Гражданином быть обязан!

Методический портал


Оптимизация процесса гражданской социализации студентов
в воспитательной системе вуза 



Абубакаров З.Г.

Аннотация:
В работе рассмотрены основные положения педагогики и социологии, связанные с проблемой гражданской социализации и гражданского воспитания молодежи, приводится модель пространства гражданской социализации чеченских студентов и описывается деятельность системы гражданского воспитания вуза.

Ключевые слова:
Гражданская социализация, факторы социализации, гражданское воспитание, воспитательное пространство, воспитательная система.

       Общество – это система, стремящаяся к стабильности, гарантом которой является государство. Стабильность общества во многом определяется преемственностью поколений, творческим восприятием молодежью основных норм и ценностей общества и государства. Характер присвоения человеком общественного опыта описывается понятием «гражданская социализация», оптимальность данного процесса достигается посредством гражданского воспитания.

       События, происходившие в Чеченской Республике в течение последнего десятилетия, а также некоторые исторические особенности взаимоотношений Чечни и России стали причиной того, что социализация (в частности, гражданская социализация) чеченской молодежи протекает еще менее эффективно, чем в целом по Российской Федерации. Это определяет необходимость в разработке мер, в том числе, педагогического характера, по оптимизации данного процесса.

       Российское общество характеризуется политологами как переходное. «Переходности» всегда сопутствует некоторая нестабильность в социально-экономической, идеологической, политической сферах, обусловливающая нарушение нормального процесса социализации, в том числе, гражданской социализации молодежи. При этом, как отмечает М.Ф.Жук, темп преобразований в переходных обществах во многом зависит именно от способности молодежи активно социализироваться в условиях реформационных процессов (4). Иначе говоря, социализирующее значение системы гражданского воспитания в России гораздо выше, чем в государствах со стабильной социально-политической структурой. Это тем более справедливо для Чеченской Республики, в которой, в силу известных причин, из естественного процесса гражданской социализации «выпало» целое поколение молодых людей. Следовательно, жизненно важно уже сегодня уделять усиленное внимание процессу гражданского воспитания чеченской молодежи, направленному на оптимизацию процесса их гражданской социализации. Для этого, в первую очередь, необходимо выявить социально-педагогические условия гражданской социализации молодежи в реалиях чеченского общества. С другой стороны, для обеспечения оптимизации гражданской социализации молодежи необходимо задействовать потенциал основных институтов социализации, в первую очередь – образовательных, профессиональных, общественных и политических организаций и ближайшего окружения. Важнейшим организованным институтом гражданской социализации является образовательная система, в частности, высшие учебные заведения. Реализуемый в них процесс гражданского воспитания может способствовать оптимизации гражданской социализации студентов.

       Анализ литературы показал, что достаточно подробно освещены только отдельные аспекты гражданского воспитания и гражданской социализации молодежи. Так, в исследованиях А.В.Беляева, К.Ф.Габдрахмановой, Д.В.Кириллова, Е.В.Протасова, Е.В.Ростовцевой, В.А.Сухомлинского, Н.Е.Щурковой и других тщательно разработаны вопросы, связанные с содержанием гражданского воспитания. Социологами и политологами (М.В.Антонова, Л.Я.Гозман, М.Доган, А.Н.Медушевский, Д.В.Ольшанский, С.И.Сергейчик, Т.И.Соловьева, Е.Б.Шестопал и др.) охарактеризованы сущность, факторы и институты гражданской социализации. В работах М.В.Жука, Н.С.Красюковой, Б.Т.Лихачева, Г.В.Шешуковой и других обоснована роль образования в этом процессе.

       Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной педагогике накоплен богатый теоретико-методологический и практический опыт гражданского воспитания, вопросы гражданской социализации молодежи в его процессе рассмотрены в литературе лишь фрагментарно и без учета конкретных условий социальной жизни. Мы не обнаружили исследований, в которых предлагались бы пути оптимизации процесса гражданской социализации посредством организации соответствующей воспитательной деятельности в нестабильном обществе. Таким образом, актуальной является разработка модели системы гражданского воспитания вуза, ориентированной на оптимизацию процесса гражданской социализации студентов, и экспериментальное обоснование эффективности ее функционирования.

       При проектировании структуры и содержания деятельности системы гражданского воспитания студентов мы исходили из предположения, что гражданская социализация чеченской молодежи будет осуществляться более эффективно, если: – выявить сущность и взаимосвязь процессов гражданской социализации и гражданского воспитания; – сконструировать модель пространства гражданского воспитания молодежи, организационно-педагогической основой которого станет система гражданского воспитания вуза; – обосновать необходимость в структурных, содержательных и организационных изменениях учебно-воспитательной деятельности вуза и реализовать их; – учитывать реалии социально-экономической и политической обстановки в Чеченской Республике в гражданском воспитании студентов, а также в полной мере использовать потенциал общероссийских и чеченских институтов социализации; – целенаправленно ориентировать воспитательную деятельность вуза на оптимизацию процесса гражданской социализации студентов, выделив в воспитательной работе когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты; – в гражданском воспитании студентов опиираться на положения деятельностного, аксиологического, компетентностного, социально-ролевого, системного подходов.

       Социализация – это процесс приобщения личности к культуре, освоения ею социально-культурного опыта, накопленного человечеством, формирование мировоззренческих установок, усвоения образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе (13). К определяющим характер социализации факторам относят социально-экономический и политический уклад общества, его социально-культурные характеристики, общественно–педагогические условия, а также некоторые субъективные особенности конкретного индивида (10, 12).

       Гражданская социализация определяется как процесс усвоения личностью определенной системы знаний, норм, ценностей и опыта деятельности в профессиональной, политической и правовой сферах (5, 12). В содержании гражданской социализации традиционно выделяют правовой, профессиональный и политический компоненты, связанные с соответствующими группами знаний, умений и ценностей (3, 12, 13). Освоение человеком норм и ценностей общественно-полезной деятельности, не связанной ни с профессиональной сферой, ни с политикой мы определили как общественную социализацию в составе гражданской.

       Гражданское воспитание – это целенаправленный педагогический процесс организации и управления деятельностью формируемой личности гражданина, направленной на овладение социально–политическим, правовым, экономическим, морально-этическим опытом, конечной целью которого является гражданская социализация личности (1). Следовательно, процесс гражданского воспитания студентов должен быть направлен на освоение ими системы социализирующих знаний, интериоризацию гражданских ценностей и повышение гражданской активности.

       Анализ актуальных характеристик и тенденций развития общества, а также описанных современных концепций воспитания в высшей школе позволил нам выделить основные принципы и подходы к организации воспитательной деятельности в вузе, ориентированной на оптимизацию гражданской социализации студентов.

       Во-первых, необходимо обеспечить осознание личностью сущности общественных интересов и перевода их в категорию личных. Иначе говоря, в процессе гражданского воспитания необходимо добиваться того, чтобы воспитуемые строили свои жизненные планы на основе социально значимых целей, мотивов, интересов. Это обусловливает опору на аксиологический подход к гражданскому воспита нию студентов (2, 7).

       Во-вторых, в процессе гражданского воспитания, направленного на оптимизацию гражданской социализации молодежи, необходимо сформировать новую, конструктивную систему гражданских знаний, установок, опыта. То есть, важнейшими принципами моделирования воспитательной системы вуза являются, если можно так выразиться, гражданственно-контекстное обучение или компетентностный подход к гражданскому образованию (5, 6, 7), а также активно-деятельностный (6) подход к воспитанию через создание пространства студенческого самоуправления и организации участия студентов в общественной и политической жизни.

       В-третьих, при организации пространства гражданского воспитания молодежи необходимо реализовать системный подход, предполагающий взаимосвязанное использование потенциала всех институтов социализации (семьи, общественных организаций, политических организаций и др.) и содержания всех учебных дисциплин (в том числе, разработка и внедрение новых) и организация соответствующей деятельности для решения задач гражданской социализации учащихся (14, 15).

       Кроме того, в одной из современных концепций воспитательной деятельности вуза (6) стратегической целью воспитания студенческой молодежи с точки зрения формирования у нее гражданской позиции, социально значимых ценностей, гражданских и профессиональных качеств названо создание условий для освоения студентами новых социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения с учетом открытости общества и динамики общественных отношений. Поэтому опора на идеи ролевой теории личности и трактовку социализации как освоения социальных ролей может способствовать созданию адекватных организации условий для овладения студентами социальными (гражданскими) ролями, формирования эффективного (адекватного) социального (гражданского) поведения (10, 14, 15).

       При моделировании системы гражданского воспитания вуза мы опирались на положения средового подхода к образованию, согласно которому воспитательная среда понимается как часть социальной среды, специально созданная для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни (2). Исходя из этого, а также опираясь на предложенную Л.И.Новиковой интерпретацию понятия «воспитательное пространство» (результат конструктивной (созидательно-интегрирующей) деятельности всех элементов социального пространства в целях повышения эффективности воспитания) (10), нами разработана модель пространства гражданского воспитания студентов ЧГУ.

       Пространство гражданского воспитания - это педагогизированная среда, в которой осуществляется деятельность по гражданской социализации студентов (9, 10). Его субъектами являются: студенты (индивидуальный субъект), система гражданского воспитания вуза (коллективный образовательный субъект), общественные, политические и иные организации, целенаправленно включенные в гражданское воспитание студентов (коллективный общественный субъект).

       В разработанной нами модели пространство гражданского воспитания учащейся молодежи города Грозного описано как системный элемент общероссийского пространства гражданской социализации. Его ядром является система гражданского воспитания вуза, представленная контекстными (правовое, профессиональное, общественное, политическое) и структурными (когнитивное, аксиологическое, деятельностное) направлениями гражданского воспитания, вормами организации деятельности (учебными и внеучебными). Выделены также объект (сограждане) и субъект (студенты) воспитания и общественные интституты социализации (общественные организации, профессиональные учреждения, Союз Молодежи Чеченской Республики, молодежный Парламент Чеченской Республики) (рис.1).        

       В модели стрелками обозначены связи между институтами гражданской социализации в пространстве гражданского воспитания студентов, в том числе, и внутри системы гражданского воспитания вуза. Они показывают, какие из направлений гражданского воспитания, в первую очередь, реализуются посредством факторов данных институтов (структур). Субъектами гражданского воспитания являются студенты вуза. Интегральным (обобщенным) объектом, на который направлена гражданская активность студентов, выступают их сограждане, нуждающиеся в той или иной помощи, содействии (в том числе, и учащиеся этого же вуза, сокурсники). Они являются и индивидуальными (собственно, окружающие), и коллективными объектами.

       Радиусом моделируемого пространства гражданского воспитания обозначены административные границы города Грозного. Однако, поскольку социализация не может осуществляться в рамках отдельно взятого города, мы признаем условность таких границ и в модели отмечаем институты гражданской социализации общероссийской значимости: Молодежный Парламент РФ, Российский Союз Молодежи, образовательные учреждения России,
общественные и иные организации. Но, при этом, мы обозначили общую взаимосвязь между пространством гражданского воспитания студентов города Грозного и выделенными общероссийскими институтами гражданской социализации, не детализируя отдельные связи. Это обусловлено тем, что предметом нашего исследования является именно оптимизация процесса гражданской социализации молодежи на местном уровне. Таким образом, в пространстве гражданского воспитания учащейся молодежи Чеченской Республики мы выделяем блок общероссийских институтов гражданской социализации молодежи, соответствующие институты города Грозного и систему гражданского воспитания вуза.

       Ю. С. Майнулов определяет воспитательную систему как «упорядоченную вокруг целей совокупность связей субъектов и объектов со средой, обеспечивающих позитивный развивающий и формирующий эффект» (8, с. 108). Говоря о системе гражданского воспитания образовательного учреждения (вуза), можно воспользоваться определением Г.М.Коджаспировой и А.Ю.Коджаспирова, понимающими под воспитательной системой школы «совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания» (5, с.26). Данное определение позволяет выделить составляющие концепции гражданского воспитания студентов (цель, задачи, принципы, содержание деятельности и т.д.).

       Поскольку вуз мы рассматриваем в качестве основного института гражданской социализации студентов, остановимся на описании основных структурных компонентов системы гражданского воспитания вуза.

Характеристика основных структурных компонентов системы гражданского воспитания студентов вуза

       Цель – содействие эффективной гражданской социализации учащейся молодежи Чеченской Республики через формирование гражданственности как интегративного личностного качества.

       Результат – гражданская активность студентов, основанная на современных научных гражданских (социализирующих) знаниях, мотивированная интериоризированными гражданскими ценностями и базирующаяся на приобретенном в вузе опыте общественно-политической деятельности.

       Задачи:

  1. Формирование системы гражданских знаний (правовых, политических, профессионально-ориентированных, знаний в области социальной сферы общества: овладение понятийным аппаратом, представляющим основные категории гражданского общества – Конституция, закон, права и обязанности, политическая система, гражданская инициатива, гражданская позиция и др.) и умений (анализировать и критически оценивать информацию, понимать социальные проблемы, принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, выражать и отстаивать свое мнение, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки).

  1. Освоение и интериоризация системы общегражданских ценностей (гуманность, свобода и гражданская ответственность, уважение прав и свобод человека, человеческого достоинства, гражданское общество, общественное благо, гражданский долг, патриотизм, равенство людей перед законом, толерантность, гражданская активность и др.).

  1. Приобретение опыта гражданского поведения и деятельности (общественной, политической, профессионально-ориентированной, деятельности по самоуправлению через конструирование окружающего социума студента как пространства гражданского общества, позволяющего ему реализовать свои гражданские права и свободы как в вузе, так и вне его: реализация индивидуальных и общественных прав и обязанностей, использование гражданских свобод, установление конструктивных отношений с людьми, коллективная работа).

       Принципы – активности, самостоятельности и добровольности, учета индивидуальных интересов и склонностей студентов, социальной значимости деятельности, приоритета общечеловеческих ценностей, целенаправленности, взаимодействия с социальной средой.

       Методологические подходы: системный, аксиологический, компетентностный, активно-деятельностный, социально-ролевой.

       Структурные направления гражданского воспитания студентов: когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты целостной системы.
       
       Когнитивный, аксиологический и деятельностный компоненты гражданского воспитания реализуются системно во всех формах деятельности. При этом развитию когнитивной сферы студентов в большей мере способствуют учебные формы работы, деятельностный компонент развивается в процессе всех видов самостоятельной деятельности (общественной, внеучебной, политической, профессиональной и т.д.). Развитие аксиологического компонента происходит одновременно с когнитивным и деятельностным, но для большей эффективности необходимо применять еще и такие воспитательные методы, как убеждение, беседа, анализ воспитывающих ситуаций.

       Контекстные направления гражданского воспитания студентов:

  1. Правовое воспитание, направленное на правовую социализацию студентов.
  2. Профессиональное развитие, направленное на профессиональную социализацию студентов.
  3. Организация социально-значимой деятельности, направленной на общественную социализацию студентов.
  4. Политическое воспитание, направленное на политическую социализацию учащихся.

       Формы и методы гражданского воспитания:
       Методы: разъяснение, убеждение, метод положительного примера, создание проблемных ситуаций и ситуаций успеха; анализ конфликтов и стилей поведения; моделирование принятия решений; демократический диалог; метод социального проектирования, активные методы (круглый стол, диспут и дискуссия, мозговой штурм), ролевое взаимодействие, прием убеждающей аргументации.

       Формы: учебная деятельность (обязательные дисциплины (в том числе, специальные курсы), факультативные и элективные курсы, педагогический, правовой, социальный, политический тренинги), внеучебная деятельность (студенческое самоуправление, общественно-значимая (в том числе, волонтерская) деятельность, политическая деятельность).

       В целостном учебно-воспитательном процессе можно выделить два блока: учебная и внеучебная работа. При этом в учебном блоке мы, проанализировав ряд современных воспитательных концепций и программ, разработанных в различных общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, выделяем два уровня: предметно-теоретический и межпредметно-практический (6, 7 и др.).

       Предметно-теоретический уровень. Данный уровень соответствует освоению обязательных дисциплин учебного плана, содержание которых отвечает нашим задачам. Образовательный процесс направлен на формирование у студентов целостной научной картины мира, современного общества и мировоззрения; передачу знаний и умений, необходимых для активного участия в развитии всех сфер жизни общества; развитие умения оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей. При этом необходимо обеспечить гибкую и эффективную передачу знаний на основе научности, комплексности, доступности; сформировать у учащихся навыки аналитического, доказательного и самостоятельного мышления, заинтересовать их в самостоятельном и систематическом овладении основами нравственной, политической, правовой культуры и т.п.

       Межпредметно-практический уровень .Включает изучение элективных, факультативных и специальных курсов контекстного содержания; основной целью является подготовка студентов к самостоятельной реализации конкретного вида деятельности. Содержание курсов должно быть интегративным и предусматривать реализацию междисциплинарного подхода, то есть включать в себя многоаспектные теоретические и практические темы. Образовательный процесс должен предусматривать для студентов возможность комплексного применения теоретических знаний, осознания их системной целостности, а также обеспечить закрепление и интериоризацию учащимися гражданских ценностей. То есть здесь гражданское воспитание рассматривается как целенаправленное влияние не только на когнитивную и деятельностную, но и на мотивационно-ценностную сферу молодого человека в современной ситуации. Она включает в себя сохранение и развитие социального успеха, достигнутого на предыдущем учебном уровне, и воспитание с учетом особенностей социализации личности в нестабильном обществе.

       Внеучебная деятельность строится по принципу вовлечения студентов в постепенно усложняющуюся общественно-политическую деятельность (от студенческого самоуправления до политической сферы). В ее процессе учащиеся осознают важность и ценность служения обществу, гражданской ответственности и этики. «Она дает возможность практиковать личностную гражданскую ответственность через сотрудничество с другими и развивать такие ценности как честность, гражданское самосознание, сострадание, ценность культурного разнообразия, устойчивость к окружающей среде и т. д. Все эти способности и ценности, развивающиеся высшим образованием, помогают личности становиться настоящим лидером, соответствующим духу постиндустриальной эпохи» (16, с.4).

       Критерии эффективности функционирования системы гражданского воспитания вуза соответствуют структурным компонентам процесса гражданского воспитания и, одновременно, содержательным элементам гражданственности. Это когнитивный критерий, предполагающий освоение системы гражданских знаний и соответствующих умений; аксиологический критерий, содержание которого составляет интериоризированная система общегражданских ценностей и деятельностный критерий, включающий наличие опыта гражданского поведения и деятельности.

       В качестве показателей, по которым следует оценивать когнитивный критерий, могут быть выбраны объем, качество (уровень, прочность, внутридисциплинарная системность) и междисциплинарная системность знаний. Для аксиологического компонента такими показателями являются осведомленность студентов о сущности гражданских ценностей, значимость и действенность гражданских ценностей. Деятельностный компонент оценивается по показателям активности личности студентов и характеристикам деятельности, в которой они принимают участие (степень общественной значимости, уровень сложности деятельности).

       Для определения степени эффективности функционирования системы гражданского воспитания вуза целесообразно использовать рейтинговую систему оценок, поскольку различные виды деятельности последовательно включаются в воспитательный процесс, система социализирующих знаний формируется у студентов при изучении различных дисциплин в течение всего периода обучения, а интериоризация тех или иных гражданских ценностей определяется характером и содержанием учебной и внеучебной деятельности.

       Когнитивную основу воспитательной работы составляет содержание дисциплин предметно-теоретического и межпредметно-практического блоков. К предметно-теоретическим относятся следующие учебные предметы: философия, культурология, право, социология, педагогика, политология. При их изучении особое внимание следует уделять освещению вопросов, связанных с теми или иными гражданскими ценностями и другими понятиями и категориями социализирующего знания.

       Для межпредметно-практического блока нами были разработаны специальные учебные курсы: «Академические свободы, права и обязанности студентов», «Основы студенческого самоуправления», «Школа профсоюзного лидера», «Поле общественной деятельности», «Педагогический практикум по гражданскому воспитанию школьников», «Гражданское проектирование», «Школа политического лидера». При изучении этих дисциплин возможно осуществление обобщения и межпредметной интеграции социализирующего знания, закрепление гражданских ценностей, подготовка студентов к реальной социально значимой деятельности.

       Освоение форм общественно-полезной деятельности возможно только в процессе реального социально значимого труда, подготовку к которому следует осуществлять на практических занятиях в формах: игрового моделирования, тренинга социальных ролей, самостоятельного социального проектирования с защитой проектов.

       Экспериментальная работа по проверке эффективности функционирования системы гражданского воспитания вуза проводилась на базе географического факультета Чеченского государственного университета (94 человека, экспериментальная группа) в течение всего периода обучения. В состав контрольной группы вошли студенты исторического факультета (89 человек); достоверных различий между студентами ЭГ и КГ по выделенным признакам обнаружено не было (Р>0,05).

       В конце первого курса достоверных различий между студентами ЭГ и КГ ни по компонентам, ни в сумме баллов обнаружено не было, хотя такие различия зафиксированы по отдельным критериальным показателям. Вторая проверка выявила более высокую рейтинговую оценку у студентов ЭГ (Р<0,05), обусловленную достоверными различиями в среднегрупповых оценках по когнитивному и аксиологическому критериям.

       Анализ результатов комплексных проверок, проведенных в конце третьего и четвертого курсов, показал, что уровни развития всех компонентов, равно как и суммарные оценки, достоверно выше в ЭГ (Р<0,05). То есть, и профессиональная, и политическая социализация студентов протекали более успешно в ЭГ. При этом средние оценки, выведенные по отдельным критериальным показателям, свидетельствовали о том, что и ранее освоенные виды деятельности, (а также усвоенные гражданские ценности), не утрачивали в последствии значимости для учащихся ЭГ, чего нельзя сказать о КГ.

       По результатам итоговой проверки студенты ЭГ набрали почти вдвое большее количество баллов, чем студенты КГ. Таким образом, целенаправленная воспитательная работа по оптимизации процесса гражданской социализации молодежи способствовала качественному овладению учащимися системой социализирующих знаний, интериоризации ими гражданских ценностей и повышению гражданской активности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности функционирования системы гражданского воспитания вуза и действенности сконструированной нами модели пространства гражданской социализации молодежи.

       Мы считаем, что возможна реализация разработанной нами модели в условиях реального образовательного процесса для оптимизации процесса гражданской социализации молодежи. Функционирование данной модели будет особо эффективным в других регионах России со сходными социально-политическими характеристиками общества (в частности, в некоторых республиках Северного Кавказа).


Примечания:
1. Беляев, А.В. Воспитание гражданина в демократической России / А.В.Беляев // Спецкурс. – Ставрополь, 2000.
2. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко // Монография. – Волгоград: Перемена, 2000.
3. Доган, М. Сравнительная политическая социология / М.Доган, Д.Пеласси. – М., 1994.
4. Жук, М.В. Высшая школа как механизм адаптации к возможностям жизненного успеха в трансформационном обществе / М.В.Жук [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/ 276322.html
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005.
6. Концепция и программа воспитания студентов Костромского государственного технологического университета на 2006 – 2010 годы:: принято на заседании учёного совета Костромского гос. технолог. ун-та 21 февраля 2006г. [Протокол № 46].
7. Лешер, О.В. Гражданственно-патриотическое воспитание студентов вуза: аксиологический аспект / О.В.Лешер // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: сб. статей регионал. научно-практич. конференции. – Магнитогорск: МГТУ, 2005.
8. Майнулов, Ю.С. Средовый подход в воспитании: авторф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.С.Мануйлов. – М., 1997.
9. Новикова, Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления / Л.И. Новикова, И.В. Кулешова. – М., 1996.
10. Общая социология: учеб. пособие / Ю.Н. Аксененко [и др.]. – Саратов: СЮИ МВД России, 1999.
11. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова. – Ярославль, 2000.
12. Сергейчик, С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С.И. Сергейчик // Социологические исследования. – 2002. – №5. – С. 107-111.
13. Соловьева, Т.И. Социальные процессы как объект социального познания / Т.И. Соловьева // Философские науки. – 1987. – №3. – С. 43.
14. Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания / Н.М. Таланчук // Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогич. специальностям и направлениям. – М., 1997.
15. Тарроу, Н. Язык, межкультурализм и права человека / Н. Тарроу // Перспективы. – 1993. – №4. – С. 107-132.
16. Трапезникова, Л.И. Студенческие отряды как условие самореализации и становления личности будущего специалиста / Л.И.Трапезникова [Электронный ресурс] // Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза: материалы Пермской областной конференции. – 2006. – http://www.viu-online.ru


Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты