Гражданином быть обязан!

Методический портал

Решение проблемы нравственного воспитания детей 
через реализацию программы развития «Гражданское образование»

Е.Е. Галкина, 
замдиректора по УВР МОУ Куяновская СОШ 

       Сама жизнь, современные ее перипетии заставляют нас пересматривать подходы к образованию, отвечать на многие новые вопросы.
       Кого должна готовить школа? Человека, наделенного классическими знаниями по как можно большему числу предметов, или человека, который, может быть, не настолько знает глубоко тот или иной курс, но хорошо ориентируется в современных условиях, и главное, способен применять свои знания в новых реалиях нашей жизни. Этим и объясняется актуальность поставленной нами цели работы школы: формирование у учащихся системы гражданского образования. Успешная реализация концепции гражданского образования предполагает эффективную адаптацию человека к обществу, с одной стороны, и его саморазвитие, активное взаимодействие с обществом, с другой.
       Становление личности и ее гражданских качеств происходит в органической связи с процессом социализации. При этом под гражданским образованием нужно понимать не простое приспособление человека к социуму, бездумное принятие существующих в нем ценностей и традиций, а активное освоение социального пространства, осознанное согласование ценностных ориентиров, активное участие в преобразовании окружающей социальной среды, нахождение достойного места в обществе.
       Основными показателями успешности гражданского образования может служить готовность человека быть активным, сознательным и полноценным гражданином общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные и другие функции и обязанности. Большая роль в этом принадлежит  классному руководителю, задача которого помочь ученику в выборе, проследить, что бы он не остался «за бортом жизни». Поэтому важно найти каждому ученику своего класса интересное дело, в котором он был бы успешным.
       Решение столь сложной задачи, как воспитание гражданина, его социализация требует создания целостной системы гражданского образования. Это направление работы школы осуществляется по разработанной классными руководителями программам: «Моя семья – мое богатство», «Я- гражданин»,«Мир моих увлечений», «Нравственное воспитание», «Школа жизни –театр». «Лидер», «Культурология». 
       Воспитание гражданственности подразумевает формирование совокупности позитивных гражданских свойств личности, таких как:
       • социально-гражданская компетентность, в основе которой — совокупность знаний в области этики, права, экономики, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;
       • активная гражданская позиция, наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;
       • гражданская социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества. Установка на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам, участие в гражданских объединениях и т. д.
       Становление у учащихся гражданских свойств личности происходит под воздействием многочисленных влияний — семьи, микросоциума, поселковой среды, средств массовой информации, создающих пеструю картину жизни российского общества, школы, учреждений дополнительного образования.
       Школа является самым важным институтом нравственного и гражданского воспитания. Только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему нравственно-гражданского образования, охватывающую как классно-урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания и обучения. Образование не может сводиться лишь к сообщению комплекса знаний об обществе, оно должно включать эмоционально насыщенный нравственный ценностный компонент и создавать условия для накопления учащимися опыта действий в качестве гражданина, члена общества. Для достижения поставленных целей в школе используются различные организационные формы гражданского образования:
       • уроки;
       • внеурочные формы деятельности;
       • уклад жизни школы;
       • внешкольные формы деятельности.
       Только сочетание всего разнообразия форм может привести к положительным результатам деятельности школы.
       Особую роль играют предметы: история, обществознание, литература, экономика, элективные курсы, основа таких занятий - решение правовых задач и рассмотрение жизненных ситуаций с точки зрения права.
         Именно здесь передаются знания из области участия гражданина в общественной жизни и обсуждаются острые общественные проблемы.
       В своей работе педагоги школы используют и некоторые другие методы интерактивного обучения, такие как социальное проектирование и проектно-исследовательская деятельность учащихся, которые подразумевают активное включение в образовательный процесс учеников. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей. Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Живая практика с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность проявилась в таких проектах как «Парк надежды», «И оживают куклы», «Милосердие». 
         Наша школа активно взялась за изучение методик проектно-исследовательской деятельности, отработку навыков проектов, как на уроках, так и во внеурочной сфере. С целью активизации этой работы учащимся предложен элективный спецкурс «Социальное проектирование», на котором учащиеся в виде ролевых игр осваивают навыки проектно — исследовательской культуры.
       Формирование личности невозможно без творчества. Участвуя в школьных, в районных и областных слетах, олимпиадах, соревнованиях, областных тематических конкурсах, занимая призовые места, дети реализуют и развивают свои лучшие качества и благодаря этому в будущем займут достойное место в жизни.
       Эффективно использовать внеурочные формы работы для воспитания гражданственности способствуют тематические классные часы (посвященные какой либо проблематике, они формируют отношение ребят к различным явлениям современности).
Огромный вклад в формирование гражданских, нравственных и патриотических свойств личности вносят действующие  в нашей школе детская организация «Маленькая страна», совет старшеклассников «Республика СИБМИР» и Центр гражданского образования «Собеседник», в которых учащиеся проявляют свои организаторские и творческие способности и получают первичные навыки общения, приобретают опыт позитивной гражданской деятельности, опыт самоуправления. 
       Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, поскольку речь идет об общественных интересах и их разумной взаимосвязи с личным участием. Самоуправление способствует более успешной социализации, так как в процессе самоуправления обучающиеся осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться, учитывать и использовать интересы. Самоуправление способствует формированию потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе, а значит, усваиваются основные социальные компетенции необходимые современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем.
Развитие ученического самоуправления в школе во многом зависит от готовности педагогического коллектива и администрации отдать часть полномочий детям, от умения найти компромиссное решение, создать условия для включения педагогов и родителей в самоуправление. Все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса. Поэтому не случайно родилась идея издания школьной газеты «Сибмирский вестник». В ней публикуется материал о школе, интервью с учителями и учащимися на актуальные и злободневные темы дня, творческие работы учащихся, освещение интересных событий и многое другое. Это первый опыт верстки, сбора информации, издания газеты, и, возможно кому-то он поможет в самоопределении.  
       Пути развития ученического самоуправления и детской общественной организации в школе могут быть разными по форме и содержанию, а дорога у них одна — интересы, потребности, цели наших ребят, желание видеть их успешными, самостоятельными и самодостаточными личностями современного гражданского общества.
       Воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности невозможно без изучения своей истории. История  - это душа и память народа, а музеи –хранители этой памяти. Так с 1995 года при школе существует музей трудовой и боевой славы (экспонаты которого размещены в 6 отделах: археологический, трудовая слава, боевая слава, современная жизнь, образование, предметы быта села), на базе которого в постоянном режиме проходят  поисковая, и исследовательская деятельности; встречи с ветеранами, сбор материала, оформление альбомов, выставок по различным темам, работа в архивах района, проведение литературных и музыкальных гостиных, выпуск стенгазет, обмен опытом с другими школьными музеями, участие в районных, областных краеведческих конференциях и  конкурсах, таким образом, музей становится центром патриотической и гражданско-нравственной работы с молодежью.
       В заключении можно процитировать письмо Министерства образования России:
«Гражданское общество представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством урочной и внеурочной деятельности…». 

Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты