Гражданином быть обязан!

Методический портал


Концепция правового воспитания детей дошкольного возраста


Гришина Е. Ю.,
методист муниципального образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования
Центра оценки качества образования 




«Уважение к человеку – вот пробный камень.
     Если уважение к человеку будет заложено
В сердцах людей, они неизбежно придут
         К созданию  такой социальной, экономической,
     Политической системы, которая сделает
     Это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпири


       Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

           Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

           Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность» имеют некоторые закономерности, связи, вскрывают их сходства и различия, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРИЗНАКОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
 
   1. Нравственный.
   2. Правовой.
   3. Социально-политический.

 

      К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.

      Ко второму – правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

      К третьему – гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

      Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску.

      Правовой признак выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов.

          Социально-политический признак прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства.

       Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной жизни, т.е. сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности.

        Следовательно, наиболее значима для гражданского воспитания – правовая культура, ибо гражданственность тесно связана с правом, которое можно назвать гражданским минимумом. Поэтому надо осознать, что в условиях формирующего правового государства процесс совершенствования общества и каждого человека неотделим от воспитания в духе прав человека. Суть воспитания в духе прав ребенка, диалектика взаимоотношений прав и обязанностей – главное, что должно быть осознано педагогами и детьми. Дети, воспитанные в духе прав ребенка, легко совмещают представления о правах с соответствующими им обязанностями.

      «Жить по совести – это, значит, быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека» (Распутин В. Если по совести. М. , 1988. с.224).

      Стержневым в формировании детей является  уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права.  Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка концептуальных подходов к организации правового воспитания дошкольников является актуальной задачей.

     Технология разработки Концепции включает в себя основные три процедуры:

   1. Анализ «мира мыслей» сотрудников и родителей.
   2. Выбор основных направлений работы.
   3. Определение основ управленческой деятельности по реализации Конвенции.

 
          То есть, необходимо ответить на два основных вопроса, сведя их сознательно к  формулировке в самом упрощенном виде: Что мы можем сделать? Как мы это будем делать?

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
 

      Коренные преобразования в стране конца ХХ – начала ХХ1 веков, определившие крутой поворот в истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан.

    Концепция правового воспитания дошкольника, документ, отражающий совокупность взглядов на область правового воспитания и призвана способствовать активизации правового воспитания дошкольников и повышению социальной активности в этом процессе.  

       Разработка Концепции осуществляется в рамках реализации Программы развития учреждения  и утверждается на заседании педагогического совета.

      Концепция  является методической основой для организации правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. В Концепции сформулированы основы организации правового воспитания, его цель, задачи,  принципы, роль воспитателей и родителей по воспитанию правовой культуры в современных условиях, предполагаемые результаты.

      Основной целью Концепции является определение места и роли правового воспитания у детей дошкольного возраста как важнейшего направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения.

     Концепция ориентирована на переоценку ряда представлений в области правового воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности педагогов по формированию правового сознания детей дошкольного возраста.

      Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии детей, педагогов и родителей.

      По мере реализации системы правового воспитания отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться.
    

ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
 
      Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

      На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.

      Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.

      К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Готовясь жить в правовом государстве, надо и детей воспитывать в соответствии с нравственными законами. Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно,  эти Документы должны быть положены в основу дошкольного образования, и составить  значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности,  воплотившей в себе общечеловеческие ценности,  провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики. Т.е. эти Документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.

     Суть этики определил Джеймс Грант. По его мнению, эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее.

      Давайте и мы будем ориентироваться на такой высокий нравственный уровень, оценивая свое отношение к острым детским проблемам.

     Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми. Это является  процессом  длительным и многоаспектным.
         

ГИПОТЕЗА
 
     . Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.

         Преподавание нового курса предполагает использование преемственности и взаимовлияния педагогических  идей выдающихся ученых и педагогов различных стран, выявление закономерности прогрессивного развития педагогической мысли, которая, несмотря на всю ее древность, способна возрождаться и обновляться в каждую эпоху.

         Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.

    Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:

  • дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
  • изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
  • игры-драматизации;
  • конкретные поступки и ситуации…

 

      будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.


       ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ
 
      Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

           Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

          Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

          Эти принципы взаимосвязаны и  реализуются в единстве.   


       ЦЕЛЬ  

правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

      Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

      На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  •  утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
  •  создание и обеспечение  реализации в решение правовых проблем;
  •  воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
  •  формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.   

    
 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

      Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

     Новое время требует от нас  содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

      Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные,  познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

     Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

     Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

      Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы,  прежде всего,  обращены к взрослым.

      Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

     Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

      Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.  

           Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:

       

  •    Декларация прав ребенка (1959).
  •    Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  •    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  •    Конституция Российской Федерации.
  •    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  •    Семейный кодекс Российской Федерации.
  •    Уголовный кодекс Российской Федерации.
  •    Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  •    Устав учреждения.
  •    И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

 

           Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

      Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

      Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.

      Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.

      Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей.

      Содержание управления системой правового воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями.

           В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают перспективные планы работы с детьми и родителями и организуют их выполнение; осуществляют координацию деятельности педагогов  и родителей по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.

           Среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно формировать правовую культуру одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания детей дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и строить взаимоотношения  взрослых и детей  на нравственно-правовой,  педагогической основе.

       Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т.е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.

       Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно- ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования  рассматриваются как единое целое,  позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.

           Построение процесса  правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.


     ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
     В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

      - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 

     - формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

     - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 

      - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

      - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования. 

      Еще 10 лет назад мы не могли и предположить о том, что наша страна обретет общечеловеческий взгляд на проблему прав ребенка. Теперь разрабатываем конкретные пути воспитания в этом духе дошколят. Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». 

     
      ЛИТЕРАТУРА: 

      Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995. 

      Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995. 

      Конституция Российской Федерации. – М. , 1993. 

      Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995. 

      Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994. 

      Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997. 

      Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992. 

      Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992. 

      Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;

      Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002. 

      Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С.  , 1996. 

      Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992 

     Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002. 
 
      Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

      Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,№3, –С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.

     Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника). 

     Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992 

     Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998. 

     Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М. , 1992. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты