Гражданином быть обязан!

Методический портал

К вопросу о формировании гражданской позиции 
студентов в вузе

Яблочкина К. В.,
межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики КемГУ
Научный руководитель – к. пед. н., доцент Игонина Т. Б.

       
       В настоящее время важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, с новыми ценностями, взглядами на жизнь, в связи с демократизацией и гуманизацией.  Для этого каждому члену общества нужны знания, умения и навыки, определяющие отношение к обществу, а также сформированность демократических принципов и их реализация в общении, желании и готовности осуществлять социально полезные действия. В мире по-разному расставляются акценты гражданского воспитания. Например, в США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократичного общества, в Европе – обучать правам человека. В России начала ХХ в. ориентация на тезис К. Маркса о том, что человек есть совокупность общественных отношений, привела в воспитательной практике к выводу о том, что человека как природное существо надо скорее делать социальным деятелем.
       
       Понятие «гражданственность» – основа подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению Г. Н. Филонова, «гражданственность» - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально–ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. 
       Гражданственность является приоритетной ценностью, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достичь человеческого совершенства. Таким образом, в период обучения в вузе следует стремиться к развитию в каждом студенте гражданских качеств, определяющих меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Это предполагает воспитание высокого уровня самосознания, самоуважения, собственного достоинства, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей и ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки и т. д.
       Анализ процесса становления феномена гражданственности свидетельствует о том, что исследователи акцентируют внимание на личностных аспектах развития человека как гражданина и отражают определенный уровень его социального развития.
       
       По мнению А. М. Князева, формирование гражданственности как актуальной педагогической задачи современности соотносится с общей концепцией развития личности. В процессе гражданского воспитания он выделяет три этапа:
  1. Развитие познавательных функций личности, позволяющих получать знания и формировать представления об условиях жизнедеятельности в условиях гражданского общества и государства.
  2. Становление системы отношений к себе как к личности, к себе как к гражданину, к гражданскому обществу и государству, к гражданским правам и обязанностям.
  3. Проявление личностью гражданских качеств как устойчивого психического образования, необходимого для успешной адаптации и личностного роста.

       Гражданственность отражает жизнь человека как гражданина с ее условиями, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции поведения, особенностей личного, гражданского и профессионального становления. Следует отметить, что ученые выявили несколько уровней гражданственности студентов в вузе. На первых курсах студенты пытаются определить свое место в обществе, адаптироваться к новой жизни, занять активную позицию в разнообразных социальных отношениях, группах. Многие стремятся проявить себя, сопоставить с другими и выразить свою позицию по отношению к окружающим (однокурсникам, преподавателям), т.е. на I и II курсах происходит развитие и реализация личностной (коммуникативной) стороны деятельности. III-й курс для студентов является переломным, поскольку учебный процесс усложняется, актуализируется предметно-практическая деятельность, развивающаяся на IV-м и максимально реализующаяся на V-курсе. Важными уже становятся мировоззренческие и ценностные ориентации, профессиональные интересы, перспективы самореализации личности в обществе, самоопределение. 
        Исследованием, направленным на анализ гражданственности студентов, мы занимаемся уже второй год. Анализ по проблеме исследования позволил сделать вывод, что половина опрошенных студентов считают необходимыми качествами личности для жизни в обществе самостоятельность, ответственность и целеустремленность. Причем, по их мнению, данными качествами личности они обладают, но зато такие качества как честность, сострадание, милосердие и патриотизм студенты не считают характерными для нашего общества. Период обучения в вузе – благоприятное время для формирования гражданских качеств, о чем утверждают 21% опрошенных студентов старших курсов. Следовательно, данная работа актуальна, имеет значимость для общества и требует продолжения исследования.
       
       Чтобы организовать целенаправленную работу по гражданскому воспитанию студентов, нам потребовалось выявить его компоненты. Компонентами гражданского воспитания являются: гностический, ценностно-мотивационный, эмоциональный, волевой, операционно-деятельностный.

         Гностический компонент необходим для формирования гражданской позиции,  политических, экономических, юридических, психологических, педагогических и других знаний. 
С юридической точки зрения гражданин – в конституционном праве физическое лицо, официально принадлежащее к данному государству и обладающее его гражданством. У гражданина возникает постоянная связь с данным государством. В силу этого он обладает полным объемом прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами государства. Гражданин имеет определенные права по отношению к государству (может требовать от него защиты своих законных интересов, обеспечения и создания условий для реализации прав и свобод) и обязанности перед государством, т.е. государство вправе требовать от него определенного поведения и выполнения своих обязанностей. Следовательно, студенты должны знать свои права и обязанности для успешной реализации в жизни. 
       
       Одним из условий формирования гражданской позиции считается политическое осознание человека – гражданский уровень политической грамотности. При этом человек может не участвовать в политике, но он потенциальный политический субъект. Уровень политической социализации человека – уровень его осознанности себя как гражданина, осознание обязанностей и ответственности перед государством. Свобода – сущностное условие гражданственности. Но свобода самоценна. И это -  второе условие. Третье условие – частная собственность, как экономическая, так и интеллектуальная форма ее выражения. Характеристика свободы человека как субъекта гражданского общества связана скорее с его частнособственнической самодостаточностью и адекватностью общества. То же самое можно сказать об интеллектуальной форме собственности (знание, навыки, опыт). Четвертым субъективно-объективным условием формирования и дальнейшего проявления гражданской позиции можно считать право – «внутреннее» и «внешнее». «Внутреннее» право формируется, если человек целенаправлен. Совесть - то, что подталкивает современного человека к гражданским поступкам. «Внешнее» право - это баланс между Правами общества и Законами государства. Пятое условие – культивирование профессиональных сообществ. Профессиональное сообщество -  та сфера, которая отражает как глобальность, так и локальность гражданского общества. Профессионализм – один из признаков гражданственности человека, его социальной сущности. Таким образом, гражданское самосознание личности представляет собой ряд самооценок, осознанного восприятия своих прав и обязанностей в обществе и государстве, осознание своей роли в политическом процессе. 
       Осознание себя гражданином государства - есть осознание своей субъективности. Поэтому условия гражданского самосознания одновременно являются условиями для гражданского участия, для проявления гражданской позиции. 

       Ценностно-мотивационный компонент отражает осознанность гражданских устремлений, сформированность гражданской позиции.
       Нравственным идеалом гражданственности выступает активная гражданская позиция, характеризующаяся чувством сопричастности, ответственности за судьбу человеческого сообщества и своего Отечества, стремлением к деятельному участию в ней. Человека с такой позицией называют гражданином.
       Немалую роль в формировании гражданских качеств занимают ценности и ценностные ориентации студентов. Как считает Е. Л. Руднева, формирование личности студента происходит через изменение его внутреннего мира, его позиции. Личность занимает определенную позицию лишь в случае проведения ею субъективной оценки существующей системы ценностей. В современных условиях закономерно возрастает роль высшей школы, призванной формировать новое поколение студентов, способных в будущем работать в условиях рынка, готовых к решению задач реформирования общества. От профессиональной подготовки студентов, их социально-политической активности  и духовно-нравственных ориентаций во многом зависит судьба обновления общества.  

       Эмоциональный компонент включает наличие выраженных гражданских чувств, заботу о судьбе Родины, государства, формировании гражданского общества и др.
         Согласно, гражданскому кодексу РФ, гражданское общество – это общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности для реализации различных идеологических постулатов, (граждане могут свободно выражать свои мнения, создавать для распространения своих знаний различные, в том числе, политизированные объединения), а также определенное единство индивидуальных и общественных интересов. Под гражданским обществом понимается целостная совокупность неполитических духовных и экономических отношений между лицами, группами и организациями, независимыми от государственной власти. Гражданское общество формируется на стыке общественной и частной жизни, предоставляя человеку возможность самостоятельно определять цели и средства своих действий. Основными морально значимыми признаками и ориентирами такого общества являются высокий уровень демократических начал, самоограничение властей, установление верховенства закона, моральная регуляция отношений между властями и оппозицией, ограждение личности от государственного деспотизма и произвола, соблюдение принципа доверия к каждому члену общества, защита прав и свобод граждан. 
       Только в условиях становления гражданского общества, движения к нему и, следовательно, постепенного обретения обществом вышеперечисленных характеристик, гражданственность становится по-настоящему востребованной, выступая предпосылкой и необходимым основанием для формирования гражданской позиции каждого человека и гражданского общества.
       Любовь к Родине освещается вековым наследием, традициями, литературой, наукой, искусством. Деятельная, живая любовь выражается в повседневной, кропотливой, трудной, а часто монотонной и скучной работе. Любовь к Отечеству по своей природе предполагает стремление к его улучшению, связана с желанием, создать более благоприятные условия для его существования, уберечь от катаклизмов социального происхождения.Деятельностный характер проявляется в желании приносить пользу, использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины.                   
       Высокое чувство любви к Родине зарождается и крепнет только тогда, когда человек усилием собственной мысли проникает в глубину своего сердца, задавая себе вопросы: «Для чего я живу на свете? Что я должен сделать для Родины?»   
       Гражданское сознание проявляется не только в уважении своих и чужих прав, закона и законности, но и небезразличном отношением к массовым несчастьям и страданиям. Необходимо учиться видеть их и соответственно реагировать. Истинный гражданин не может оставаться равнодушным при общественных бедствиях, хладнокровно взирать на эксплуатацию одних другими, на антиобщественные преступления, на злоупотребление властью, положением, богатством. 
       Мотивом гражданского участия является потребность человека в идентификации с определённым профессиональным сообществом, с обществом в целом, с государством. Это потребность в любви и согласии, но любви рационально-осознанной. Это потребность почувствовать себя нужным, полезным, отдавать свою «часть» в  «целое». Гражданское участие является ценностно-рациональным социальным действием. Формами гражданского участия могут быть этническая, религиозная, политическая, собственно профессиональная, собственно социальная и т.д.

       Именно волевой компонент включает в себя готовность и способность к саморегуляции поведения, самомобилизации в интересах государства и общества, сочетание личностных интересов и интересов общества. Таким образом, студенты должны понимать значение таких педагогических понятий как самовоспитание, гражданское воспитание, самоопределение, самореализация, самосознание. 
       Все компоненты интегрируются в операционально-деятельностном, где не только реализуются актуальные для формирования гражданской позиции, гражданского сознания умения и навыки, но и создается социально значимая деятельность студентов. 
       Насколько студенты понимают и осознают содержание гражданского воспитания, а также стремятся к самовоспитанию в себе гражданских качеств, позволяют судить результаты опроса, проведенного нами среди студентов химического факультета КемГУ.  

       Знаниями, являющимися элементами гностического компонента, обладают 30% от числа опрошенных респондентов - студентов II-го курса, 74,4% - III-го курса, 89% - IV-го и V-го курсов. Осознание гражданских устремлений и понимание смысла гражданственности характерно для 21% опрошенных студентов II-го курса, 38% - III-го курса, 54% - IV-го и V-го курса. Уровень сформированной гражданской позиции отмечает 48% студентов III, IV, V курсов. 77% опрошенных студентов считают, что на формирование гражданской позиции влияет не только получение образования, но и участие в исследовательской работе 13%, участие в воспитательной работе вуза 26%. Это говорит о недостаточном акцентировании внимания преподавателей, кураторов на значимость исследовательской деятельности и организации воспитательной работы в вузе. 
       Мнения студентов об образовательном процессе как аспекте социальной значимости сводятся к тому, что на занятиях гуманитарных дисциплин («История России», «Правоведение», «Психология», «Педагогика» и др.) необходимую информацию получили всего лишь 7,6 % опрошенных студентов, дополнительную информацию – 66,8% и 25,6 студентов ничего нового не узнали. Зато 72% респондентов считают, что изучение перечисленных дисциплин оказывает, наибольшее влияет на формирование активной гражданской позиции. Качественный анализ ответов студентов показал, что у большинства из опрошенных нет желания самостоятельно что-либо узнавать, а также не сформированы умения добывать необходимые знания.
       Следует обратить внимание и на то, что ответы некоторых студентов дают возможность говорить об устойчивом мнении в среде студенческой молодежи о важности гражданских качеств личности преподавателей, служащих примером для студентов. Также некоторые студенты утверждают, что гражданские качества не воспитываются в социуме, а формируются лично. 
       Следовательно, задача образовательных структур создать педагогические условия для формирования гражданских качеств в среде студенческой молодежи, а также совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, так как 70% опрошенных студентов утверждают, что воспитательный процесс в КемГУ нуждается в корректировке. 


       
Сайты по темам:
Rambler's Top100
.....................................
                                       Главная

                               Копилка
     
                        Почитать
      
                  Смотреть

             Афоризмы

         Галерея

      Рассказы

  Контакты