-четвертых, факультативные программы духовно-нравственного, этического, эстетического, культурно-исторического содержания в рамках внеучебной деятельности, определяемой базисным учебным планом.

       Содержательный аспект регионального образовательного пространства ГСЛ и ДНК представлен в таблице №1.

       Представленная модель наиболее полно отражает все компоненты деятельности по формированию системы гражданского образования и воспитания, включая:

а) развитие преемственности базовых учебных курсов;
б) выделение элементов содержания ГСЛ (гражданского становления личности) и ДНК (духовно-нравственной культуры) в базовых образовательных областях;
в) включение дополнительных учебных курсов, углубляющих и расширяющих содержательные аспекты ГСЛ и ДНК;
г) разработку воспитательных программ, отражающих духовно-нравственную направленность педагогического воздействия.

       Такая система "обучающего воспитания" (В.В.Зеньковский), которая составляет теоретическую основу региональной концепции гражданского становления личности, гармонично объединяющая школу, семью и общество, предполагает соответствующий алгоритм действий, связанный с выработкой ценностных ориентиров, постановкой задач, анализом образовательных областей, позволяющих реализовать на практике знакомство обучающихся с традиционными ценностями духовно-нравственной культуры страны и родного края, интеграцией с системой дополнительного образования, и формированием с учетом нормативной правовой базы образовательного проекта, который можно представить в обобщенном виде: 

       I. Ценностные ориентиры
           II. Задачи
          III. Содержательная часть
       1. Региональный базисный учебный план (программы, УМК, образовательные области, предметы).
       2. Дополнительное образование (программы, УМК, факультативы, кружки).
       3. Внеучебная деятельность (программы, формы работы, включающие сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, музеями, историко-краеведческими центрами и клубами по месту жительства).

         Данный проект может лечь в основу разработки программы развития образовательного учреждения, базирующейся на принципах гражданского становления личности, составной частью которой предполагается системная и адресная подготовка преподавательского корпуса.

       Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательно-воспитательного процесса в ходе решения учебно-воспитательных и практических задач. К этим методам относятся: дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и т.д. 

       Насыщение учебной практики такими методами создает необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательно-воспитательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
Таким образом, Концепция определяет модель региональной системы гражданского образования и воспитания как государственно-общественную, социально-ориентированную систему обучения и воспитания, предусматривающую создание условий для становления гражданской компетентности, политической, правовой, духовно-нравственной культуры и приобретения опыта общественно-полезной деятельности в контексте непрерывного образования в интересах личности, гражданского общества и правового государства.



       Таблица №1
Региональное образовательное пространство ГСЛ и ДНК

Ступень образования
Содержательный компонент
УМК, реализующие программу ГСЛ и ДНК

Методическое обеспечение условий реализации гражданского образования
Федеральный компонент
Региональный компонент
Дошкольное образование
-закладываются основы моральных ценностей, норм поведения;

- развитие нравственно-патриотических качеств личности

1. Программно-методический комплекс "Патриотическое воспитание детей"

2. Программа "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры"
1. Образовательная программа нравственно- патриотического воспитания детей младшего и старшего дошкольного возраста "Мой родной дом"

2. Программно- методический комплекс по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста "Возрождение"
Гражданское образование реализуется посредством:
программ дошкольного образования; сюжетно-игровых технологий; использования регламентированной, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, использованием различных форм воспитательно-образовательной работы (занятия, кружки краеведения, музейная педагогика)
I ступень общего образования (начальная школа)
- формирование условий для становления ценностных ориентаций, норм поведения;

- формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества

- развитие коммуникативных способностей, творческий потенциал

1."Окружающий мир" (1-4 класс)
1. Курс гражданского образования - УМК "Кораблик" (2 класс) и "Жар-птица" (3-4 класс)

2. Курс литературного чтения "Нижегородская сторона" (2-4 класс)

Гражданское образование реализуется посредством:
образовательных программ учебных предметов начальной школы;
использования возможностей межпредметного подхода;
применения единого методического приема (групповая работа, дискуссия…);
использования различных форм внеурочной и внешкольной работы (система факультативных занятий, классных часов, кружков и т.д.);
участия учащихся выпускных классов начальной школы в работе органов школьного самоуправления в качестве стажеров
II ступень общего образования (основная школа)
- продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка;

- формируется уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом

1. Обществознание (5-9 класс)

2. История России (6-9 класс)

3. Историческое краеведение (7 класс)

1. УМК "Гражданское образование" (5-7 класс)

2. Интегрированный культурологический курс "Нижегородский край" (7 класс)

3. УМК "Религии России" (8-9 класс)

4. Мультимедийный ресурс "Международное гуманитарное право" (5-9 класс)

5. Факультативный курс "Дни воинской славы" (5-9 класс)
Гражданское образование в основной школе реализуется:
через учебные предметы гражданско-правовой тематики;
при изучении общеобразовательных дисциплин; на факультативных курсах гражданско-правового содержания; через организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
посредством ознакомления учащихся с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных и конфессиональных организаций и т.д.; посредством участия учащихся в работе органов самоуправления, организации активной общественной деятельности школьников, создания в образовательных учреждениях модели демократического общества
III ступень общего образования (средняя, полная школа)
- углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества;

- познание философских, культурных, политико - правовых и социально- экономических основ жизни общества;

- определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация;

- совершенствуется готовность и умение защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность
1. Обществознание (10-11 класс)

2. История России (10-11 класс)

1. Мультимедийный ресурс "Международное гуманитарное право" (10-11 класс)
Гражданское образование на завершающей ступени средней школы реализуется:
через учебные предметы гражданско-правовой тематики;
при изучении общеобразовательных дисциплин; на факультативных курсах гражданско-правового содержания; через организацию внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, имеющих целью - создание условий для социального и образовательного самоопределения, получения социального опыта, позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию


5. Основные направления и условия реализации 
региональной Концепции гражданского образования

       Настоящая Концепция предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур.

       Условиями развития системы гражданского образования детей и молодежи в регионе выступают поддержка органов государственной и муниципальной власти, органов, осуществляющих управление в сфере образования, развитие инфраструктуры системы непрерывного гражданского образования, проведение систематического мониторинга состояния уровня гражданской зрелости молодежи, развитие научно-методического обеспечения программ гражданского становления личности. Все это находит свое отражение в трехуровневой системе взаимодействия структур, осуществляющих работу в данной сфере, на каждом уровне которой определяются, конкретизируются и реализуются цели, решаются соответствующие задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение.

       На региональном уровне Концепция ориентирует на формирование нормативной базы взаимодействия с такими различными институтами социализации, как семья, средства массовой коммуникации, традиционные конфессиональные организации, традиции и новации культуры, которые наряду с образованием как ведущей социальной деятельностью определяют общественное развитие; на муниципальном уровне учитываются вопросы проектирования программ гражданского становления личности, формирования организационно-методической структуры реализации принятых программ и проектов по использованию всего образовательно-воспитательного арсенала в интересах достижения основных целей, отраженных в настоящей Концепции; на уровне образовательного учреждения происходит формирование опыта гражданского действия, позволяющее молодому человеку практически реализовать свои возможности в обществе, что актуализирует предназначение системы образования в возможности предоставления любому обучающемуся широких возможностей выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны. 

       Трехуровневая система позволяет, таким образом, определить основные направления реализации настоящей Концепции, среди которых следует выделить:

       - становление и развитие эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественных и конфессиональных организаций, с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательно-воспитательного процесса; 

       - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, введение модуля гражданского образования в программы повышения квалификации всех категорий работников образования;

       - осуществление согласованных и скоординированных действий между научными, образовательными, общественными и конфессиональными организациями, занимающимися вопросами гражданского образования в части подготовки и реализации программ гражданского становления личности;

       - определение параметров межмуниципального, регионального, межрегионального и международного сотрудничества в области гражданского образования детей и молодежи; широкое использование отечественного и зарубежного педагогического опыта, через реализацию совместных проектов и образовательно-воспитательных программ;        

       - формирование информационного пространства, способствующего гражданскому становлению личности,  ее духовно-нравственной культуры.

       Пути реализации Концепции гражданского образования в Нижегородской области по данным направлениям определяются совокупностью мероприятий в части:

       - разработки регионального образовательного стандарта гражданского образования, включающего двуединый процесс обучения и воспитания; определения базовых организаций, учреждений, осуществляющих апробацию технологий внедрения гражданского образования в государственном, муниципальном и негосударственном секторе;

       - разработки системы государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования, организации изучения общественного мнения, в том числе учащейся молодежи;

       - внедрения образовательно-воспитательных программ гражданского становления личности в массовую практику образовательных учреждений, институтов государства и общества;

       - оформления нормативной основы гражданского образования, обеспечивающей деятельность образовательных учреждений Нижегородской области в области формирования базисного учебного плана в соответствии с концептуальной моделью гражданского образования;

       - развития инфраструктуры методической работы по гражданскому образованию на всех уровнях – от методического объединения в рамках образовательного учреждения до муниципального центра гражданского становления личности и Нижегородского института развития образования;

       - подготовки и внедрения методических основ гражданского образования, разработки и апробации региональных программ, учебников и учебных пособий, методик для всех уровней гражданского образования в регионе;

       - использования активных методов обучения и современных образовательных технологий; проведения экспериментальной работы, апробации и распространения ее результатов;

       - проведения форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий;

       - вовлечения педагогов-практиков, представителей общественных и конфессиональных организаций в разработку проектов нормативных актов, определяющих региональную политику и развивающих педагогическую практику, научно-методических материалов для системы образования и повышения квалификации педагогических работников;

       - содействия освещению вопросов гражданского образования в средствах массовой информации, проведения информационных кампаний в СМИ, создания информационной базы в сети Интернет по проблемам развития гражданского образования;

       - издания научной и учебно-методической литературы по вопросам гражданского образования и программно-проектного обеспечения;

       - разработки регионального заказа на повышение квалификации педагогических работников для образовательных учреждений, реализующих образовательно-воспитательные программы гражданского становления личности;

       - создания электронных ресурсов по проблемам гражданского образования, включающих научные, учебно-методические и справочные материалы, а также периодические издания.

       Предлагаемый в настоящей Концепции комплекс мер в соответствии с основными направлениями деятельности по созданию системы гражданского становления личности позволит продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности реализации гражданского образования к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Нижегородской области.


6. Ресурсное обеспечение реализации региональной 
Концепции гражданского образования
       
       Под ресурсным обеспечением в настоящей Концепции понимается не только финансово-материальная обеспеченность образовательно-воспитательных программ, но, прежде всего, кадровый потенциал, спектр образовательных услуг, и, наконец, стремительно развивающаяся система взаимосвязей образовательного комплекса с социумом, включающим культурно-просветительные, экономические и общественные институты, которые, с учетом заинтересованности образовательных структур, становятся партнерами образовательной деятельности и в своей совокупности образуют современное образовательное пространство. 


7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

       Качественная характеристика результатов реализации настоящей Концепции предполагает учет пяти аспектов:

       - содержательного (знания, представления);

       - коммуникативного (отношения, взаимодействие, кооперация);

       - управленческого (самоорганизация, организация деятельности в группе, нравственный выбор);

       - психологического (мотивация к самосовершенствованию, эмоциональное приятие другого в ситуациях взаимодействия);

       - социокультурного (формирование стратегий социального поведения на основе осмысленных норм и ценностей традиции).

       Наряду с тем, что Концепция основывается на современной модели образования, она также полностью синхронизирована с проектом концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года по задачам, направлениям работ, целевым ориентирам и показателям.
       
       Это также означает, что после принятия Концепции предстоит:

       а) скорректировать некоторые содержательные ориентиры и механизмы ее реализации;

       б) более детально описать механизм управления программами гражданского становления личности, путем его синхронизации с действующими региональными целевыми и муниципальными программами;

       в) внести коррективы в объемы финансирования плана первоочередных мер по реализации Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 гг. с учетом лимитов по Комплексной областной целевой программе развития образования в Нижегородской области на 2006 -  2010 годы. 

       Учитывая, что показателем развитости гражданского образования в регионе выступает уровень гражданственности выпускников образовательных учреждений, который должен диагностироваться в процессе, как государственной (итоговой) аттестации, так и в степени социальной активности и позитивных поведенческих образцов, которые должны найти свое нормативное выражение в системе критериальных показателей работы образовательных учреждений, в качестве основных результатов реализации настоящей Концепции выступают следующие показатели:

       - разработка и реализация единой региональной политики в области гражданского образования;

       - создание и организация стабильной работы системы непрерывного гражданского образования всех возрастных групп в рамках среднего (полного) общего образования, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, и соответствующего уровня правосознания;

       - закрепление в содержании вариативной составляющей базисного учебного плана таких ценностей как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории, традициям и культуре родного края и Отечества, ответственность, веротерпимость, мир, отказ от насилия, межкультурный и межконфессиональный диалог.

       Конечным результатом реализации настоящей Концепции должно стать обеспечение в образовательном комплексе Нижегородской области условий эффективного гражданского образования реализуемого общими усилиями региональных органов государственной власти и общества в интересах полного и всестороннего развития личности, ее социализации, воспитания и формирования высокого уровня культуры у населения региона. 


       8. Заключение

       Как видно из перечня проблем, обозначенных выше, решение задач становления и развития региональной системы гражданского образования, отвечающей требованиям времени, требует сотрудничества и взаимопонимания всех сторон, заинтересованных в этом процессе: органов власти и управления, педагогов, общественных и конфессиональных организаций. Концепция открывает путь к дискуссии, предлагая видение как целей и задач гражданского образования в Нижегородской области, так и путей решения стоящих перед нами проблем. Представленная в Концепции модель гражданского становления личности, позволяет сегодня активизировать работу по формированию единого образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего коммуникационный диалог участников образовательного процесса с участием социальных структур на принципах уважения, принятия и понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, как способа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социально-культурного спектра современного российского общества.
       
       Только при этих условиях мы можем рассчитывать, что наша общая цель – построение гуманного демократического общества, общества, способного дать ответ на вызовы XXI века, – будет достигнута.



Основные понятия, используемые в Концепции

       Воспитание – органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации в обществе.

       Гражданское образование – целостная система формирования духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, основа для развития социальной активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их.

       Духовность – система ценностных ориентаций личности, базирующаяся на культурно-нравственной традиции социума.

       Интерактивное обучение – разновидность продуктивного обучения через организованное взаимодействие обучающихся.

       Компетенция – общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

       Компетентностный подход – один из основных методологических подходов в современном образовании, позволяющий рассматривать конечные результаты образования не как сумму знаний, умений и навыков, а как совокупность сформированных ключевых (предметных и надпредметных) компетентностей, характеризующих готовность личности к активному взаимодействию в социуме на основе самостоятельных ответственных решений и компетентного, ценностно-ориентированного поведения.

       Концепция – система взглядов, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений, ведущий замысел конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру деятельности. 

       Культура – среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную:

       - культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, 

       - культура духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям. 

       Духовная сфера определяет направленность культуры.

       Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

       Модель – схема, изображение или описание какого-либо процесса или явления в природе и обществе.

       Модель гражданского становления личности – совокупность равноценных и взаимосвязанных блоков (предметного-межпредметного-надпредметного, воспитательного, институционального, проектного), формирующих единое пространство взаимодействия участников образовательного процесса с выходом в социум. 

       Нравственность (мораль) – правила, определяющие поведение; качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

       Образование – процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.

       Образовательная среда – совокупность учреждений, служб ОУ и системы образования, а также семей обучающихся.

       Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов.

       Проект – это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

       Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, продуктом которой может быть решение какой-либо проблемы, представленная в виде ее подробного описания (проекта).

       Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций.

       Социализация – процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества.

       Толерантность – уважение, принятие и понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.

       Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты