Гражданином быть обязан!

Методический портал


Возможности становления культуры гражданственности
в рамках профессионального иноязычного образования


Звягина Е. А.,
г. Благовещенск



       В статье рассматриваются возможности становления культуры гражданственности в рамках профессионального иноязычного образования, анализируются её когнитивный, ценностный и деятельностно-интерактивный компоненты, а также предлагаются пути интеграции иноязычного и гражданского образования.

       The article deals with the conditions of citizenship culture developing under higher foreign language education; analyzes its cognitive, value and interactive components. The possible ways of civic and foreign language education integration are suggested.

       Ключевые слова: гражданское воспитание, становление культуры гражданственности, иноязычное образование, профессиональное образование, содержание образования, уважение достоинства личности, рефлексивно-аналитические и интерактивные технологии обучения.

       В сфере российского высшего образования насущной остается проблема противоположных методологических парадигм и социального смысла высшего образования. Среди существующих вопросов о том, каким должно быть и будет высшее образование по своей социальной направленности и характеру, выделяются следующие проблемы: смысловая направленность образовательного процесса и конфликт технократизма и гуманитарности в построении образовательного процесса. Смысловая направленность образовательного процесса осуществляется по двум векторам – сциентистскому (формирование высокого профессионализма) и гуманистическому (образование профессионала должно строиться на ценностях гуманизма и быть фактором его гуманизации, а, следовательно, и общества в целом. Разворот системы высшего образования по гуманистическому вектору, развитие образованных, активных и ответственных граждан, способных делать самостоятельный выбор не только в сфере личных интересов, но и в вопросах общественной жизни – насущная задача современности [1,2,3].

       Усиление технократизма в высшем образовании также препятствует формированию современного политического, правового, социального и экономического мышления будущей интеллигенции [6, С.80-82], т.е. формированию культуры гражданственности.

       Проведенный анализ широкого спектра теоретических источников позволяет заключить, что в современной психолого-педагогической науке существуют идеи и прикладные разработки, связанные с проблемой гражданского воспитания. В то же время, на сегодняшний день данную проблему можно считать открытой как в научно-теоретическом плане, так и в практическом отношении. Налицо противоречие между традиционным гражданским воспитанием студентов в системе профессионального образования и потребности в современном обновлении этого процесса, рассматриваемого как становление культуры гражданственности в русле социально-деятельностной природы человеческого бытия. Культура гражданственности, являясь базисным компонентом в структуре общей культуры личности, представляет собой целостное многомерное явление, в основе которого заложена гражданственность, а надстройку составляют такие элементами как политическая, правовая и экономическая культуры, реализующиеся одновременно на гносеологическом, праксеологическом и аксиологическом уровнях. В нашем обществе, где граждане выступают активными участниками общественно-экономического и культурного развития нашей страны, происходящего в сложных условиях глобализации, культура гражданственности только формируется. Демократическая ориентация современной России предполагает всемерную поддержку и участие её граждан, получивших основы гражданского образования. Российские правительственные и общественные организации придают важность усилению роли гражданского общества, в систему высшего образования сравнительно недавно стали внедрять новые программы, направленные на расширение знаний молодежи о правах человека, а также на распространение гражданских ценностей среди студенческой молодежи (И.Г. Трофимова, Е.Н Титова, Т.А Чегодаева и др.).

       Иноязычное образование может стать ещё одним звеном в становлении культуры гражданственности молодежи в образовательном процессе вуза, а преподаватели иностранных языков уже активно включились в поиск оптимальных путей становления образованных и ответственных граждан посредством своего предмета.

       Основными условиями, влияющими на успешность интеграции иноязычного и гражданского образования, являются: 1) отбор содержания иноязычного образования, насыщение его гражданскими смыслами; 2) распределение ролей «учитель – ученик» в русле педагогики сотрудничества; 3) рефлексивно-аналитические и интерактивные технологии обучения.

       Становление культуры гражданственности (КГ) личности, может осуществляться в образовательных заведениях любого типа и формата, в общественных, неформальных организациях. Оно предполагает, что свободное общение, взаимоуважение, сотрудничество и взаимодействие могут, в конечном счете, привести общество к социально-экономическому, духовному и культурному подъему, укрепить его культуру гражданственности. Нами выделены следующие взаимосвязанные компоненты КГ:

  • Когнитивный компонент состоит из базовых знаний и фундаментальных идей, необходимых для становления личности – носителя культуры гражданственности. Это знания и представления о нормах поведения и свободах, функционировании социальной системы, о правах и обязанностях. Именно под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее значение имеют взгляды и убеждения (Божович Л.И).

  • Ценностный компонент включает в себя те черты гражданской лич-ности, которые необходимы для поддержания демократических основ общества и их совершенствования, ценностные ориентации на высшие ценности. К ним мы относим свободу, ответственность, плюрализм, уважение и соблюдение прав человека, признание равенства всех людей, «предваряющее утверждение достоинства каждого другого» (Батищев Г.С).

  • Деятельностно-интерактивный компонент включает диалогичную толерантность, способность понимать и давать оценку принципам общественного управления, содействовать социальной эффективности, поддерживая естественное развитие, присущее любому человеку (А. Менегетти).

       Становление культуры гражданственности не может произойти в ходе ряда уроков иностранного языка, литературы или истории, посвященных теме гражданских прав и свобод. Скорее, это должен быть акт признания студента полноправной личностью по всем направлениям образования, где конечной целью является становление автономной и ответственной личности, способной принимать самостоятельное решение. Поэтому становление культуры гражданственности в рамках иноязычного образования должно охватывать все аспекты последнего: познавательный, развивающий, воспитательный и учебный. Таким образом, гражданское и иноязычное образование являются частями общего образовательного процесса, которые включают указанные выше аспекты, а также разнообразных участников, заинтересованных в становлении культуры гражданственности студентов (родители, государственные и общественные организации). Становление культуры гражданственности должно осуществляться на принципах:

  • междисциплинарности
  • субъектной активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский)
  • сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, Ю.В. Сенько)
  • связи с жизнью
  • гуманизма (В.К. Дьяченко, Г.А. Цуккерман)
  • взаимоуважения

       Указанные выше принципы имеют большое значение для выбора содержания гражданского образования, форм и видов взаимодействия, а также методов и приемов работы на уроке иностранного языка.

       Потенциальным средством прямой передачи гражданских ценностей в рамках иноязычного образования является правильно отобранный и организованный учебный материал, в который могут войти такие темы как права человека, расовая и другие виды дискриминации, социокультурное разнообразие мира, разнообразие языков и т.д. Такие темы можно вводить в программу курса в рамках лингвокультурологического компонента, что, несомненно, будет способствовать воспитанию уважительного отношения студентов к изучаемому языку, его носителям, к культуре народов, говорящих на этом языке, что в свою очередь, заставит ценить свою культуру.

       Межкультурный подход в иноязычном образовании предусматривает обучение через анализ и сопоставление языковых и социокультурных реалий родной и иностранных культур (С.Г. Тер-Минасова, Дж. Уолдес и др.) Изучение студентами иностранного языка создает возможность их обращения к родному языку и родной культуре. Задача педагога – использовать эту возможность и придать этому процессу эмоционально-ценностный характер. Недостаточность простого знания фактов культуры в содержании образования отмечает Е.И. Пассов: «то, что запоминается вне какого-либо отношения, чисто формально, без эмоций, - быстро выветривается» [5, С.213]. Для развития навыков критического мышления, содержание обучения должно предусматривать самые острые дискуссии, дебаты по вопросам проблем общества и глобальных проблем человечества.

       Если педагог создает дух демократизма, предлагая для обсуждения на занятии соответствующие темы, если приветствует свободный обмен информацией и обеспечивает взаимопонимание, основанное на признании чужих ценностей, прав другого на эти ценности, на уважении этих ценностей (даже если они и не принимаются), если на занятии царит атмосфера уважения к личному достоинству каждого и каждый человек в группе ценен, то основу становления культуры гражданственности в образовательном процессе можно считать заложенной.

       Следующим фактором, влияющим на успешность интеграции иноязычного и гражданского образования, является распределение ролей «учитель-ученик».

       При традиционной форме обучения у педагога и студентов четко определенные роли. Например, на занятиях, где студент является объектом образования, преподаватель инициирует, ведет и контролирует общение. Такая доминирующая модель общения отстраняет студента от роли активного участника, не развивает его навыки взаимодействия и общения, которые являются одними из основных элементов культуры гражданственности личности.

       Успешность становления культуры гражданственности в иноязычном образовании во многом зависит от того, насколько успешно управляет общением на уроке педагог, и насколько активно участвуют в нем студенты. Следовательно, обе стороны образовательного процесса должны содействовать созданию и поддержанию отношений сотрудничества. Педагогу необходимо создать условия, способствующие проявлению разнообразных интеллектуальных навыков и навыков совместной работы студентов. Когда педагог ослабляет функцию контроля за счет усиления самоконтроля студентов и признает сотрудничество со студентами в образовательном процессе, тогда он обретает партнера и союзника [7, С.10-11]. В свою очередь, студенты, осознав различные проблемы, связанные с процессом преподавания и учения, начинают больше ценить деятельность педагога.

       Смещение центра обучения с преподавателя на студента отнюдь не означает облегчения роли первого. Напротив, уступая доминирующую роль источника знаний, педагог принимает на себя еще большую ответственность, становясь координатором, организатором, управляющим и советником. Эти новые обретенные роли, позволяют назвать педагога, помогающего самоактуализации студента, «фасилитатором» (К.Роджерс). Обретение роли фасилитатора влечёт за собой глубинные личностные преобразования педагога – изменение ценностей, мотивов, опыта общения, отношений, деятельности, поведения, которые происходят легче в коллективе единомышленников [4, С.285-286].

       Преобладание строгого распределения ролей, доминирование, как характер общения между педагогом и студентом, где первый выступает источником знаний, а второй пассивным получателем этих знаний, безусловно, тормозит становление культуры гражданственности в иноязычном образовании. Следовательно, необходимо использование более разнообразных методов, сориентированных на глубокую личную включенность студентов, которые мотивировали бы студенческую активность и живое участие на занятии.

       Становление культуры гражданственности студентов требует таких методов и приемов, которые позволяли бы им обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, формировали бы их познавательную активность и навыки ведения продуктивной дискуссии. Поэтому необходимым элементом становления культуры гражданственности, который создаст интерактивную модель общения на занятии, должна стать групповая и парная работа, достоинством которой является то, что большую часть учебного времени говорят сами студенты. Групповая работа вовлекает студентов в общение-сотрудничество на занятии, создает условия свободы, благоприятный психологический климат, атмосферу творческого самовыражения студентов. Достоинством групповой работы также является развитие взаимоуважения.

       Групповые формы работы являются личностно-ориентированными, поскольку требуют высокой степени участия и принятия активной и творческой роли. К ним относятся:

  • Кейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций). Техника обучения, использующая описание реальных общественных ситуаций. Группа погружается в ситуацию, затем ситуация анализируется в малых группах, после чего студентам предлагается выступить с презентацией анализов кейса. Работа завершается общей дискуссией.
  • Игровые методы обучения (ролевые и деловые игры). Студентам приписываются роли в определенных социальных ситуациях. Взаимодействуя с партнером (партнерами) они могут выражать как свои, так и чужие мысли и чувства.
  • Дискуссия (как метод интерактивного обучения). Это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Характеризуется сочетанием взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора. 
  • Метод «мозговой атаки». Для решения проблемы студенты обмениваются информацией друг с другом или занимаются коллективным сбором информации.

       Важно, что эти формы работы помогают студентам признать существование противоположных взглядов, и что компромиссное общение может стать основой разрешения конфликта.

       Для организации дискуссии в большой группе, уместным бывает неформальное, «круговое» рассредоточение мест в аудитории, что помогает усилить акцент на равенстве собеседников, видящих лица друг друга вместо лица наставника.

       Урок иностранного языка, где приветствуется свободное общение в групповых формах, предоставляет студентам уникальную возможность участия в диалоге, полисубъектном пространстве, где важно найти своё место, а также нести ответственность за управление и успешность общения на уроке. Несомненно, это способствует усвоению гражданских знаний и развитию навыков гражданского поведения, включая взаимоуважение и способность к сотрудничеству.

       Становление культуры гражданственности студентов в вузе является широкой образовательной задачей, неотъемлемой частью которой является иноязычное образование. Становление культуры гражданственности может входить в любую из целей обучения иностранному языку при условии тщательного отбора содержания обучения, методов и приемы работы. Выполняя роль фасилитатора, интегрируя иноязычное и гражданское образование, используя рефлексивно-аналитические и интерактивные технологии обучения на уроке иностранного языка, педагог может создать условия для становления культуры гражданственности своих воспитанников.


Библиографический список

1. Борисов, И.И. Классические университеты как центры международной интеграции образования и науки [Текст] / И.И. Борисов // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной конференции 20-21 февраля 2001 года. – Воронеж, 2001, Часть 1. – 176с.
2. Дуранов, И.М. К вопросу о взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма [Текст] / И.М. Дуранов // Вестник ОГУ.- 2002. - №1. С.55-56.
3. Кудинов, Н.И. Ценностные ориентации патриотического воспитания молодежи: характер и тенденции развития [Текст] / Н.И. Кудинов // Формы и методы патриотического воспитания молодёжи. Региональный аспект: Тез. докл. регион. конференции. – Рязань. – 1996. С.17-19.
4. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н.Куликова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342с.
5. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея [Текст] / Е.И. Пассов. - М. : ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. - 240 с.
6. Рахманин, В.С. Пять дилемм высшего образования [Текст] / В.С. Рахманин // Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки: Материалы международной конференции 20-21 февраля 2001 года. – Воронеж, 2001, Часть 1. – 176с.
7. Zuo, Biao. Misconceptions. Clarifying the concept of control [Текст] / Zuo Biao // English Teaching Forum. – 1996.- July-October. – P. 10-11. 


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты